Websoft

суббота, сентября 17, 2011

Кто ставит цели в неформальном обучении?

Вопрос родился в обсужеднии поста Юрия Духнича Пять мифов о неформальном обучении.
Хотелось бы услышать ваши мнения, если удастся, сделаю из этого статью экспертных мнений на HRM.
Прошу порассуждать, на тему "Кто ставит цели в неформальном обучении?"
Давайте определимся, что такое цели в обучении. Если я правильно понимаю, то цель обучения формулируется следующим образом:
- что должен знать, уметь обучаемый
Если мы запускаем неформальное обучение в компании, то возникает вопрос, кто определяет цели обучения работникам?
С одной стороны, неформальное обучение предполагает полную самостоятельность работников, в т.ч. постановку целей. Хотя я не нашел ни в одном материале о неформальном обучении ответа на данный вопрос. В статье англоязычного ВиКи (см. перевод статьи) упоминается только: «Неформальное обучение не должно планироваться в строгом соответствии с педагогическими целями курса, тестированием, ориентированным на квалификацию, но организованные случайно, полностью проблемно ориентированные, связанные с конкретными ситуациями менеджмента, ориентированные на приспособление к конкретной жизни»
Или: «Неформальному обучению нет необходимости следовать четкой программе учебного курса или профессиональной организации, но происходит случайно, непредумышленно, спорадически в связи с изменением требований практики»
С другой стороны, организация имеет свои бизнес-цели, и если бизнес-процессы выстроены корректно, что обучение должно быть выстроено в соответствии с логикой бизнес-целей организации, т.е. цели обучения должны быть увязаны в общую иерархию целей организации. Может ли при таком раскладе компания вкладывать инвестиции в бизнес-процесс, где целеполагание отдано на откуп самих работников? Не слишком велики риски для компании?
Или речь может идти только о декларации самостоятельности целеполагания, а на самом деле как в том самом выражении: свобода определяется длиной поводка?
Буду рад вашим откликам. Повторюсь, что из ваших откликов хотел бы сделать сводную статью экспертных мнений
Поскольку формат комментов может не вместить ваше мнение, можно оставлять мнение в посте у нас сайте или отправляйте мне на е майл (в профиле)

4 комментария:

Марина Унгер комментирует...

Эдуард, здравствуйте!

Я бы предложила для начала определиться с термином "неформальное обучение". Все ли мы одинаково понимаем этот термин и его назначение в организации?

И еще вы спросили: "Если мы запускаем неформальное обучение в компании, то возникает вопрос, кто определяет цели обучения работникам?"
У меня к вам уточняющий вопрос: А кто и для чего запускает этот процесс в компании?

Что касается "неформального обучения" я понимаю это так: люди в организации постоянно чему-то учатся, даже не понимая, что они учатся. Они задают вопросы более опытному коллеге, смотрят на поведение коллег и руководителя, читают инструкции, ищут необходимую информацию в интернете, общаются в курилке, переписываются в чатах и пр. - то есть происходит никем не контролируемое обучение посредством общения и/или поиска нужной информации.

Задача организации - помочь сотруднику получить нужную для его работы информацию в нужном объеме в нужное время и по первому требованию, то есть каким-то образом формализовать этот процесс. Формализовать - значит создать такую среду, которая позволит сотрудникам удовлетворить потребность в информации, а также будет стимулировать желание делиться этой информацией с окружающими. И здесь на помощь приходят корпоративные порталы и всевозможные инструменты web 2.0. (блоги, вики, подкасты и прочие полезные инструменты).

То есть с одной стороны, неформальное обучение - это процесс, который инициируется сотрудниками. С другой стороны - организация всячески способствует тому, чтобы этот процесс был непрерывным и формализованным.

Буду рада услышать мнение коллег о том, что такое "неформальное обучение". И потом с удовольствием порассуждаю о целях :)

Владимир Наумов комментирует...

Эдуард,
верно ли я понимаю, что ваши вопросы в посте можно переформулировать в следующем ключе:
- А она нам надо, это неформальное обучение?
или
- А мы (менеджмент, и/или HR'ы, и/или потенциальные учащиеся) готовы к неформальному обучению?

Эдуард Бабушкин комментирует...

Владимир, это вытекающие вопросы
есть куча других. мне уже отписали, что в неформальном обучении нет целей в привычном понимании этого слова. если нет, то пардон - а как контролировать процесс?
ну и т.п.
я боюсь здесь навязываться. поделитесь рассуждениями, с удоволсьтвием включу ваше экспертное мнение

Владимир Наумов комментирует...

Эдуард,
Самое простое решение, которое имело место в моей практике неформального обучения (и не только в моей, разумеется) - отказ от традиционой оценки ЗУНов в пользу экспертной (1-й из наших курсов) оценки созданных аудиторией проектов и планов, групповая взаимооценка (это был курс (№ 2) по написанию преподавателями отдельных модулей будущего дист. курса), 3-й курс - групповое генерирование контента с приемом консенсуальной оценки (кооперативное обучение) его качества и результатов апробации эффективности.