Websoft

среда, марта 30, 2011

Ширина текстовой колонки - какой она должна быть?

Перевод с английскоголюбопытного поста "Ширина текстовой колонки - какой она должна быть?" на distance-learning.ru.



Материал про форматированию блогов и других текстовых матералов на которых нужно постараться задержать внимание читателя, но, по аналогии, можно подумать и о форматировании материалов на корпоративных и учебных порталах.

Цитата:
Теперь, когда вы знаете про трюк с картинкой, я могу порекомендовать оптимальную ширину текстовой колонки вашего блога или коммерческого предложения. Она составляет от 480 до 600 пикселей.

Читать дальше......

вторник, марта 29, 2011

Самая большая 360-градусная панорама

Хотите посмотреть на самую большую в мире фотографию, снятую в помещении (с разрешением 280,000 x 140,000 пикселей)? На самом деле это склейка почти 3000 фотографий снятых в прекрасном качестве.

Честно говоря, если есть фото в таком качестве, то можно никуда и не ездить - и так все прекрасно видно. Будем ждать когда Google или кто-то еще выложит все музеи и замки мира в сопоставимом разрешении.

Посмотреть эту гигапиксельную фотографию



Источник

Читать дальше......

О ценности социальных сетей

Уоррен Баффетт, один из богатейших людей в мире, предостерегает от вложения инвестиций в социальные сети, поскольку бизнес-модели этих сетей далеки от совершенства, а то и эти бизнес-модели вообще отсутствуют.
Глава IAC Барри Диллер назвал существующую сейчас на рынке оценку социальных сетей "математическим сумасшествием" (там же).

Что-то подсказывает, что и образовательная ценность социальных сетей также порой сильно переоценивается и по сходным причинам: нет внятных моделей e-Learning 2.0 или они проектируются "на авось", а некоторые практики сетевого обучения по праву можно назвать "дидактическим сумасшествием".

Читать дальше......

понедельник, марта 28, 2011

«Не надо держать меня за идиота!» - письмо разъяренного обучающегося

Перевод весьма забавного материала "Не надо держать меня за идиота! - письмо разъяренного обучающегося" на http://www.smart-edu.com/.

Взгляд на типичные ошибки создания электронных курсов, глазами обучаемого.

Читать дальше......

воскресенье, марта 27, 2011

Академическое и корпоративное

Буквально в то время, когда Алексей писал свой последний пост, я дискутировал с вузовскими преподавателями и тренерами учебного центра об отличиях традиционного (академического) и корпоративного обучения про их разницу.

1. Академическое образование (не вообще, а преимущественно наше, сложившееся у нас) ориентировано на трансляцию устоявшегося знания и, если на его применение, то при решении скорее умозрительных - из учебников, чем реальных задач.

Критерии действенности и применимости изученного, качества обучения, заложены в неких документах (госстандартах, учебных планах и программах) высосанных из глубин наук и структурированных бюрократами от образования по своим образу и подобию и глубины умения структурировать. Чьи проблемы решает академическое образование? Отстает, идет в ногу или опережает реальные потребности производства, для которого готовит специалистов?

2. Корпоративное обучение ориентировано на подготовку людей к решению реальных задач, то есть реальных производственных проблем в конкретных точках в текущие моменты. Принимая выпускников вузов, бизнес от нескольких месяцев до нескольких лет вынужден адаптировать их (академические) знания и умения, мышление и поведение к решению собственных проблем. И удается это не всегда целиком и без издержек: от финансовых до психологических и социальных.

Кто лучше жизнь знает? Академических сектор или корпоративный? Что правильнее: теоретические концепты или бизнес-процессы и прочая корпоративная реальность?
Похоже, в нашем сообществе это вопрос скорее философский, чем риторический. Вы за красных или за белых? За производственную или за научно-теоретическую реальность?

Принципиальный выход из такой дилеммы, представляется, найден уже давно. И найден, кстати, педагогическим дизайном, обучением, центрированном на студенте, на модели результативного специалиста. Университет "идет" в поле и спрашивает у бизнеса: какие у вас задачи и проблемы? Что должен делать (не знать и типа уметь, а делать!) наш выпускник, когда придет к вам на работу? Какие компетенции мы должны вырастить у нашего студента, чтобы он практически мгновенно и безболезненно для всех "встал к станку". Какие изменения ждут бизнес, и как мы, университеты, об этом узнаем? Что мы должны изменить в своем преподавании, чтобы не отстать от ваших изменений и т.п.
И наоборот, за новыми идеями и технологиями, за оптимизацией и программами изменений корпорации идут к университетам.

