Websoft

воскресенье, февраля 27, 2011

Еще раз про харизму в е-курсах

Время от времени тема харизматичности е-курсов возникает в сообществах иленинцев.

Почти соглашусь, что в курсах Soft Skills харизма может (при правильной реализации) оказаться уместной. А вот нужна ли она в продуктах по обучению, к примеру, специалистов по таможенному оформлению, по банковским и страховым продуктам и т.п.? То есть там, где "уши" преподавателя, его субъективный шарм способны повредить изучению законов, стандартов, технологических и прочих процессов, где отсебятина в принципе противопоказана.

По мне, умение "сбросить" с себя субъективизм при создании многих "жанров" е-курсов, умение без-, вне-, надличностно приподнести контент является важной компетенцией специалистов е-learning. Порой приходится наблюдать, как личностная интерпретация норм или процессов вредит освоению этих норм или процессов аудиторией, более того, искажает суть изучаемого предмета.

Разработчик еЛ-курсов! прекрати трясти харизмой, где это неуместно!
Вы согласны?

Читать дальше......

Среднестатистическая СДО

Некоторое время назад, мы открыли на портале для клиентов Websoft раздел "Бенчмаркинг". В этом разделе наши клиенты могут заполнить некоторые показатели по своей системе дистанционного обучения и после этого увидеть результаты других компаний. Мы проект особо не пиарили, но вот накопилось 50 компаний-участников и я решил, что можно попробовать нарисовать портрет "среднего корпоративного пользователя СДО".

Я проанализировал цифры и вот, что получилось:
ПоказательКомментарийМаксимальное значение
Количество "коробочных" курсов в системеВ 15% компаний курсов вообще нет, там где они есть - в среднем используется 12 курсов60
Количество администраторов системы дистанционного обучения (со стороны HR)В 46% случаев - один администратор, в 32% - два человека6
Количество компаний у которых вы заказываете разработку электронных курсов75% компаний не заказывают курсы, 19% работают с одной компанией5
Количество вендоров у которых вы покупаете "коробочные" учебные курсы56% компаний не покупают коробочные курсы, 38% работают с одной компанией8
Количество ИТ-специалистов, обслуживающих системуВ 63% компаний выделен только 1 ИТ-специалист, еще в 15% компаний вообще нет ИТ-специалистов обслуживающих систему (как они работают? или просто HRы не знают об их существовании?)5
Количество пользователей СДОВ среднем - 5400 пользователей в одной системе, минимальное значение - 300, общее количество обучаемых для 45 компаний указавших свои данные - более 245.00021.000
Количество разработчиков электронных курсов в компанииТолько в 4% компаний нет собственных разработчиков курсов, в 20% компаний - 3 и более разработчика33
Средний срок разработки электронного курса своими силами (в человеко-днях)Средняя длительность разработки курса - 22 человеко-дня, т.е. 1 человеко-месяц, в 15% случае средний срок разработки курса - менее 2-х недель (10 человеко-дней)60
Количество курсов, разработанных своими силами за последний годВ среднем - около 16 курсов на компанию, всего для 45 компаний, отвечавших на вопрос - 720 курсов70
Количество разработчиков контрольных вопросов и тестов в компанииВ 12% компаний тесты не разрабатываются, в 33% компаний разработкой тестов занимается более 5 человек388
Количество тестов в вашей системеВ среднем в системе около 60 тестов, почти в 25% количество тестов превышает 100420
Срок (месяцев) от заключения договора на поставку системы до открытия учебного порталаВ среднем чуть менее 4 месяцев, в 15% случаев срок составил от 12 до 15 месяцев15

Отдельного внимания заслуживает распределение количества курсов по тематикам. В опросе присутствовали 4 наиболее распространенные категории курсов. Указана доля курсов данного типа от общего числа курсов всех 4 категорий:
1) Soft Skills - 18%
2) Информационные технологии - 15%
3) Продукты и решения компании - 60%
4) Стандарты обслуживания и взаимодействия с клиентами - 7%

Читать дальше......

пятница, февраля 25, 2011

Даешь планшетники в систему образования


В Беларуси все активнее муссируется тема о внедрении планшетных устройств в средние школы.

Войдут ли планшетники в корпоративное образование (покупают же некоторые компании для своих сотрудников смартфоны или коммуникаторы в интересах как оперативного информирования их, так и обучения)? Станут ли они атрибутом системы повышения квалификации кадров, создание открытых образовательных ресурсов для подготовки персонала, создание электронной системы образования и самообразования широких масс трудящихся и учащихся. Очень похоже, что станут.

