Websoft

воскресенье, января 30, 2011

Дистанционный курс по стратегической теме

Получил от коллеги лестное предложение: поучаствовать в качестве удаленного тьютора в открытом курсе «Стратегия развития e-learning». Причем вольноопределяющегося тьютора, не связанного какими-либо заранее согласованными договоренностями или требованиями, кроме как этическими и работать по существу обсуждаемых вопросов, опираясь на собственные представления о еL.
Знать бы заранее, что выйдет из такого формата? Обязуюсь делиться впечатлениями.

Вот что предлагается обсудить в курсе:


Регистрация на участие в проекте открыта здесь и сейчас.
Начало учебного процесса - вторая половина февраля.
Подробнее с особенностями курса, организуемого в новом для большинства из нас, ИМХО, формате, можно ознакомиться на Slideshare.

Читать дальше......

WolframAplha API

Хотите делать качественный e-learning контент по математике, физике или химии? Раньше для обязательно было программировать свои инструменты рисования графиков. молекул и т.п. или рисовать их в специальном ПО или в фотошопе.

Теперь можно этого не делать. Вместо этого берете известный поисковик WolframAplha  и используете его программный интерфейс (API) - см. описание здесь. И вызывая функции API "на лету" стоите и включаете  в ваш курс:

1) графики:


 2) решения уравнений:

3) химические формулы

Пока, выдает данные только на английском, но, думаю, поддержка других языков - вопрос времени.

Для персонального использования API бесплатный, для коммерческого - надо покупать лицензию. Впрочем, возможно, она будет дешевле собственной разработки.

Мы подумаем над созданием объектов для Courselab, в которые можно было бы задать запрос к API и получить на странице курса график или формулу.

Читать дальше......

Горячая Зимняя школа





Четыре дня длилась Международная Зимняя школа.
Зимняя потому, что время такое, международная, поскольку собрала людей из Беларуси, Великобритании, Латвии, Молдовы, России, США, Украины. Это уже второе мероприятие такого формата, осмелюсь предположить, что традиция положена. Более того, располагаю сведениями, что началась работа по организации очередной Школы на белорусской земле.




Трудно (и не очень пока хочется) расчленять ощущение удовольствия, целостности и гармонии от случившегося анализом и подведением итогов, хочется продлить то целостное ощущение кайфа, которое не покидало целых 4 дня. Кажется, что удалось реализовать уникальный формат взаимодействия e-learning’цев, благодаря которому эмоциональный и просто интеллект были в полной, едва ли не предельной сингармонии.

В отличие от Летней Школы, где ощущалось некоторое противостояние вузовского и корпоративного «начал», здесь удалось найти общие тренды, сблизить бизнес и педагогику, найти пути оптимального соединения меркантильного и образовательного. Мне кажется, что это случилось, и случилось необратимо. И между участниками события, и внутри если не каждого, то подавляющего большинства из них. И участники Школы понесут это – как вольно, так и невольно – в себе и в своих практических решениях.

См. также

Читать дальше......

четверг, января 27, 2011

Живое обучение

Наш партнер, Центр e-Learning приглашает на авторские тренинги по электронному обучению Елены Тихомировой:
- Педагогический дизайн
- Школа разработки электронных курсов
- Преподаватель онлайн

В рамках тренингов вы познакомитесь с наиболее актуальными темами электронного обучения, пообщаетесь с ведущими экспертами в сфере e-learning, рассмотрите наглядные примеры из практики современных компаний и сможете поработать вместе с коллегами над общими проектами.

Специалисты Центра e-Learning уверены, что им удалось разработать по-настоящему живые, гибкие и интерактивные курсы, которые помогут вам сделать электронное обучение качественным, эффективным и интересным, а главное, в корне изменят ваше отношение к e-learning!

Информация о курсах доступна на сайте, посвященном проекту ЖИВОЕ ОБУЧЕНИЕ:

Ссылка на сайт проекта: http://live-learn.ru/?page=main

Ссылка на описания курсов: http://live-learn.ru/?page=learning

Ссылка на отзывы слушателей, прошедших обучение: http://live-learn.ru/?page=reviews

Читать дальше......

Процесс внедрения системы дистанционного электронного обучения в компании

Андрей Стулов (руководитель отдела обучения Банка "Возрождение") написал отличную статью, в которой очень подробно рассказывает обо всех этапах внедрения системы дистанционного электронного обучения в компании.

Рекомендую прочитать

Читать дальше......

среда, января 26, 2011

ИТ-химеры

Подборка информации по государственным затратам на ИТ - Во что обходятся ИКТ-«химеры», или Далеко ли до… «Электронной России»?..

Из названия очевидно, что автор, мягко говоря, сомневается в эффективности гос. расходов на ИТ. Я не могу с ним не согласиться.