При таком подходе противопоставление академического и корпоративного выглядит, по меньшей мере и мягко говоря, нелепым. К счастью, у нас уже появляются факты, свидетельствующие о том, что наиболее продвинутые компании и вузы начинают движение навстречу друг другу.

Читать дальше......

пятница, марта 25, 2011

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Сколько раз говорили на различных e-learning мероприятиях, что ВУЗы и компании должны друг-друга понимать. Не знаю, как насчет понимания, но, технологии электронного обучения точно сильно отличаются.

Как у Киплинга:
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.

Хотите в этом удостоверится?

Посмотрите на электронные курсы, поданные на конкурс Courselab (корпоративные) и ВУЗовские курсы, поданные на конкурс саммита разработчиков электронных курсов.

Не скажу, что какие-то из них лучше или хуже. Просто они совсем разные.


Читать дальше......

среда, марта 23, 2011

Родительское собрание ... на форуме

Возможно, данная информация окажется интересной и заразительной, в том числе и с точки зрения распространения опыта на иные формы обучения, воспитания, общения и формирования корпоративной культуры.

"Управление образования Гродненского облисполкома ввело в практику областные родительские интернет-собрания...
Второй раз областное родительское собрание решено провести в сети Интернет на форуме управления образования. Специалисты управления призывают родителей принять участие в обсуждении вопросов, связанных с воспитанием детей в семье, противодействием насилию над несовершеннолетними.
Тема вызвала большой интерес родителей и педагогов. На форуме уже заполнено более 400 предложенных специалистами анкет, многие оставляют свои мнения, предложения по вопросам предотвращения насилия над детьми, сообщают о случаях жестокости и насилия в отношении детей и их мам."
Источник

Форум собрания:

Читать дальше......

воскресенье, марта 20, 2011

О подходах к научению и одном критерии качества е-курсов

Приведу выдержки из описания различных мотивационных подходов студентов (и повышающих квалификацию лиц) к научению, которые были выведены Patricia Hughes – старшим лектором по психотерапии и медицинскому образованию из The Royal College of Psychiatrists (Великобритния)

«Подходы к научению
На качество научения человека в значительной степени влияет мотивация.
a) Приобретение поверхностных знаний мотивируется желанием окончить курс и избежать провала. Этот подход к научению характеризуется механическим заучиванием и простым запоминанием фактов. Как следствие, уровень понимания — весьма поверхностный.
б) Приобретение глубоких знаний мотивируется желанием понять предмет. Пути достижения этой цели различны, однако предполагается логичный последовательный подход, предусматривающий оценку доказательств, связывание новых знаний с полученными ранее, использование аналогий, а также проработку материала, который пригодится студенту для его работы в настоящем и в будущем.
в) Стратегическое научение мотивируется желанием хорошо сдать экзамены или добиться поощрения. Студент, который использует этот подход, будет думать о том, какой из двух подходов — получение поверхностных или глубоких знаний — будет максимально соответствовать поставленной в каждом случае цели.
Хотя некоторые студенты являются неисправимыми “поверхностными” учениками, многие из них используют эти подходы в разное время и в зависимости от обстоятельств. Этот наиболее эффективный подход получил название “универсальный ученик”, который стремится получить глубокие знания, прибегая при этом также к механическому заучиванию, чтобы закрепить знание фактического материала, подтверждающего основные принципы.»

Такая классификация представляется очень полезной и для разработчиков электронных курсов, так как позволяют осмыслить и определиться (отрефлексировать)
1) На какой из типов мотивации учащихся ориентированы создаваемые ими курсы;
2) Какой из типов мотивации доминирует при составлении курсов у самих их разработчиков.

Более того, а не стоит ли использовать подобную «шкалу мотивации» в качестве одного из критериев при оценивании качества курсов, например, на ежегодном конкурсе курсов, который проводит компания WebSoft?

Читать дальше......

пятница, марта 18, 2011

Sal Khan готовит революцию в школьном обучении?

Про KhanAcademy я уже писал. KhanAcademy - бесплатный образовательный сайт с учебными видео и упражнениями для самопроверки. Вчера я нашел на TED видео с выступлением Сэла Хана (Sal Khan), который рассказывал про развитие своего проекта и эксперимент. который они проводят в некоторых школах.



Эксперимент таков: детям в 5 и 7 классах, если не ошибаюсь, дают смотреть учебное видео в соответствии с "картой знаний" (по сути программой обучения). Пока не освоишь более ранние этапы - к следующим не перейдешь.