Приверженцы инновации выпячивают их преимущества: легковесности (0.3-04 кг вместо неподъемного портфеля), могучей памяти (хранении всех учебников за курс школы и возможность повторять любой материал), возможности обновления информации и пр.
А как это скажется на здоровье учеников? (87% выпускников средних общеобразовательных учреждений Беларуси завершают обучение с нарушениями зрения).
Гамлетовский вопрос: ИТ-обучение или зрение похоже решается в пользу 1-го.

А вот маленький дайджест, что происходит у соседей по Востоку и Западу:
"В США по планшетам учатся студенты и ученики старшей школы. Так, в школе города Цинциннати ребята не только учатся, но и получают онлайн-советы от преподавателей высших учебных заведений с помощью планшетов.

В Южной Корее школьники учатся по планшетам уже два года.

Министерство образования Южной Кореи заменило школьные учебники планшетами с большим сенсорным экраном, встроенной памятью и беспроводным модулем связи.

В Польше в школах и вузах учат с помощью планшетов уже почти пять лет. Ученикам выдают печатные книги по техническим дисциплинам, а все гуманитарные курсы они осваивают с помощью электронных.

В Украине весной 2010 года эксперимент с планшетами проводился в нескольких столичных школах. Компания Pocketbook раздала ученикам на время около ста ридеров («читалок»), созданных специально для школьников. Электронные учебники появились и у десятиклассников двух школ Харькова.

В Латвии планшеты используются рекомендательно. Но многие школы оснащены интерактивными досками в классах и карманными у учеников."

Читать дальше......

среда, февраля 23, 2011

Блог ректора университета

Ректор Белорусского государственного университета Сергей Абламейко первым среди белорусских коллег завел блог, по аналогии, видимо, с иным популярным рунетовским блоггером, видео.

Хотя комменты к нему и модерируются, есть опасность, что ресурс может превратиться в книгу жалоб и признаний в лояльности. Действительно, нужен ли подобный формат социальной коммуникации ректору ведущего вуза страны?

Например:
Вопрос:
Сергей Владимирович! Сегодня университет ничего не может дать молодому ученому или преподавателю: квартиры, достойной оплаты труда, оплаты командировок на международные конференции и т.д. Запрплата профессора ниже чем у полуграмотного выпускника, работающего на фирме. Зарплата ассистента ниже стипендии аспиранта. Собираетесь ли Вы что-то менять?

Ответ (с сокращениями):
Вы нарисовали очень уж пессимистичную картину. Университет достаточно много дает своим ученым и преподавателям. Я приведу примеры:
- только что, в начале 2011 года, сдали дом на 116 квартир, в котором многие молодые ученые построили себе квартиры по очень недорогой цене;
- средняя ежемесячная зарплата профессорско-преподавательского состава в 2010 году составила более 2 млн. рублей (примерно $660) и это без учета науки и ВНК;
- более тысячи сотрудников БГУ выехало в командировки в 2011 году и многие не один раз;
- .... Понятно, что хочется большего. Но, во-первых, все мы ограничены деньгами, а, во-вторых, ситуация примерно такая же в большинстве университетов мира. Но мы работаем и будем работать, чтобы наши сотрудники зарабатывали больше, больше ездили. И у нас получится.

Читать дальше......

понедельник, февраля 21, 2011

Watson умнее людей

Вот так Watson (компьютерная система IBM) уверенно обыгрывает 2-х лучших игроков в Jeopardy (русский аналог - "Своя игра"). Выглядит устрашающе - компьютер может отвечать на весьма нетривиальные вопросы, нечетко сформулированные на естественном языке. Как скоро такие технологии будут входить в поставку любой ОС и нужен ли тогда будет Google или мы будет задавать вопросы своему телефону?

Читать дальше......

воскресенье, февраля 20, 2011

Динамический электронный курс

Некоторое время назад я написал, про то, как можно собирать обратную связь о пользователей в слайдовом электронном курсе (Слайдовый электронный курс и обмен идеями).

Можно ли сделать так, чтобы поведение слайдового курса зависело от событий внешнего мира (например от того, принял ли человек участие в учебном мероприятии, результат которого учтен в LMS)? Т.е. можно ли делать слайдовые электронные курсы с динамической, а не статической структурой?

Вполне можно, и даже легко, если авторское средство устроено так, что структура курса описана в открытом коде (а не упакована в неведомый по формату swf файл) и LMS позволяет исполнять программный код, меняющий описание курса "на лету".

Вот как я сделал это с помощью Courselab и WebTutor:

1) я сделал курс в Courselab, в котором разместил 2 слайда - один на котором есть сообщение о том, что дальнейшее изучение курса невозможно без прохождения вебинара. Другой слайд - сообщает о возможности продолжения обучения. Курс опубликовал и загрузил в LMS WebTutor.



