Websoft

понедельник, ноября 21, 2011

Формы корпоративного обучения

требуется критика
Хочу запустить опрос Формы корпоративного обучения
состоит из трех блоков
1. Обучение в компании
вопрос Какие формы обучения используюся сегодня в вашей компании:

Тренинги
Вебинары
Он-лайн ассессмент (тестирование)
Wiki
Форумы
Блоги
Игры и симуляции
Подкасты
Электронные курсы
Коучинг
Наставничество
Участие в проектах

2. Блок форм обучения, которые респондент использует для самообучения
какие формы обучения вы используете в целях самообразования?

прохожу тренинги/семинары
посещаю вебинары
прохожу он-лайн ассессмент (тестирование)
читаю Wiki на профессиональные темы
читаю профессиональные форумы
читаю профессиональные блоги
веду свой профессиональный блог
общаюсь в социальных сетях на профессиональные темы
участвую в играх и симуляциях
слушаю/смотрю Подкасты
прохожу электронные курсы
работаю с коучем

3. блок информации о компании/респонденте. Предлагаю спрашивать размер/отрасль компании/кол-во филиалов (регионов присутсвия) - есть гипотезы, что формы корп обучения зависят от этих параметров
Опрос планирую сделать ежегодным, поэтому сразу хочется сделать как лучше, а не как всегда. Буду благодарен за дополнения к вариантам опроса, комментариям и особенно критике. Более подробно онтология опроса описана на сайте в посте формы корпоративного обучения

17 комментариев:

Михаил Протасов комментирует...

Эдуард, не очень понятна цель опроса. Если Вы хотите оценить, какие реально используются инструменты, то сильно сомневаюсь, что опрос в принципе может дать хоть мало-мальски приемлемую точность. Тут дело не в том, какие формулировки Вы используете в своем опросе, а в том, что инструмент опроса вообще здесь практически невозможно применить.

Дело в том, что все совершенно по-разному понимают те термины, которые Вы используете в опросе.

Договориться с большим количеством респондентов о едином понимании слова "тренинг" или "электронный курс" очень сложно. Не говоря уж про более сложные упомянутые Вами формы обучения.

С другой стороны, если Ваш опрос планируется как некоторая провокация, демонстрация людям, что они распространяют одни формы обучения, а сами пользуются другими, из этого теоретически может что-то получиться. Но, предполагаю, что тут понадобится существенно менять саму форму опроса в сторону упрощения.

В этом случае, кстати, рекомендую обратить внимание, что Вы говорите о немного разных понятиях в разных вопросах. В первом говорите об обучении, а во втором об образовании. А в итоговой формулировке у Вас самообразование незаметно превратилось в самообучение.

Более конкретную критику без понимания целей опроса предложить не могу.

Михаил Протасов комментирует...

Да, и не устаю повторять, что проблемы отечественного обучения и образования (в т.ч. корпоративного) находятся не на уровне форм и инструментов обучения, а на уровне целеполагаения.

Обсуждение форм и инструментов, на мой взгляд, заведомо менее интересный вопрос, чем обсуждение проблем целеполагания. С другой стороны, он более популярный.

Обсуждение форм и инструментов хорошо в том случае, когда оно в итоге приходит к выводам о том, что нужно сосредоточиться на целеполагании.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Добрый день, Михаил!
во первых, спасибо за обратную связь. Во вторых, за критику

про цели опроса. Если по простому, то хочется знать "рейтинг" форм обучения, если по научному, то опрос - проверка гипотезы Джоша Берзина
см. например
http://hrm.ru/blog_model-korporativnogo-obuchenija-blizhajjshego-budushhego_11202A

не уверен, что респонденты не поймут, что такое тренинг или электронный курс. У Вас были уже опросы или другие преценденты, на основании чего вы делаете предположение?

Михаил Протасов комментирует...

Эдуард, опросы и прецеденты были и не раз. В том числе и в этом блоге.

Бенчмарк ВебСофт (на клиентском сайте) и Амплуа-брокер наглядно показывают, что у всех совершенно разное понимание этих терминов. Особенно, если сравнить их результаты.

