Websoft

воскресенье, ноября 13, 2011

Где же будущее электронного обучения?

В своем выступлении на Саммите HR-директоров и на клиентской конференции Websoft Алексей делился своим – довольно футуристическим - видением будущего электронного обучения. Его прогнозы строились в основном на технической стороне дела. Существует еще, однако,и гуманитарная сторона, в том числе и образовательная.
Поделюсь сначала своими впечатлениями о клиентской конференции. По итогам обсуждения за столами различных аспектов автоматизации процессов управления персоналом и смежных процессов создалось впечатление, что и настоящее еще далеко не в полной мере наступило. Во всяком случае, по моим ощущения, реакции от 4/5 до 2/3 представителей компаний дали понять, что в их фирмах интегрированной HR и его автоматизации – дело скорее будущего, чем настоящего. Даже если и ошибаюсь, то едва ли совру, что в этом деле не сделано куда больше, чем сделано. Так что рынок для внедрения инструментов HR автоматизации и интеграции – огромный и на многолетнюю перспективу.

В очередной раз нашел подтверждение гипотезы, что технические (программные) решения значительно опережают методологические, педагогические и даже управленческие в местах своего потенциального употребления. (Оно и понятно, теория стройна, как топ-модель, да сумеет ли эта стройная "корову подоить"?) И это, ИМХО, вовсе не потому, что подобных решений нет. Возникает впечатление, что они просто проходят мимо нас или рядом с нами, не всегда находя общий язык с нашей буйной креативностью. С последней реальные тренды в сфере обучения и развития ну никак не хотят приходить в сбалансированное взаимодействие.

К счастью, на конференции присутствовали люди из компаний, которым правила игры задает бизнес. И с каждым годом моя уверенность в том, что решение практических задач рано или поздно повернет илёнинцев лицом к реальности, к практике, из которой и станет расти актуальное, а не вычитанное или придуманное на досуге, будущее e-learning. Позволю себе выдвинуть гипотезу, что корпоративное и практикоориентированное еL, как элемент интегрированного HR-менеджмента, будет строиться на адаптации работника к действительным, а не воображаемым, а тем более не изображаемым или имитируемым обстоятельствам:


Подробнее

14 комментариев:

Вадим Лузянин комментирует...

Думаю, что наряду с упоминаемыми Вами есть и андрагогические ‘’ вещи в себе ‘’. Не исследованная задача e-learning – развитие. Как стать на голову выше себя. Орган развития – онлайн учебное сообщество. Другие. Другой. Одним из важнейших приёмов развития в учебном развивающемся полилоге является экранирование – отражение и преувеличение. Превратить соринку в глазе в бревно. Другой, другие склонились над вашими мыслями с увеличительным стеклом. Скаффолдинг – как категория e-learning.
Здесь бизнес, хитро улыбаясь, вряд ли что-то вытащит из своего рукава.

Эдуард Бабушкин комментирует...

мне кажется, Стив Джобс полагался только на технические возможности, а создал кучу социальных феноменов.
Полный ИМХЕЦ: весь бизнес будет долго и упорно вкушивать идеи, а такие как Корльков упорно пытаться заставлять его кушать
И наиболее способные от бизнеса будут кушать

Владимир Наумов комментирует...

Вадим,
1) абсолютно согласен с вами касательно андрагогических вещей в себе и диалога. Здесь, ИМХО, непаханное поле для работы. Только не нужно путать, как случается, учебный диалог с групповыми формами работы: они далеко не во всем совпадают. Более того, не всякая коммуникация суть диалог.
2) Возможно, я и неправ, однако считаю, что скаффолдинг в массовом обучении куда более трезвое решение, нежели учебное сообщество.
Не готовы, думаю, компании (т.е. персонал с нашенским менталитетом) к сообществам в ходе массового ... развития. Да и не нужно оно с точки зрения прагматики. Более того: прыгнуть выше головы толпа не способна, ибо в толпе человек глупеет (С, З.Фрейд). Куда прагматичнее довольно узкие экспертные \элитарные\ сообщества или онлайновые группы качества, на худой конец, как нечто более рациональное, нежели онлайн-народное-вече-по-случайному-поводу = сумма монологов, по определению стремящаяся к нулю.

Эдуард,
не возражаю. Более того, верю в дополненную реальность (в обучении) вряд ли меньше, чем Алексей.
ЗЫ: напридумывают всякие джобсы и иже с ними, а нам расхлебывай :))

Вадим Лузянин комментирует...