Карта знаний

Дети учатся сами, затем решают упражнения (на компьютере), а учитель и весь класс могут наблюдать за процессом с помощью dashboard и всяких отчетов. Учитель вместо того, чтобы вести урок и, по сути, читать лекцию, отслеживает online по dashboard вопросы вызывающие сложности и отстающих учеников и целевым образом с ними занимается. Продвинутые ученики, которые сильно забежали вперед, могут помогать отстающим.

Все доступно через Интернет и абсолютно бесплатно. Я пошел и зарегистрировал свой класс за 5 минут.


Дети за свои успехи могут получать значки (как мотивация к обучению?).

Для школы это, безсловно, совершенно революционный подход. Но Сэл утверждает. что он работает. Если эффективность такого метода обучения действительно подтвердится, то подход к школьному образованию, по крайней мере, в части изучения математики может измениться.

Интересно, что обо всем это думает учительское сообщество, привыкшее стоять у доски? Не удивлюсь, если будет как в том анекдоте - "Что сказал папа, когда упал с лестницы? Матерные слова пропустить? Если да, то он промолчал..."

Читать дальше......

четверг, марта 17, 2011

Компьютер переводит с языка жестов



Японские ученые учат компьютеры распознавать язык жестов, преобразующие жесты языка глухонемых в символы.

Читать и смотреть

Читать дальше......

Мотивировать по обстоятельствам

Годами муссируется тема о мотивации аудитории к e-learning. В последнее время чаще всего попадаются соображения, что eL ученик должен обладать особыми - усиленными - волевыми качествами и жаждой к познанию. Разработчики же пытаются поддержать волю к учению и страсть к познанию то ярким визуальным рядом, то упрощенным донельзя языком, то заигрыванием с ориентировочным рефлексом и рефлексом "что это", то вау-интеракциями, смысл которых недоступен даже их сочинителям.

Ответ же на вопрос о мотивации взрослой аудитории к учению найден давно, еще до эры eL: создайте учащимся такие условия, чтобы освоение знаний и действий было им выгодно, а главное - чтобы их применение должным образом в нужных обстоятельствах поощрялось и вознаграждалось, а неадекватное использование изученного - осуждалось.

Мало обучить. Более того, бессмысленно и чревато ... ... ... /впишите нужное/ обучать тому, что не может быть вменяемо, легко и беспрепятственно применено в обстоятельствах N, а тем более, применение чего сопряжено с преодолением трудностей на том рабочем месте, трудиться на котором тебя готовят. К примеру, участвую сейчас в одном сетевом курсе по стратегиям eL в компаниях (и вузах). Много внимания уделяется технологиям сетевого обучения. На форумах, гуглдоксах и блогах стоит стон: а кто нам это позволит, где предписанная сверху стратегия, кто ее будет писать/разрешать? все изучаемое хорошо и красиво, да больно хлопотно и себе дороже... И немногим в голову приходит, что стратегия обучения - это также искусство возможного в конкретных, реальных, а не предполагаемых обстоятельствах.

Пример 2. В некой компании провели опрос рядовых сотрудников. Было выявлено (о, ужас!), что линейные менеджеры грубы и неласковы с самым ценным ресурсом компании, типа людьми. Нашли выход: электронно обучить линейных менеджменту в стиле коучинга. Нюанс только в том, что сложно нижнему менеджменту коучировать своих подчиненных, когда им управляют авторитарно и требует результатов работы в том же стиле. Вот и выходит, что обучение не столько решает проблемы бизнеса, сколько усугубляет старые + создает новые.

Коллеги, будем реалистами: станем учить тому, что здесь и сейчас выгодно и полезно аудитории и бизнесу. Организуем учебный процесс так, чтобы избегать его стало себе дороже, а не наоборот.

Читать дальше......

среда, марта 16, 2011

Новые технологии умножения в столбик

Интересная статья про то, что в Штатах теперь детей в школе учат умножать числа в столбик по новому. Причина в том, что сам по себе реальный навык умножения на бумаге никому не нужен т.к. в любых гаджетах которыми окружен человек есть встроенный калькулятор. Вместо этого важнее наглядно показать принципы на которых основывается перемножение чисел, что важно для последующего за арифметикой изучения алгебры.

Умножение по старинке:
Новые технологии :) умножения:

Читать дальше......

Способность к самообучению и критика PLE

В The Journal of Distance Education опубликована статья "E-Learning: Confusing Terminology, Research Gaps and Inherent Challenges" (Электронное обучение: противоречивая терминология, пробелы в исследованиях и врожденные вызовы). Как следует из названия, в статье рассматриваются проблемы e-learning терминологии, а также некоторые белые пятна электронного образования.