Также были другие опросы и обсуждения, показывающие это. На многих вебинарах Наумова затрагивался этот вопрос. Аудитория выдавала очень разные ответы.

Если говорить, например, про электронный курс, то там возникают вопросы: синхронный - асинхронный, с поддержкой тьютора или без, с наличием контента или без.

Многие люди считают электронным курсом только асинхронные курсы с наличием контента. Но и там есть расхождения. Например, если контент не включает в себя интерактив, то некоторые отказываются называть это электронным курсом, а другие нет.

С тренингом тоже много вопросов. Спросите у людей, занимающихся корпоративным обучением, в чем отличие тренинга от семинара. Услышите совершенно различные ответы. У меня сложилось впечатление, что часто если речь идет о soft skills, то любой курс называют тренингом, если же речь о hard skills, то семинаром. В то же время есть люди (в т.ч. я), которые в понятие тренинга вкладывают несколько иное значение.

Еще хороший способ продемонстрировать противоречивость у разных людей понимания тренинга - позадавайте им вопрос, возможно ли проведение тренинга в дистанционном формате. Если ответят, что нет (либо только по ограниченному количеству тем), то спросите, почему. Тоже быстро выйдете на различия в понимании термина.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Михаил, я занимался и корпоративным обучением, и проводил опросы. В теме
про эл курсы.
С точки зрения целей опроса совершенно неважно, синхронный или ассинхронный, с поддержой или без
согласитесь, что самый изысканый спец или наоборот новичок в иленинге не перепутает эл курс с вебинаром

тоже касается тренинга. если бы нас интересовала % доля хард и софт скиллс, то я бы с вами согласился

но в данном случае мы понимаем оф лайновую форму обучения

да, возможны % погрешностей. Но я вам, как человек, который создал и провел сотни опросов, могу сказать, что на другом конце этой трубы опсность так перегрузить информацией опрос, что НИКТО не будет отвечать

в качестве примера

http://hrm.ru/db/hrm/3ACE65D4CEDDE56EC325784800546CE8/quest.html

в этом опросе переизбыток информации. Его просто игнорируют

Эдуард Бабушкин комментирует...

я Вам более того скажу: я не включил сюда мобильное обучение, потому что боюсь, многие не знают, про что это

а есть еще куча штук типа Social Text, которые уже используются на западе
recommendation engines - тлже используют

augmented reality, 3-D immersive learning, виртуальный помощник - это все есть, но я не вставляю это в опрос))))

Михаил Протасов комментирует...

Эдуард,

> С точки зрения целей опроса совершенно неважно, синхронный или ассинхронный, с поддержой или без

На мой взгляд, тут противоречие с озвученными Вами целями:

> про цели опроса. Если по простому, то хочется знать "рейтинг" форм обучения, если по научному, то опрос - проверка гипотезы Джоша Берзина

Кстати, в чем заключается упомянутая Вами гипотеза Джоша Берзина, я не понял. Соотношение формального и неформального обучения как 10 к 90? Тогда встает вопрос, а каким образом предполагается измерение? На основе каких показателей формальному предполагается сопоставить 10, а неформальному 90?

> Согласитесь, что самый изысканый спец или наоборот новичок в иленинге не перепутает эл курс с вебинаром.

Не соглашусь. Например, запись вебинара, выложенная на учебном портале как учебный контент - что это? Если у человека спросят, в какой форме он проходил обучение в последние дни, а он смотрел подобную запись вебинара, что он ответит? В форме электронного курса или в форме вебинара?

> да, возможны % погрешностей

Насколько большие %? Я предполагаю, что могут быть очень большие.

> на другом конце этой трубы опсность так перегрузить информацией опрос, что НИКТО не будет отвечать

Поэтому я и говорю, что опрос, на мой взгляд, является малоэффективным инструментом для достижения озвученной цели.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Михаил, вы запустите опрос на тему: запись вебинара - это вебинар или электронный курс
и получите ответ на свой вопрос.

Поэтому я и говорю, что опрос, на мой взгляд, является малоэффективным инструментом для достижения озвученной цели

Вы же цель не услышали, как можете говорить про малоэффективность

Гипотеза Берзина про другое. у нас на сайте есть запись вебинара его - выстплуения на конференции - там можно гипотезу найти, извините, горю, некогда искать

И я не услышал ваших конструктивных предложений: опрос вообще не надо проводить?

