Электронные курсы и факторы эффективного обучения

Невольно в голове сложились 2 события:
1) очередной конкурс курсов, созданных в Courselab
и
2) публикация Эдуарда о Факторах эффективного обучения.

Невольно приходит клише из советских времен "два мира - две системы". Курсы - одна (система), обучение - совсем другая. Мухи сами по себе, равно как и котлеты.

Подавляющее большинство конкурсных курсов, на мой взгляд, весьма далеки, увы, от реализации тех самых факторов эффективности, о которых рассказывается в статье (и в цитируемом Эдуардом студенческом исследовании). Более того, сложилось впечатление, что уровень работ этого года куда ниже, чем конкурсных курсов, выставлявшихся на "ристалище" ранее.
Не стоит ли поднять планку конкурсной экспертизы / изменить шкалу оценок? Заменить ныне существующие критерии оценки на факторы (критерии)подобные тем, что использовались в цитированном исследовании? Тем более, что в нем про "рюшечки" и "елочные украшения", как это ни дискомфортно для многих курсотворцев, не упоминается. Зато перечисленные факторы очень даже непротиворечиво коррелируют с требованиями андрагогики и педагогического проектирования (дизайна)

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Владимир. Вы все рассуждаете.
И только говорите, что "все плохо". Так покажите не на СЛОВАХ, а на деле, что умеете делать отличные курсы.

Покажите свой "отличный" курс.

Слабо!?

Ваш анОним.
Эдуард Бабушкин написал(а)…
Владимир, почему я и "уперся рогами" в педагогическое проектирование.
Совершенно верно заметили, ощущение: электронные курсы в одном месте, обучение в другом....
Анонимный написал(а)…
Попытался представить, каким образом разработчик в рамках электронного курса может повлиять на каждый из перечисленных Эдуардом пунктов.
Для следующих пунктов ничего не смог придумать, так как это сугубо сфера орг. культуры:
2.Возможности и условия для реализации результатов обучения в профессиональной деятельности
6.Отношение к обучению, принятое в организации
7.Поддержка линейного руководства

Для этого пункта влияние разработчика курса возможно лишь через контент.
4.Личные и профессиональные качества преподавателя

Остаются лишь 3 пункта, которые действительно полностью «во власти разработчика»:
1.Внутренняя мотивация.
3.Адекватность методов обучения (соответствие цели обучения выбранным методам)
5.Наличие обратной связи в процессе обучения

Возможно, они действительно недостаточно полно нашли отражение в критериях оценки курса.

А напоследок рассмотрим первый и самый важный пункт «Внутренняя мотивация».
Стартовая мотивация сугубо зависит от обучаемого, повлиять на нее мы не можем. Наша задача – не погасить ее, а по возможности, разжечь в процессе обучения. А вот здесь, наряду с грамотным пед-дизайном и пригодятся «рюшечки», «елочные игрушки», «конфетки» и прочее. :)

Александр Ларин
Михаил Протасов написал(а)…
Александр, разработчик курса может влиять на все эти пункты. Например, если говорить о поддержке линейного руководства - то на нее разработчики влияют очень сильно. Они могут вообще не взаимодействовать с линейным руководством, тогда поддержки будет мало. Если же они будут проводить встречи с линейными руководителями, активно общаться с ними, привлекать их к разработке курсов, предоставлять им информацию по обучению и т.д. - поддержка, скорее всего, будет существенно большей.

На мотивацию обучающегося разработчик контента влияет в первую очередь тем, насколько контент соответствует потребностям обучающегося.

По каждому пункту можно привести много примеров, как можно на них повлиять. Другое дело, что грамотно организовать работу по всем этим направлениям - дело непростое.
Анонимный написал(а)…
Михаил, именно поэтому в начале своего поста я написал "...каким образом разработчик в рамках электронного курса может повлиять...".

То о чем вы написали, выходит за рамки электронного курса и не может быть каким-либо образом оценено внешними экспертами, а суть исходного поста - оценка внешними экспертами курсов исходя из факторов эффективного обучения.

Александр Ларин
Михаил Протасов написал(а)…
Александр, согласен с Вами, что в текущем формате конкурса эксперты не имеют возможности оценить эти факторы. При этом эти факторы я считаю крайне важными (и исследование, проведенное Эдуардом Бабушкиным, подтверждает их важность). Таким образом, раз эксперты не могут оценить их, то оценки курсов получаются очень необъективными.

Я думаю, что можно было бы организовать конкурс таким образом, чтобы эксперты могли оценить и эти факторы, и оценки получились бы более объективными. Пример такой организации - конкурс Trainings Index в очном обучении (в котором Ваша компания тоже победила в этом году, респект Вам). Там все тоже далеко не идеально, но объективность оценок, на мой взгляд, существенно выше.

