О застое в электронном обучении

Есть мнение, что российский e-learning представляет собой болото, в котором ничего не происходит, бесталанные люди делают соответствующие курсы, а вендоры (т.е. мы) всячески их в этом поощряют.

Соглашусь - я давно уже не наблюдаю действительно эффективных новых идей и решений. Причем  не у нас (какие у нас революционные идеи - мы на несколько лет позади), а на Западе. Нет ничего нового и оригинального у лидеров электронного обучения! Все что произносится на конференциях мудрыми западными дядьками - про мобильное обучение, серьезные игры и интеграцию с соц. сетями и т.п. уже 100 описано, обсуждено и испробовано. И не дает никакого прорыва.

Почему так?

E-learning в текущем виде превратился в зрелое решение как с точки зрения софта, так и методологии. Компоненты текущего e-learning, давно устоялись и развиваются неспешно. Я про эти компоненты:
- курсы для самостоятельного обучения
- авторские средства для быстрой разработки контента
- системы дистанционного обучения
- инструменты для вебинаров

Появление новой версии авторского средства не обещает никаких прорывов, все возможные инструменты в нормальных вебинарных софтах уже прикручены, новая версия SCORM или Tin Can не изменят суть процесса работы с курсом...

Компании четко понимают, для чего они могут использовать e-learning, а для чего нет. Также большинство определилось с тем какое качество контента их удовлетворяет и решает поставленные задачи. Эксперименты проведены и уже понятно нужно ли учебное видео, нужна ли озвучка, персонажи, ... Понятно что компании делают сами, а что отдают на аутсорс и почему.

Ничего в текущем наборе инструментов не предвещает революций. Плохо ли это? Мне кажется это нормально.

У e-learning нет будущего? Конечно нет! Я убежден, что будущее электронного обучения прекрасно. Вот только создадут это будущее не те, кто сейчас на этом рынке работает. Мы в лучшем случае подстроимся под эти изменения.

E-learning это вторичная технология по отношению к основному движению компьютерных и сетевых технологий. Не специалисты по e-learning придумывают twitter для целей обучения. Наоборот - появившуюся технологию обмена сообщениями они пытаются приспособить под свои нужды. И так во всем.

Прорыв в e-learning произойдет тогда, когда произойдет прорыв в различных областях IT - в распознавании речи, образов и жестов, в мобильных устройствах, сетях следующего поколения и т.п. Этот прорыв совершат Apple, Microsoft, IBM, Google... А не Kineo, Blackboard, Articulate, Lectora...



Несколько выводов:
1) никакого "болота" нет, есть рутинная работа с использованием устоявшихся решений.

2) не стоит считать себя отсталыми и убогими если вы делаете простые слайдовые курсы, которые работают (решают задачи внутреннего заказчика). Просто наслаждайтесь результатом. Улучшение качества контента никто не отменял, но решить поставленную задачу с минимальными затратами, удовлетворительным качеством и в нужные сроки иногда важнее чем сделать очень красиво.

3) прежде чем тратить деньги на нанотехнологии в e-learning (дорогостоящие эксперименты с виртуальными мирами и трехмерными человечками) подумайте о том, как оптимизировать и автоматизировать информационные потоки в своем учебном процессе, корректно понимать потребности внутренних заказчиков в обучении, оперативно ее реализовывать. Возможно вы добьетесь существенно большего эффекта за меньшие деньги

4) не стоит ждать прорывов от вендоров и консультантов e-learning  - мы хорошие ребята, но сил у нас маловато для действительно мощных новых решений

Что делать e-learning вендорам?
- искать свою нишу, четко понимать что продавать клиентам. Делать курсы клиенты умеют сами и разубедить их в этом не получится. Настраивать себе "коробочные" LMS они тоже умеют или научатся. Нужно делать то, что они либо не умеют, либо не хотят, либо дешевле и быстрее
- развиваться в разных направлениях (мы на решениях для электронного обучения зарабатываем не более 25% своего оборота, остальное на автоматизации других процессов в HR)
- следить за революционными изменениями в IT и думать как их применить

Что думаете?