Михаил Протасов комментирует...

> Михаил, вы запустите опрос на тему: запись вебинара - это вебинар или электронный курс
и получите ответ на свой вопрос.

Такой опрос мог бы сработать в качестве провокации (хотя не факт). Но для сбора информации не сработает. Нет правильного варианта среди перечисленных двух.

Возражение про цель и эффективность принимаю. Если я не знаю цель, то не могу делать утверждения про эффективность. Соответственно, и конструктивных предложений дать не могу.

Запись вебинара Берзина, возможно, как-нибудь поищу на досуге.

Эдуард Бабушкин комментирует...

по целям разобрались? если усвоите цель, то будет конструктивная критика.

а по формулировкам? я услышал, что сами формулировки не устраивают

что можно предложить вместо электронного курса на ваш взгляд?

Михаил Протасов комментирует...

Нет, Эдуард, с целями так и не разобрался.

Про формулировки уже писал выше. Не думаю, что изменение формулировок улучшит ситуацию. Определения были бы шагом вперед, но не слишком большим. Т.к. опрос предполагает работу с массовой аудиторией, но вряд ли массовая аудитория будет читать определения и вникать в них.

В любом случае, без понимания целей критика, действительно, имеет мало смысла.

Эдуард Бабушкин комментирует...

ок)
Михаил, но обещайте не интересоваться результатами))))

Михаил Протасов комментирует...

Эдуард, этого пообещать не могу. Ведь моя критика не означает абсолютного несогласия с Вами. На самом деле я Вас поддерживаю, иначе бы даже и не вступал в дискуссию.

Более того, искренне желаю Вам получить такие результаты, интересоваться которыми будет полезно и интересно.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Михаил, ну неужели нет гипотез навскидку?)
ну вы же видели пост той же Марины Литвиной. Там результаты голосования: будущее корпоративного обучения
вот вам готовая гипотеза

Михаил Протасов комментирует...

Эдуард, я запутался.

О каких гипотезах речь? О гипотезах, которые Вы хотите проверить с помощью опроса?

Пост Марины Литвиной? Не в курсе, о чем Вы. Дадите ссылку? Имя и фамилия вроде бы на слуху, но даже не припомню, кто это и на каком ресурсе она могла написать пост.

Правильно я понял, что есть некий пост Марины Литвиной, в котором сформулирована некоторая гипотеза? И Вы с помощью своего опроса хотите проверить истинность этой гипотезы?

Эдуард Бабушкин комментирует...

http://hrm.ru/blog_gde-na-vash-vzgljad-budushhego-korporativnogo-obuchenija_1141DA

Михаил Протасов комментирует...

Эдуард, и в чем же заключается гипотеза в посте Марины Литвиновой?

"Где будущее корпоративного обучения" - очень размытый вопрос.

Предположу, что часть ответивших его для себя переводили примерно так: "Какой инструмент обучения из перечисленных Вам наиболее симпатичен", еще часть примерно так: "Какой инструмент в будущем будет использоваться больше, чем сейчас", еще часть так: "Какой инструмент в будущем будет использоваться больше другие", еще часть: "Какие инструменты в будущем будут самыми модными, активно обсуждаться в блогосфере и рекламироваться провайдерами". И т.д., трактовок может быть множество.

Марина, кстати, предложила рациональную идею: добавить ссылочку на глоссарий. Хотя я не изменил свое мнение насчет низкой полезности подобного опроса, прикрепление глоссария, на мой взгляд, все же эту полезность увеличит. А если Вы еще и найдете техническую возможность в результах голосования по опросу разделить ответы тех, кто посмотрел глоссарий и тех, кто не посмотрел, из этого уже может получиться по-настоящему интересный результат. Это, кстати, можно сделать даже не технически, а каким-нибудь другим способом. Например, в конце добавить вопрос "пользовались ли Вы глоссарием при ответе на опрос". Ответы "нет", "пользовался немного", "подробно изучил весь глоссарий".