Думаю, что назрело время для организации подобного конкурса в области дистанционного обучения. По аналогии с Trainings Index, его можно было бы сделать платным. Предлагаю вендорам eL задуматься о такой возможности, на мой взгляд она всем выгодна: вендоры могут пропиариться и заработать, а компании-пользователи eL могли бы получить более объективную обратную связь по своим проектам и повысить свою квалификацию.
sw написал(а)…
Алесандр, пункт «5.Наличие обратной связи в процессе обучения» тоже не так прост. Какая именно ОС? Курс-обучающийся / Курс-тьютор /курс-администратор / обучающийся- тьютор и тд.
Далеко не все виды можно оценить на конкурсе. Очевидно, годится для оценки Курс-обучающийся, но если в организации это не единственный (основной) вид? Понятно как это повлияет на итоговую оценку!
Эдуард Бабушкин написал(а)…
Этот комментарий был удален автором.
Эдуард Бабушкин написал(а)…
Я скажу одну такую мистическую вещь))))
Помните фильм Формула любви? Там герой Леонида Броневого говорит, что когда доктор сыт, то и пациенту хорошо.
я это к тому, что эти вещи как то явлены в курсе.
из своего скромного опыта помню, к примеру что если вы с контентным экспертом придете к единому пониманию в отношении целей курса, то это даже будучи не закреплено материально в курсе, сказывается тем не менее на качестве обучения.
Телепатия, не иначе))) но блин работает....
не замечали?
Владимир Наумов написал(а)…
Совершенно согласен с Михаилом, что разработчик может (от себя добавлю – обязан, иначе он или дилетант, или просто плут – сознательный или бессознательный) учитывать позиции, перечисленные в исследовании.
Александр, ваш вопрос, каким образом разработчики могут «повлиять» на те или иные факторы есть 2 ответа:
1. Идти в поле и изучать ситуацию, вступать во взаимодействий с линейными менеджерами, потенциальными учащимися и с прочими заинтересованными сторонами, изучать корпоративные документы и пр. (именно такая работа и составляет львиную долю функций проектировщиков обучения (пед.дизайнеров) с целью решения проблем, препятствующих повышению производительности, а также для оптимизации корпоративного поведения человеческого ресурса.
2. Изучать литературу, каким образом средство обучения может коррелировать с функциями преподавателя, выбором средств и методов обучения в условиях конкретной компании и прочими перечисленными в исследовании факторами (кроме внутренней мотивации), а также с особенностями коммуникаций, стилем руководства, текущими и грядущими изменениями в компании, кадровой политикой + применять почерпнутое из литературы.
Наконец, по поводу мотивации. Весьма спорным, Александр, является ваше утверждение, будто курс способен повлиять на внутреннюю мотивацию взрослых сложившихся людей. Он, здесь я также согласен с Михаилом, он может либо попасть, либо «промахнуться» в/мимо сами по себе существующие потребности, мотивы, интересы учащихся. Определение баланса между потребностями компании в подготовке сотрудников и потребностями самих сотрудников, ИМХО, также одна из задач проектировщиков обучения. Иначе мы будем получать бесцельные (в лучшем случае, "бьющие в молоко") курсы.

Человеческий мозг - "машина" гибкая. Он и из убогонького контента способен извлечь полезную информацию, особенно в условиях зависимости учащихся от менеджемента. В этом, ИМХО, один из секретов жизнеспособности продукции художественно-педагогической самодеятельности, которые, увы, пока количественно преобладают на нашем рынке.
Анонимный написал(а)…
Есть курсы, способные загубить мотивацию, там, где она была изначально, а есть те, которые пробуждают мотивацию и интерес там, где она изначально отсутствовала.

Пример - курс про вязание узлов из позапрошлого, если не ошибаюсь, конкурса. Тема меня не интересовала в принципе, курс открыл из праздного интереса, но в процессе прохождения появился мотив не только его просмотреть до конца но и поэкспериментировать с реальной веревкой.
Надеюсь, этого одного реального контр-примера достаточно, чтобы опровергнуть ваше утверждение? Речь может теперь идти не о «спорности» утверждения в целом, а, например, определенных ограничениях, которые вы дополнительно вводите.

В остальном в вами не могу спорить, так как в вашем последнем посте тема вышла за пределы контекста, оценки внешним наблюдателем и, следовательно, предмет дискуссии изменился.
Владимир Наумов написал(а)…
Хороший пример про курс с узлами (он и на меня произвел очень хорошее впечатление). Не уверен, однако, что вы смотрели его сугубо из праздного любопытства. Скорее всего, содержание этого курса вошло в резонанс с некоторой уже имевшейся у вас, но до конца не озознанной потребностью. Дело скорее всего не в том, что вам страстно захотелось вязать узлы ради узлов, а, видимо, либо с некоторой потребностью вязать прочные узлы, либо с потребностью убедиться, а способен ли курс в реале этому процессу обучить. Не исключено, что и с обеими (+ еще несколькими ???) потребностями одновременно.
Анонимный написал(а)…
Владимир, даже если предположить, что неосозноваемая потребность или мотив имелись, плохой или неинтересный курс не удержал бы внимания дольше нескольких слайдов, "погасил" мотивацию.

Есть курсы, с которыми так и было. Тема меня крайне интересовала, но продраться сквозь первоначальные скучные слайды я так и не смог.

По-моему, это прямые примеры влияние курса на мотивацию к обучению.

Александр Ларин.
Владимир Наумов написал(а)…
Моему анОниму:
<<Покажите свой "отличный" курс/

Из мнений заказчиков о компании "Отличный курс":
"Предлагаю переименовать ООО "Отличный курс в "Великолепный во всех отношениях курс" /О.М. Дуракина, начальник отдела развития персонала ОАО "Заволжский моторный завод"/

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?