Выдержки:

• В 2007 – 2008 гг. на инновационные программы вузов было выделено 20 млрд. руб. (в ближайшие 3 года планируется выделить еще 90 млрд. руб.)


• В 2007 – 2008 гг. на обеспечение школ лицензионным ПО было выделено 2,7 млрд. руб.

• Реализация внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в российских государственных учреждениях началась со школ в сентябре 2007 г. К декабрю 2009 г. планировалось закончить внедрение СПО во всех школах страны. Бюджет проекта должен был составить 650 млн. руб. (в начале 2009 г. эту сумму сократили втрое).

• В 2007 – 2008 гг. группой компаний "Армада", фирмами "Альт Линукс" и "Линукс-Инк" был разработан Пакет свободного программного обеспечения (ПСПО) для российских школ. Стоимость проекта составила около 70 млн. руб. (по этому поводу – бесплатное ПО в России становится платным! – многие ИТ-аналитики удивлялись и шутили, что российские "разработчики" должны благодарить Дмитрия Медведева, высочайше повелевшему школам и госучреждениям перейти на СПО, – это позволяет "разработчикам" весьма недешево продавать государственным заказчикам бесплатный Linux и другое свободное программное обеспечение!).

• В 2008 г. фирма «Компьюлинк» разработала программный пакет «Первая Помощь» (Стандартный пакет базового программного обеспечения, СБППО). Пакет поставлялся во все школы России. Стоимость проекта составила более 2 млрд. руб.

• Сумма затрат государства на рассылку всех обновлений базового пакета «Первой Помощи» в 2008 г. составила 97 млн. руб.

• На рассылку дисков со свободным ПО в 2009 г. государством было выделено 17 млн. руб. (из которых 11 млн. руб. вернулись в виде штрафа с исполнителя работ).

• В 2009 г. министр образования и науки "прославился" открытием школьного портала (за 15 млн. руб.!). Портал был признан опасным для детей, и впоследствии «тихо умер»…

• В 2009 г. тендер Минобразования на переподготовку учителей к преподаванию СПО выиграла «Академия АйТи». На переобучение 60 тыс. учителей было выделено 115 млн. руб.

• В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. было предусмотрено финансирование проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов (ЭОР) нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» На этот проект было затрачено более 640 млн. руб. (в том числе в 2010 г. – 301 млн. руб.).

• Финансирование проекта обучения детей с ограниченными возможностями с использованием ИКТ в 2009 г. составило 1 млрд. руб., а в 2010, 2011 и 2012 гг. планируется по 2,5 млрд. руб. (на 1 января 2010 г. дистанционное обучение получали 3900 таких детей. Одно рабочее место для ребенка-инвалида обходится государству в 333 тыс. руб.).

Читать дальше......

ROI

Хороший пост (на английском) про то, как считать ROI при продвижении в социальных сетях. Можно задматься о том, как мы считаем ROI (если считаем?) для электронного обучения.

Читать дальше......

Мифотворчество онлайн

Наткнулся на любопытный пост в блоге Will at Work - автор поста попытался найти корни известного утверждения о том, что читая человек усваивает только 10% информации, видя графические образы 20%, слушая 30% и.т.п, вплоть до 90% делая. Идея и правда распространенная - первый же запрос яндексу выдал реферат на русском языке, содержащий это утверждение. Автор нашел в сети картинку (см. ниже) в подписи которой есть ссылка на реальное исследование, связался с исследователями и выяснил что картинка к их исследованию никакого отношения не имеет и в целом идея с такими % скорее всего бредовая и к реальной жизни отношения не имеет.

К чему это я? Чем дальше читаю, тем больше убеждаюсь, что к любым широко распространенным цифрам (например, 80% информации получают от неформального обучения, а 20% от формального а деньги тратятся в обратной пропорции) надо относится очень осторожно. И задавать вопросы - откуда эти цифры? как считали? чем подтверждается?

Сам бываю грешен - использую такие красивые утверждения, чтобы подтвердить свои идеи, выступая на семинарах и конференциях. Красивые цифры удобны и легко запоминаются, в отличие от сложных и, зачастую, скучных технологий  и процедур. А наличие интернет позволяет любую глупость распространить и размножить тысячекратно за очень короткое время. Люди - будьте бдительны :)

Читать дальше......

вторник, января 25, 2011

Запрос на курс "наоборот"

Уж не знаю сколько десятков раз очно и удаленно, письменно, устно и даже в картинках и схемах излагал свои и перевирал чужие мысли по поводу обработки запроса на курс с позиций разработчика электронных курсов/проектировщика обучения, педдизайна.