Будущее e-learning зависит от качества тех вопросов, которые задаёт себе педдизайнер.
Возможно что зоной ближайшего развития образовательной составляющей e-learning может явиться осмысление идеи хронотопа.
Наиболее близко к ней подошел Этьен Венгер, рассмотревший развитие обучающегося от новичка к эксперту как траекторию движения в сообществе практики от периферии к центру. Диалог – основное средство этого движения. С помощью диалога педагогическое время замедляется по сравнению с астрономическим.

Владимир Наумов комментирует...

Эк, Вадим, куда хватили. Не боитесь хронотопами и прочими диалоговым штучками народ распугать? Так, глядишь, мы до инонауки договоримся, до работы со значениями и смыслами и субъязыков.
Когда, по-вашему, наступит то благостное время, в которое пед.дизайнеры или "просто проектировщики обучения" до хронотопа дочитаются?

Михаил Протасов комментирует...

Рекомендую статью с некоторыми умными мыслями про автоматизацию бизнес-процессов.

http://fatheryan.narod.ru/article1/article1.html

Процитирую:
"Подсознательно заказчик ИС имеет ввиду всего одну цель - «Хочу видеть, что все идет хорошо и гладко» и именно достижение этой цели гарантирует довольную улыбку и премию. Честная автоматизация, как правило приводит к вскрытию старых проблем (ввиду неминуемой формализации бизнес-процесса, «нюансы», «нестыковки» выступают очень явно и болезненно), что у всех вызывает отрицательную реакцию ... Редкий руководитель обладает достаточным мужеством и волей не позволять прятать проблемы, а добиваться их решения."

Михаил Протасов комментирует...

Еще одна мысль из другой статьи того же автора:
"Основная польза собственно не [в автоматизации], как таковой, а в вынужденном наведении порядка"

Вадим Лузянин комментирует...

to Владимир,
Да, действительно, словечко, термин ‘’ хронотоп ‘’ может некоторых отпугнуть, даже вызвать досаду. Очередные понты оторванных от жизни вузовских преподавателей или что-то в этом роде.
Поясним возможность на основе этого термина по крайне мере терминологического развития теории коннективизма. Как известно, одним из принципов, выдвинутых Дж. Сименсом утверждается, что знания могут существовать вне человека, в сети. Указано место. И это важный ключевой и, возможно, спорный момент. Как его акцентировать терминологически?
По гречески место звучит топос. Сисадмины, разработчики интегральных микросхем, каждый по своему рисуют топологии как конфигурации элементов и связей между ними.
В e-learning не за горами те времена, когда при проведении массового дистанционного курса то тут то там будут возникать сообщества практики и связи между ними. Учитывая это по разным основаниям, участникам и руководству окажется необходимым рисовать топологию курса. Особенностью этой топологии является необходимость учёта известного дидактического положения о единстве содержательной и процессуальной сторон.
Учебный хронотоп курса учитывает взаимосвязи различных процессов, имеющих место и разворачивающихся во времени в сети.

Владимир Наумов комментирует...

Вадим,
спасибо за сетевую интерпретацию времяместа, т.е хронотопа.
Думаю, что в рамках еЛ, топологии "курсов" типа сообществ практики или исследовательских групп(а едва ли массовых курсов, где селекция участников случайна), когда мы включим в них "ось времени" в качестве инструмента моделирования и модерирования процессов, учебная деятельность начнет транслировать не просто факты (места), но и смыслы. Математики уже давно работают с хронотопами (пространственно-временными) континуумами. Пора бы и образованцам на это обратить свое внимание. Тогда от работы на уровне "знания-навыки", видимо, можно будет перейти к работе на уровне диалога учащегося со своим опытом в континууме места-времени собственной жизненной практики. Это же и групп учащихся - как субъектов учения и развития - тоже касается. По крайней мере, взрослых учащихся и их сообществ, видимо, независимо от возраста участников таких сообществ.
Как вы думаете, можно такие процессы смоделировать, а потом и автоматизировать?

Вадим Лузянин комментирует...