Комментарии

Владимир Наумов написал(а)…
С выводами, Алексей, согласен.
Нет "хорошо" и "плохо", есть то, что есть: http://new-el-de.blogspot.com/2009/12/blog-post.html

С посылками - не совсем.
Прежде всего потому, что еL далеко не является электронным в первичном смысле: http://new-el-de.blogspot.com/2009/12/blog-post_13.html
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Уффф.. отпустило. Спасибо, Алексей!
Теперь можно, наконец-то, просто заниматься своим делом и не пыжится :)))
А если серьезно, то думаю почти также.. Только 3D-обезьянки, виртуальное пространство, схемы процессов, инфографика, использование стандартных библиотек объектов - это и есть специализация в курсоделании. Да, кстати, западные заказчики гораздо проще смотрят на "оформление" курсов. И не потому что они не видели мультиков.. а потому что у них принято создавать короткие законченные учебные модули согласно практике узкой специализации.
За технологиями доставки контента действительно нужно держаться. А еще нужно расширять платформы для предоставления услуг менеджмента электронного обучения и создания контента, например по пути SaaS. Давайте расширять свое присутствие в интернете, размещая там все больше своих сервисов, продуктов, демо-версий. Так мы (вендоры) сможем развивать заказчика и друг друга. В такой открытости можно брать с Запада пример.
Сергей Юшинин написал(а)…
Алексей, солидарен со сказанным.
Лично мой опыт внедрения EL показал, что отечественные корпоративные заказчики удовлетворены возможностями современного дистанционного обучения, используя незначительную часть его потенциала: текст, слайды, тесты.
Вузы, как ни прискорбно, используют ДО фрагментарно и не совсем по назначению. Преподаватели считают, что если у них есть тексты лекций, то это вершина их педагогического мастерства, а создание курсов должен заниматься кто-то, но они. При этом хотят считаться их полными авторами, а создатель курса мол только "кнопки там нажимал".
С благодарностью принимают el только студенты, которым не нужно объяснять как пользоваться тем или иным ИТ- инструментом. Они понимают это каким-то интуитивным способом.
Вот с ними мне приятно работать.
Преподаватели же, в большинстве своем, "огрызаются" на любые нововведения, ностальгируя по "лучшему в мире советскому образованию".
Ольга, ADOZ Group написал(а)…
Да, Алексей, Вы правы, ураганного прорыва в e-learning не наблюдается. Но, с моей точки зрения, это происходит ещё потому, что пока e-learning в основном используется в корпоративном сегменте, а там это не основная тема (основные - продажа, производство). А вот потенциал Высшей школы, т.е. области, где образование является первичной целью, почти не задействован. И здесь я не совсем согласна с Сергеем. Я не встречала ни разу огрызающихся преподавателей-ретроградов, но зато среди них большинство - низкооплачиваемые люди с дефицитом времени и колоссальными нагрузками. Проблемы, как мне кажется, лежат в социальной, а не технологической области...
Алексей Юдин написал(а)…
Алексей, спасибо за интересную тему.

Соглашусь с комментаторами, что в России e-learning-решения - это удел корпоративного рынка. Практически не используются LMS для B2C-сектора, кроме, пожалуй, пары "лохотронов" по обучению торговле на Форексе.

Мне вдвойне интереснее наблюдать за дискуссией, потому что я сейчас работаю в e-learning проекте, где LMS и SCORM отсутствуют как класс. Fotoshkola.net - это онлайн-школа по обучению фотографии. У нас 5000 студентов (к концу года это количество удвоим) со всего мира, которые платят свои деньги за обучение в Фотошколе. У нас несколько десятков рускоговорящих преподавателей со всей территории бСССР. Эта модель работает.

Таким образом можно обучать программированию, монтажу видео, кулинарии, игре на гитаре... вообще чему угодно. Вопрос, стоит только в поиске своей ниши, как вы верно сказали.