Сегодня получил письмо от уважаемого коллеги с вопросом "наоборот", с позиции не разработчика, а заказчика, сильно меня озадачившим:
"Как заказчику правильно построить предложение (=запрос) на разработку курса команде разработчиков/компании-вендору?"
Иными словами, вновь возникает тема: что должен знать заказчик электронных курсов о еLearning, чтобы корректно выразить запрос на обучение своего персонала, вменяемо сформулировать предложение на разработку курса исполнителям (внутренним и, особенно тяжелый случай, внешним). Цитирую коллегу: "Каково должно быть распределение функций в тандеме "Заказчик (корпоративный университет) - Исполнитель (разработчик курса)?" Нужен ли в принципе такой тандем, или это "трудности" одного только разработчика?
Опять цитирую: "Эффективен ли в таком случае метод "возьмите эту кучу материала и делайте курс?".

Странные вопросы задает коллега, не правда ли? Вместо того, чтоб ими заморачиваться, лучше бы уделил больше внимания вопросам про бюджет и способам его освоения, устраивающим конкретных представителей заказчика, тех, которые этот курс принимать будут.

Читать дальше......

воскресенье, января 23, 2011

Интернет - штука богоугодная

Читать дальше......

Моделирование моторики на компьютере

Белорусские специалисты разработали «компьютерный комплекс для повышения уровня физической подготовки спортсменов».

«С помощью новой программы ученые могут моделировать на компьютере движения спортсменов и выбирать наиболее подходящую для каждого из них технику физической подготовки. Она определяется с учетом роста, веса и силового потенциала человека. "Программа подсказывает специалистам, какие функциональные возможности у спортсмена нужно развивать, за счет чего можно повысить его выносливость и работоспособность".

В белорусской разработке разработке есть особенности. «Большинство подобных комплексов, которые сегодня используются в мире, позволяют анализировать на компьютере качество выполнения различных физических упражнений, находить в них сильные и слабые места. Однако немногие могут смоделировать, как в будущем грамотно развивать наиболее перспективные способности у спортсменов».
А если не только у спортсменов? Где подобное применимо в подготовке специалистов?

Источник

Читать дальше......

пятница, января 21, 2011

Что раньше: сценарий обучающего продукта или мультимедия?

Неоднократно приходилось наблюдать (и участвовать) в дискуссиях на тему: от чего отталкиваться при проектировании электронного обучающего продукта:
А) от наличия и возможностей мультимедиа (по сути, финансовых ресурсов и квалификации разработчиков), с помощью которых будет строиться сценарий
(то есть сначала определяем, какие мультимедиа будем использовать, а потом уже, приняв соответствующее решение, начнем придумывать сценарий)
Б) от написания сценария (а затем уже решается, как в нем использовать возможности и преимущества мультимедиа).

Например:
А) делаем чисто флешовый курс. Надо написать сценарий с учетом возможностей инструмента. Или: Делаем 3D /флешовый продукт типа квеста, давайте писать сценарий.
Б) Сначала определяемся со структурой курса/симулятора/тренажера, порядком и механизмами доставки и освоения, а также коррекции/контроля знаний, а затем принимаем решение, с помощью какой мультимедии будем этот сценарий реализовывать.

Сценарий курса


Мультимедиа


Понятно, что на том или ином этапе разработки позиции А и Б придется «приводить к консенсусу». Однако на старте одни опираются на А, другие предпочитают начинать с Б.
А как правильнее? Что думаете, коллеги? Что принято думать и решать об этом в вашей компании/вузе?

Читать дальше......

четверг, января 20, 2011

SumTotal купил GeoLearning

Еще вести с полей:

GeoLearning Inc., разработчик обучающих сервисов и решений, была приобретена SumTotal Systems (Маунтин-Вью, Калифорния) 31 декабря 2010 г. Сумма сделки не разглашается.

Получился крупнейший вендор LMS в мире. В России и СНГ не представлен.

Пресс-релиз SumTotal

Читать дальше......

Dimdim больше нет

Сервис бесплатных (до 10 пользователей) и дешевых видеоконференций Dimdim куплен Salesforce, все бесплатные аккаунты закрыты и скорее всего поддержка платных пользователей прекратиться после марта. Бесплатную Open Source версию продукта уже убрали с сайта.

Подробнее: http://www.livebusiness.ru/news/9586/

Читать дальше......

среда, января 19, 2011

Как работает твиттер?

Отличная пошаговая инструкция (на английском) о том как работает твиттер - вполне подходит для вашей мамы или бабушки.

Читать дальше......

Elearning Examples

Недавно я нашел хороший сайт/блог на котором регулярно (практически ежедневно) выкладываются примеры инфоргафики и электронного учебного контента - рекомендую.

http://elearningexamples.com/

Читать дальше......

вторник, января 18, 2011

Две ужасные опасности, подстерегающие иллюстрации в электронных средствах обучения

Комбинирование различных медиа (текста, звуков, интеракций, статичных и подвижных изображениий) - дело, как и Восток, тонкое.
Более того, графическая информация (как и все прочие, впрочем) несет в себе ряд изъянов.
Попробую приллюстрировать:


Читать дальше......