Из любопытного, ниже приведен фрагмент статьи, касающейся способности студентов к самообучению в e-learning, в моем вольном переводе:

Могут ли студенты учиться сами?

Многие адепты электронного обучения обращают внимание на то, что студент должен быть поставлен в центр учебного процесса, что должны сотдаваться студенто-центрические программы, позволяющие студентам развивать навыки мышления, улучшать креативность, учиться ставить задачи самому себе.  Утверждается, что своременные студенты хотят и могут создавать собственные программы обучения, основанные на личных интересах, могут сами контролировать свой учебный процесс. При этом роль преподавателя в такой модели должна сводиться к помощи и содействию в использовании e-learning среды.

...

 Они (ETS) приходят к заключению: "Сегодняшнее поколение студентов очень грамотно технически, но несмотря на это они теряются, когда приходится в применять в компьютерной среде навыки критического мышления, решения проблем". Эффективное обучение в компьютерной среде невозможно без специальных методологических и педагогических усилий, компьютерная грамотност студентов не означает, что они автоматически смогут самообучаться в электронной среде. Т.е. роль методолога и педагога остается очень важной при создании электронных учебных сред.

PS
И еще про самообучение - статья с критикой персональной среды обучения Yes, I am Frustrated, написанная Jenifer Wagner

Читать дальше......

пятница, марта 11, 2011

3-d стаканчики и ВАУ-приемы

Сегодня получил ТЗ от клиента на реализацию опросника 360. Помимо традиционной формы оценки компетенций нас попросили сделать форму, в которой оценщик должен отранжировать некоторые показатели. Ничего сложного в этом нет, програмировать ничего не надо - просто надо задать набор вопросов (по одному на показатель) и шкалу оценки для них (не проявляется, проявляеться редко, ...).

Но требования клиента сформулированы так - на экране у пользователя показатели появляются последовательно в виде трехмерных шариков. Эти шарики надо мышкой класть в трехмерные же стаканчики, покрашенные в разные цвета, на которых написана названия (шкал).



Сделать это, безусловно, можно. Придется попрограммировать на flash и прикрутить swf к порталу оценки. Клиенту предстоит заплатить за это кучку денег.

Вот только дает ли это что-то кроме крика "ВАУ!!!" при первом показе пользователю?? Не заплачет ли тот в последствие от такого интерфейса? Сдается мне что при большом объеме оцениваемых, выбирать пункт меню из выпадающего списка точно быстрее чем шарики таскать по экрану.

Как часто мы тратим усилия в электронных курсах на такие ВАУ-штуки и в каком объеме их наличие осмысленно и оправдано? В том что что-то крутое и завораживающее должно быть я не сомневаюсь, иначе будет совсем скучно...

Читать дальше......

Внедрение системы дистанционного обучения – как не выкинуть деньги на ветер

Некоторое время назад я написал статью "Внедрение системы дистанционного обучения – как не выкинуть деньги на ветер" в слабой надежде, что кто-то из заказчиков ее прочитает прежде чем придет к нам для обсуждения внедрения.

И вот это счастливый момент настал. На днях мы получили запрос на предложение по поставке СДО, к которому прилагалась моя статья, скопированная в MS Word, с комментариями заказчика. Конечно в идеале хочется получать от заказчика полноценное Техническое Задание или точно специфицированные функциональные требования, но в 70-80% случаев их нет, т.к. заказчих считает, что ему сложно такой документ создать.

Пример ниже показывает, что если нет возможности подготовить ТЗ, то вполне можно описывать свои потребности опираясь на доступные в сети материалы или на опросники, которые мы как вендоры всегда готовы предоставить.
Текст ниже публикуется с разрешения компании. Курсивом выделен оригинальные текст статьи. Красным - комментарии потенциального заказчика к нему:

Внедрение системы дистанционного обучения – как не выкинуть деньги на ветер



Очень часто, при внедрении систем дистанционного обучения в крупных компаниях в России и СНГ, приходится слышать от основных заказчиков (как правило, руководителей подразделений, отвечающих в компании за обучение и развитие) что-то вроде: «Пожалуйста, не нагружайте меня вашими ИТшными терминами, проблемами и вопросами – просто поставьте нам программку и сделайте, чтобы она работала». После этого мне приходится объяснять, почему для успеха проекта дистанционного обучения в компании недостаточно просто «поставить программку» и что, собственно, должны совместно предпринять заказчик и внедренец для того, чтобы результат не разочаровал.


Внедрение системы дистанционного обучения (далее СДО) в большинстве случаев не тождественно установке программного обеспечения на сервер. Собственно установка программного обеспечения - только один из этапов рабочего процесса, выполняемого членами ИТ-команды проекта. А эта команда состоит не только из ИТ-специалистов.