Но как вендоры ищут свою нишу? По моим ощущениям они, как обычно, обзванивают корпоративных клиентов и стоят на стендах на выставке. Мне кажется, что это пассивная позиция.

Как занять активную позицию по отношению к рынку? Я думаю, что если вендоры будут участвовать в образовательных стартапах, то на рынке электронного обучения реально начнут появляться проекты, которые будут двигать рынок вперед.

Сейчас масса различных конкурсов и стартап-инкубаторов, но я еще ни разу не слышал, чтобы вендоры хоть каким-то боком принимали в них участие, искали интересные идеи, отбирали лучшие команды и делили бы риски вместе с ними.

Конечно, комфортно сидеть в своем уютном "болотце", как вы верно сказали в начале поста, и ждать когда Apple, Microsoft, IBM, Google совершат прорыв.

Но можно выйти из зоны комфорта и совершить прорыв самим. На кону могут быть огромные ставки, ведь e-learning решения прекрасно масштабируются.

Другой вопрос надо ли это вендорам?

Мне кажется, что не надо...
Максим Сергеев написал(а)…
Слишком пессимистичная статья. В России действительно дистанционное обучение не так развито. А то что считается дистанционным обучением и электронным курсом у нас - это фигня (простите, но так оно и есть). По крайней мере с чем сталкивался я. Нельзя просто слайды со своего выступления переводить в SCORM, добавляя при этом текстовые комментарии. Так мы никого не научим. Да и с закостеневшими умами заказчика тоже не так просто бороться, чтобы навязать ему свое видение и мнение. В общем, коллеги, есть над чем можно работать и создавать Действительно Полезное Обучение даже дистанционное.
Дюсьмикеев. МедиуМ. написал(а)…
Алексею Юдину.
Я думаю вы поверхностно смотрите на движение на рынке elearning и развитие вендоров. Мы (МедиуМ) вкладываем средства в развитие собственных продуктов и технологий.
Приведу примеры:
- редактор-симулятор TUTO active process, скоро его плейер мы увидим в составе Курслаба;
- готовится SaaS-решение на эту тему на нескольких языках;
- компонента eLMindMap, которая публикует ментальные карты в учебные объекты (SCORM, AICC стандарты);
- консалтинговый продукт Навигатор, постановка процессов в области корпоративного образования и т.д.
Ссылки на нашем сайте и блоге..
Много интересного есть и у наших партнеров-конкурентов :)
А в разработке курсов намечается специализация, чему я искренне рад. Мы участвуем только в интересных нам (по технологиям) тендерах..
Так что жизнь-то кипит!
Удачи в вашем проекте! Посмотрел - живо!
Алексей Корольков написал(а)…
Алексею Юдину - та активность, которую вы видите на выставках - ничтожная часть активности по продажам решений. Хоь мы и в "болоте", но мы по нему скачем :)

А про прорыв - давайте напряжемся и сделаем устройство которое сочетает в себе Apple iPad, MS Kinect и IBM Watson- вот это будет прорыв! Слабо? Думаю, что слабо пока всем на этой планете.
Отлична статья, есть о чем подумать. спасибо автору (положил ее в закладки)
Алексей Юдин написал(а)…
Алексей, вы предлагаете сделать прорыв, изобретя новое устройство. Но в этом же блоге вы писали о Khan Academy.

Это был прорыв в обучении? Прорыв. Надо ли был изобретать новые гаджеты, чтобы его совершить? Не надо, YouTube, где выкладывались учебные ролики, уже существовал на тот момент.
Алексей Корольков написал(а)…
Алексей,
Khan Academy безусловный прорыв для школьного образования. Причем обычного, а не электронного. Революционна сама идея лекции смотреть в записи, а в классе заниматься интерактивом и групповой работой.

Но мы говорим про корпоративный e-learning.
Алексей Юдин написал(а)…
Алексей, это вы говорите про корпоративный e-learning, а я говорю про рынок B2C =)

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?