суббота, января 15, 2011

Шокировавший факт

Недавно испытал полный педдизайнерский шок. На корпоративном тренинге спросил у тренеров и специалистов по ДО, что больше всего не устраивает электронно обучаемый персонал их компании (много тысяч человеко-курсов в год). Ответ шокировал: прежде всего картинки и анимации в курсах.

По словам одной из участниц мероприятия вопрос стоит так: не хотим учиться, пока в курсах будут натыканы эти тормоза-анимации и малополезные картинки. Они только мешают учиться (оригинальное высказывание звучало несколько резче, чем тут изложено).

Впервые столкнулся со столь резкой констатацией подобного факта. Кто-нибудь, коллеги, сталкивался с озвучиванием подобной проблемы? Как ваши сотрудники или студенты относятся к нефункциональным картинкам и мультикам в курсах?

Читать дальше......

Нужно ли адаптировать курсы под мобильные устройства?

2010 год стал, безусловно, революционным - доля мобильных пользователей интернета увеличилась радикально. Смотрите видео:



В связи с этим, вчера спорил с коллегами о том, насколько необходимо при разработке электронного учебного контента (и средств его создания, в частности речь шла о редакторе Courselab) учитывать то, что все большее количество пользователей начинает использовать для обучения мобильные устройства.

Некоторые мои коллеги считают, что нужны специальные объекты и интерактивности, а также специальная поддержка новых способов ввода (вроде multitouch).

Я в этом не уверен. Уже сейчас не нужно специально переписывать сайт, чтобы он открывался в iPad или iPhone. Мне кажется, что чем дальше тем больше будет применим принцип - write once - run everywhere. Браузеры мобильных устройств (телефонов, планшетов и прочих гаджетов) перестанут отставать по функциональности от версий браузеров для desktop компьютеров. Ключевой будет поддержка учебным контентом всех популярных браузеров и стандартов - вот за этим разработчикам надо следить. Самая простая жизнь, кстати, у корпоративных создателей курсов - в компаниях набор браузеров, как правило, стандартизован (и почти всегда состоит из одного IE).

Предметом спора останется судьба закрытых proprietory стандартов вроде Flash, которые пока хорошо обеспечивают совместимость на разных платформах, но уже не поддерживаются некоторыми из них (вроде Apple).

PS
Некоторые приемы оформления курсов, использующие мышь - вроде onmouseover (действие по наведению мыши) в touchsсreen устройстве действительно не заработают. Об этом должен думать разработчик курса.

Читать дальше......

среда, января 12, 2011

Е-курс и е-книга: поищем различия

Не так давно вел беседу с одним заказчиком очного тренинга по педагогическому дизайну.
Доминирующим желанием заказчика было следующее:
«Сотрудники должны понимать отличие электронного курса от презентации или учебника»

Помимо интерактивности (содержательной, а не интерфейсной) или, вернее - вариантом интерактивности при решении такой задачи может стать «повальное» применение обратной связи:


Если мы (часть из нас) перестанем отождествлять контроль с обратной связью, а ее саму станем рассматривать исключительно как
предоставление учащемуся данных о степени успешности применения им знаний и выполнения действий с целью их коррекции, закрепления и/или развития, то можно будет аргументированно утверждать:
1. Электронные курсы куда в большей степени центрированы на учащемся, чем книги, будь они на жестких или электронных носителях.
2. Система обратной связи как механизм коррекции возможных ошибок в ходе обучения – существенное преимущество еL перед конкурирующими с ним способами и формами обучения.
3. И, наконец, выдвинуть гипотезу: обратная связь в е-курсах – важнейшая (если не самая важная!) из форм учебных интеракций.

Читать дальше......

воскресенье, января 09, 2011

Преподавание и учение: конфликт интересов?

Время от времени приходится беседовать с заказчиками электронных курсов и организаторами eL о критериях качества обучения. Понятно, что вопрос нуждается
1. в уточнении критериев качества учебного процесса;
2. в определении приоритетов, а именно, чему будет отдаваться предпочтение: качеству преподавания, или качеству учебной деятельности самих учащихся.
Практика показывает, что в корпоративном секторе заказчики, по аналогии с постсоветскими вузами, частенько отдают приоритет критериям качества преподавания в ущерб позициям учения.

Сравните:


Более того, попытки разработки стандартов и осуществления процессов обучения, где во главу угла ставилось бы учение, а преподавание рассматривалось бы в качестве средства, это учение обеспечивающего, нередко вызывает сопротивление руководителей и сотрудников учебных центров, а то и, о ужас! НR-специалистов. Понятно, что оценивать преподавание проще, легче, дешевле и безопаснее, чем результативность и эффективность учения.

А может, так оно и надо?

Читать дальше......