Владимир,
Хотя идея хронотопа в защите не нуждается, заметим, что ею занимаются математики, физики, философы, литературоведы …имя им легион. В прошлом такие имена как Минковский, Эйнштейн, Ухтомский, Бахтин.
Идея хронотопа обладает громадной эвристической ценностью во многих сферах человеческой деятельности. E-learning – не исключение. Требуется восхождение от абстрактного к конкретному.
Особо следует подчеркнуть возможность нахождения творческих решений конкретных прикладных проблем. Где-то забываем о временной перспективе, где-то сама логика проектирования заставляет учитывать онтологию пространств разного рода.
Самое интересное, что при использование идеи происходит качественный переход к новому пониманию проблемы.
Намеченная Вами проблема анализа субьектного опыта обучающегося очень интересна.
Колб отдыхает.
В развитии идеи анализа субьектного опыта стоит рассмотреть более общую андрагогическую задачу. Рождение в e-learning специфической учебной деятельности и её субьекта.
Почему, скажем, электромонтёры, которые тянут линии электропередач и устраняют неполадки и на которых ‘’свалился ‘’ курс электробезопасности, уже готовые студенты?
Роль внутреннего и внешнего диалога в рождении субьекта учебной деятельности. Переход от фактов к смыслам. Хронотоп в действии. Широкий спектр умозаключений по аналогии.

Владимир Наумов комментирует...

Дело за "малым", Вадим. И Колбу дать отдохнуть и реализовать "хронотопное" обучение, пусть и в виде пилотных шагов.

Вадим Лузянин комментирует...

Возможно, некоторые мысли заинтересуют Вас как будущего основоположника хронотопного подхода.
Положения хронотопного подхода анализа педагогических явлений.
1. И в окружающей педагогическую систему среде, и в самой педагогической системе и в её элементах конкретные факты и зависимости даны исследователю или проектировщику как порядки и связи в пространстве и времени между педагогическими событиями.
2. Идея хронотопа схватывает процесс построения, конструирования живого знания в текуче-изменяющейся архитектуре ( топологии ) обучения. Конструктивизм как этап хронотопного подхода.
3. Хронотоп соединяет все три разновидности времени : прошлое, настоящее и будущее разворачивающиеся в реальном и виртуальном пространстве обучения.
Реальное пространство – класс.
Виртуальное – сеть.
Внутреннее личности : общение-познание-деятельность. Калька декартова. Точки на осях. В познании - четыре уровня SOLO – таксономии учебных целей. В общении - четыре разновидности коммуникативного действия Юргена Хабермаса, в деятельности – четыре разновидности деятельности. контекстного подхода Вербицкого. Параллелограмм Рубика педагогических ситуации развития.
4. С помощью хронотопа любое педагогическое явление представляет собой осмысленное конкретное целое. Взаимосвязь общего и единичного. Кастомизация педагогических разработок. Необходимость проведения обучающего курса в нужном месте и в нужное время. Заточенность всех элементов педагогической системы под интересы клиента, своеобразия этапа развития компании.
5. Хронотоп имеет смысловое измерение. Смысловая координата – атрибут хронотопа. В хронотопном подходе у педагогического явления как минимум семь координат : три-пространственные, три цвета времени и смысл. Переход от трансляции знаний к трансляции смыслов. Особые точки слияния знания-смысла.
6. Хронотоп обьединяет взаимопереходы симультантного образа и сукцессивного действия. Манипуляция и оперирование формами в фазах перехода.
7. Хронотоп наполнен информационно- энергетическим содержанием. Всё вместе олицетворяет собой исчерпывающую характеристику педагогической субстанции.

Владимир Наумов комментирует...

Вадим,
спасибо огромное за классную подборку мыслей. Не уверен, что смогу всеми ими вдохновиться на подвиги. И надеюсь, что найдутся еще люди, которые окажутся неравнодушными к вашим мыслям.

Вадим Лузянин комментирует...

Некоторые практико-ориентированные рекомендации.
1. Управление процессом обучения происходит на основе типичных ошибок и типичных достижений здесь и теперь. Мгновенная обратная связь.
2. Индивидуальный темп усвоения становится параметром индивидуального подхода, составления учебных заданий, скорости проведения занятий, контрольных мероприятий.
3. Вхронотопном подходе обучающемуся предоставлена функция остановки учебного занятия, его ускорения или замедления. В случае остановки выбрасывается меню обратной связи.
4. Вхронотопном подходе учащемуся самому предоставлен выбор медиа-средств представления изучаемого контента.
5. Обучающийся сам может выбрать индивидуальную или коллективную форму учебной деятельности. В начале курса для формирования субьекта учебной деятельности в полилоге предпочтительна коллективная форма.
6. В любой момент может быть реализована функция обращения к эксперту.
7. Обучающийся может выбирать усвоение фрагмента профессионального опыта в виде готового знания, проблемного исследования или через игру.
8. Обучающийся всегда может получить помощь в зоне ближайшего развития. Дозированная подсказка. Постепенное процессно-временное сведение на нет внешней помощи и возрастание самостоятельности обучающегося.
9.Для описания в знании живого движения, моторного и зрительного полей оказываются предпочтительными топологические категории по сравнению с метрическими.