2) Т.к. курс сделанный в Courselab представляет собой XML файл, то в него легко с помощью любого редактора (например, Notepad) внести изменения. Что я и сделал.

3) В любой файл лежащий на сервере LMS WebTutor можно вставить программный код. Я вставил в код XML-файла с описанием курса , сделанного в Courselab, запрос к базе данных LMS с проверкой проходил ли текущий пользовтель нужный вебинар и в зависимости от результата запроса в if/else показал один из 2 слайдов (а не оба, как было изначально сделано в редакторе).


4) Заходим в курс. При этом LMS запрашивает структуру курса, которая строится динамически (в исходном файле выполняется программный код, который в зависимости от внешних данных добавляет в структуру один из слайдов), доходим до слайда с проверкой и изначально получаем сообщение о том, что дальше идти нельзя, т.к. вебинар не пройден



5) Захожу в LMS, завожу вебинар для моего пользователя и отмечаю его как пройденный.


6) Открываю заново курс, система возвращает меня на тот же слайд (номер не изменился), у которого изменилось содержание:


Таким образом можно строить динамические курсы, в которых показ контента зависит от любых данных хранящихся в LMS или других внешних источниках (например, базах данных), а также генерировать курсы "на лету" из источников в Интернет, например по данным из википедии или youtube.

Читать дальше......

О возможностях и целесообразности создания электронных тренингов

На последнем вебинаре "От электронных курсов к электронным тренингам-4" обсуждали с коллегами вопросы о
- возможности
- нужности
создания электронных тренингов в рамках возможностей и ограничений e-Learning 1.0.
- об отличиях тренингов от "тренажа"

Как это было, можно посмотреть здесь.

Читать дальше......

четверг, февраля 17, 2011

Взгляд сбоку на педагогического дизайнера

Вообразите себе традиционного тренера, очень даже профессионального, впервые оказавшегося на некой тусовке e-learning'цев, впервые услышавшего словечки типа "LMS", "коробочный курс", "средство авторинга" и т.п.
Что такой человек про нас подумает, когда и среди e-learning'цев согласия нет, в частности, во взглядах на педдизайн и самое признание такового?

Вот такой человек и оказался на упомянутом мероприятии. И вот какое мнение он вынес о компетенциях педагогического дизайнера: "Пед.дизайнер - это достаточно новая профессия с уникальным набором компетенций. Этот набор включает в себя и написания сценария обучающего курса, и организационную диагностику компании, и знание отраслевых тенденций, и законы обучения, и умение профессионально разбираться в современных IT-решениях для обучения ..и многое , многое другое" (с, Татьяна Корнилова, 2011).

Все ли специалисты, находящиеся внутри еL, занимающиеся им за деньги (а также их работодатели), способны и готовы признать за педдизайнером такие компетенции: "организационная диагностика" или "знание (и понимание) отраслевых тенденций"? Поистине, прав эффект наблюдателя: невозможно исчерпывающе оценить систему, будучи элементом этой системы.

Читать дальше......

среда, февраля 16, 2011

Почему у бизнес-тренеров плохо идут дела…

Наткнулся сегодня на интересный пост одного из наших клиентов - компании "Провокация Роста" - Почему у бизнес-тренеров плохо идут дела

Ребята в кризис, вместо того, чтобы пытаться биться лбом в бетонную стену пытаясь продавать тренинги освоили e-learning формат. О чем и рассказывают.

Читать дальше......

понедельник, февраля 14, 2011

Насколько университеты наши университеты?

Белорусский государственный университет вошел, наконец, в топ-1500 лучших университетов в мире.
Об особенностях национального высшего образования, о том, являются ли наши университеты если не таковыми, то современными, любопытно размышляет эксперт.

Читать дальше......

суббота, февраля 12, 2011

Использование Web 2.0 не гарантирует e-Learning 2.0

В некоторых случаях приходится сталкиваться с мнением, будто использование сервисов 2.0 по умолчанию ведет к трансформации eL 1.0 в eL 2.0, к появлению социального обучения по определению.

На деле это вовсе не так:


В этом контексте вновь хотел бы обратить внимание на публикации по этой теме на distance-learning.ru.
Особенно на "Web 2.0 – это будущее образования" и "Осознание E-Learning 2.0"

Читать дальше......

среда, февраля 09, 2011

Управление знаниями и работа над ошибками в армии США

Любопытный пост, который вкратце рассказывает как устроено управление знаниями и работа над собственными ошибками в армии США.


В отличие от большинства материалов по управлению знаниями пост вполне конкретен и ссылается на реальные инструменты и процессы. Про отдельные элементы процесса (например, AAR - after-action review) можно еще много чего найти, если погуглить.

Хотел бы я быть уверен, что у в армии или спецслужбах кто-то работает над ошибками, а не только увольняет "стрелочников" после очередного факапа.

Читать дальше......

Учиться друг с другом, учиться друг у друга: реструктуризация бюджетов на социальное обучение

Перевод статьи из журнала T+D Magazine "Учиться друг с другом, учиться друг у друга: реструктуризация бюджетов на социальное обучение" на сайте distance-learning.ru.

Автор статьи  Дэн Понтефракт (Dan Pontefract)

Читать дальше......

вторник, февраля 08, 2011

Вот тебе, бабушка, и e-Learning 2.0

Как пишут "Ведомости, "треть (32%) россиян утверждают, что в их компаниях следят за личной перепиской по интернету, а четверть (24%) жалуются, что начальство интересуется их личными блогами. При этом 14% респондентов точно знают, что их компании мониторят блоги сотрудников конкурентов".

Издание позаимствовало свои данные из исследования портала HeadHunter, проведенного в декабре 2010 г. (1600 респондентов). Было среди прочего установлено, что "официальные правила работы с несекретной информацией сегодня имеют три четверти (75%) отечественных компаний".

Сказывается ли это на неинновационном развитии е-learning 2.0 в корпоративном секторе? Что-то мне шепчет, что изрядно сказывается.

Читать дальше......

Планшетники в массовую школу

Министерство образования Беларуси как будто инициирует эксперимент по замене всех школьных учебников на электронный планшет.

"... такой эксперимент может быть вначале проведен в одной из областей Беларуси, а далее быть внедренным повсеместно. Александр Жук /заместитель министра/ считает, что пилотный проект поддержат все участники образовательного процесса. Планируется, что вместо всех школьных учебников с 1-го по 11-й класс школьники получат электронный планшет, в который будет внесена вся информация".

Это может сэкономит государству более Br20 млрд (100 бел. руб = примерно 1-му российскому). "Кроме того, и дети, и родители перестанут жаловаться на тяжелый портфель. Первый замминистра отметил, что выпуск таких планшетов может освоить белорусское предприятие "Интеграл".

Читать дальше......

воскресенье, февраля 06, 2011

Совместить eL 1.0 и 2.0 - это тривиально

Как показал Алексей, задача "заставить людей думать, делиться информацией" в слайдовых курсах, которые подвергаются суровой и (даже остервенелой) критике за то, что они якобы "подходят исключительно для вбивания в голову обучаемому набора знаний по жесткому шаблону", на деле вполне в них реализуема, в том числе и в SCORM.

Есть еще один банальнейший способ и без SCORM'а добиться того же. Достаточно из курса, прямо с нужного слайда дать ссылку на тему нужного форума или пост блога, которые заводятся в LMS (а в Moodle, к примеру, - прямо в "теле курса", но Мудл изначально заточена как конструктивистская LMS).
Например (картинка кликабельна):


Пример взят из курса "Проектирование е-курса: от замысла до сценария», реализованного и проведенного на mylms.ru.

Читать дальше......

Слайдовый электронный курс и обмен идеями

Считается, что слайдовые электронные курсы для самостоятельного изучения подходят исключительно для вбивания в голову обучаемому набора знаний по жесткому шаблону. А если надо заставить людей думать, делиться информацией и т.п. нужны другие инструменты. Отчасти это верно, но и со слайдовыми электронными курсами можно кое-чего добиться...

При наличие правильного инструмента можно достаточно легко прямо в электронном курсе сделать возможность для обмена информацией и идеями.

Предположим, при создании курса нужно, чтобы после знакомства с теорией и стандартными решениями, предлагаемыми обучателем на предыдущих слайдах или модулях, обучаемый смог предложить свою, альтернативную или дополняющую идею. С помощью Courselab и системы WebTutor я сделал это за 30 минут:

1) В Courselab вставляется слайд на котором показывается в объекте iframe страница (шаблон) LMS, которая "на лету" генерирует из базы таблицу с идеями (сохраненными в SCORM переменную). Как может выглядеть слайд - см. на картинке скриншот из моего курса. Нажатие кнопки "Посмотреть" обновляет список идей из LMS. Форму таблички можно поменять как угодно в шаблоне.


2) Если обучаемый хочет написать свою идею, то он в нижней части слайда заполняет формочку и нажимает кнопку "Сохранить". присваивается глобальная переменная, которая при переходе на следующий слайд сохранится в LMS

Тот же слайд в редакторе:


Все делается "коробочными" инструментами авторского средства и LMS, за исключением шаблончика, который выдает таблицу с идеями. Шаблон в 2KB длиной, если кому-то у кого он интересен - напишите мне, вышлю. Сам курс со слайдом также могу выложить.

На том же слайде можно вставить ссылку на форум в LMS, в котором можно что-то обсуждать с коллегами, экспертами и преподавателем.

Читать дальше......

пятница, февраля 04, 2011

ДО узаконили в Беларуси

Недавно принятый в Республике Беларусь «Кодекс об образовании» узаконил дистанционку как одну из форм получения заочного образования. Привожу соответствующий пункт из ст. 17 закона полностью:

«3. Заочная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Дистанционная форма получения образования – вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.»

Как бы там ни было в плане "научной правильности" определений, ДО становится легитимным. Наконец-то ...

Показательно, что буква "О" в аббревиатуре ДО расшифровывается как "образование", а не "обучение" (См.)

Читать дальше......

четверг, февраля 03, 2011

Кому нужны eLearning мероприятия?

Саша Рябинин из Лаборатории Мультимедиа собрал на одной странице информацию по конференциям и выставкам 2011 года в той или иной степени посвященным e-learning.

Список длинный, даже несмотря на то что он неполный :) Я  точно знаю одну выставку и конференцию, которой в нем нет. Мероприятий становится все больше, а вот есть ли от них толк? Очень многие из моих клиентов говорят о том что безусловно не пойдут на новые конференции поскольку там все время в весьма скучной манере говорят одно и то же. И на выставки тоже не пойдут, т.к. никого и ничего нового на них давно нет.



На западе у многих аналогичное ощущение - прочитайте это  пост в котором автор описывает лондонскую Learning Technologies и говорит о том, что выставка ему абсолютна неинтересна, т.к. от нее пахнет нафталином, внедоры не предлагают новых решений и т.п. (правда конференцию хвалит).

Вы ходите на e-learning мероприятия? На какие пойдете в 2011?

Читать дальше......

среда, февраля 02, 2011

Дизайн сайтов университетов США

Статья (на английском) "Best and Worst Design: 50 University Websites From 50 States" - разбор качества дизайна сайтов 50 различных американских университетов.

Возможно ее будет любопытно прочитать тем, кто отвечает за сайты ВУЗов и учебных центров. По крайней мере в одном месте собраны скриншоты кучи университетских сайтов - не нужно копаться, чтобы найти.

Читать дальше......

Использование iPad в обучении - все не так

В начале января я купил себе iPad и через короткое время понял, что он черезвычайно мне нравится. По нескольким причинам:
- простой продуманный интерфейс, ничего лишнего, все красивенько
- форма планшета удобна, чтобы лежать с ним на диване, смотреть в пробке в машине (хотя в метро использовать iPad уж как-то слишком вычурно). Размер и яркость экрана более чем достаточны
- удобно искать и устанавливать программы, а также их покупать (технология оплаты провоцирует на импульсные покупки. т.к. чтоб купить и установить что-то достаточно всего 2 раза кликнуть мышью)
- огромное количество приложений, в том числе и обучающих


iPad не только мне нравится. Появляются статьи о массовой закупке планшетов для школ и университетов. Любовь к продукции Apple и массовое появление планшетов других производителей, приводит к тому, что все чаще приходится слышать идеи о  революции в образовании благодаря новым устройствам.

Так ли это? Я лично думаю, что для школы планшеты пока еще слишком хрупкие, энергопотребляющие, дорогие (особенно в России), не поддерживают eInk (электронные чернила). Книги на Kindle читать значительно удобнее чем на iPad, несмотря на наличие специального приложения Amazon и поддержку цвета. С другой стороны, если предположить что через 2-3 года появятся устройства с цветными multitouch экранами поддерживающими eInk и потребляющими минимум электрочества, стойкие к ударам и тряске, с поддержкой wifi, wimax, 3g и 4g и стоящие при этом не более $200-300, то они точно будут выдаваться каждому школьнику и студенту вместо учебников и калькуляторов.

В продолжение темы - джентельмен по имени Ewan McIntosh написал материал "Использование iPad в обучении - все не так", перевод которого опубликован на distance-learning.ru.

Что думаете?

Читать дальше......

вторник, февраля 01, 2011

Что деcять лет грядущих нам готовят?



Презентация доклада (pptx) "Современные тенденции в разработке электронных курсов" John'a Downie (SkillSoft), на Зимней школе e-Learning

Читать дальше......