Наши персональщики недавно подписали акт ввода в эксплуаатцию 1С:ЗУП (2-х годичный проект признанный бест практис в компании). Про коробку возможно кто-то вспомнит, но скорее в шутку.


Внедрение СДО - это проект на стыке нескольких подразделений компании: HR как основных заказчиков, IT, обслуживающих оборудование и инфраструктуру, и бизнес-подразделений, потребности которых с помощью системы будет обсуживать HR.


Первое, что должен понять заказчик, что нужно разделять внедрение СДО как универсального программного решения и создание или приобретение учебных материалов (контента). Далее, я буду говорить именно о внедрении системы, хотя тема выбора или разработки контента, безусловно, также очень интересна.


Контент - это конечно более сложная часть для нас, чем ПО и инфраструктура. У нас специфичное производство. Производственные специалисты перегружены основной работой, вряд ли среди них мы найдем много технических писателей и дизайнеров в душе для разработки контента.


На этапе планирования очень важно понять, кто будет аудиторией проекта – сотрудники компании, работающие в корпоративной сети, или более широкая аудитория – партнеры, стажеры, клиенты и т.п. Понимание аудитории определяет, будет ли система доступна из сети Интернет, могут ли в ней размещаться закрытые материалы, будет ли система использоваться на принципах аренды или будет приобретена в собственность.


На первом этапе – внутренние сотрудники через Интранет.


Большинство крупных российских компаний разворачивают СДО для своих сотрудников в корпоративной сети. Доступ к таким системам из-вне невозможен. Такие системы, как правило, весьма тесно интегрируются с ИТ-инфраструктурой заказчика (системой кадрового учета, корпоративной почтовой системой, системой учета пользователей, системой электронного документооборота и т.п.).


Некоторые компании делают системы доступными из сети Интернет, что позволяет сотрудникам проходить обучения из дома, а также подключать удаленные филиалы, не имеющие доступа к корпоративной сети. В последнее время все больше проектов, в которых СДО используются для обучения партнеров и клиентов.


Структура компании следующая:
1. АУП в г. Когалым
2. Несколько производственных подразделения в г.Когалым, Покачи, Урай
3. Производство работ на месторождениях (буровые бригады), всего порядка 70 буровых бригад
4. До каждой буровой бригады есть спутниковый канал передачи данных VSAT, ПК в буровых бригадах имеют доступ в Интранет.
5. Общая численность предприятия – порядка 6000 …7000 человек
6. В г.Когалым есть собственный УКК (Учебно-курсовой комбинат), занимающийся очным обучением различных специалистов в лабораториях и дисплейных классах, ЛВС УКК интеграрована в СПД.
7. Специфическая особенность – большинстро основных производственных специалистов в бурении работают вахтовым методом – месяц через месяц. Работники АУП – как правило работают по пятидневной рабочей неделе.
8. Инфраструктура передачи данных в общем пригодна для проекта СДО, на 2011 год запланировано расширение каналов и прочих узких мест.


Не менее важен масштаб проекта – кто будет работать в системе: все сотрудники компании или отдельные ее подразделения.


Приоритеты не ясны, это сфера HR и УКК, но основной вектор, видимо, должен быть на производственных, узких специалистах. Базовые курсы, видимо, тоже могут быть нормально восприняты. Еще одна возможная сфера применения СДО – разбор и обучение на примерах инцидентов (аварий) в производстве.
Возможно, производственники предложат на первом этапе сделать учебный курс из какого-то своего регламента.


От масштаба проекта будет существенно зависеть:


- стоимость оборудования и базового системного программного обеспечения – при крупных внедрениях HR-специалистам придется выучить такие слова, как «кластер», «сервера приложений и СУБД» и другие технологические решения, позволяющие обрабатывать одновременные запросы тысяч пользователей.


Количество пользователей On-line в нас будет в пределах 100, максимум 200.


- стоимость лицензий (если выбрано программное обеспечение с лицензированием по количеству пользователей). Здесь стоит отметить, что у большинства российских разработчиков, в том числе и у нашей компании, стоимость программного продукта от количества пользователей не зависит. А вот для западных продуктов это как правило не так


- стоимость интеграции с ИТ-инфраструктурой – у крупных, территориально распределенных компаний, зачастую, существует множество систем учета кадров и пользователей, различаются подходы к информационной безопасности в разных филиалах


Кадровый учет реализован на 1С:ЗУП во всех подразделениях. Почтовая система – только Lotus. СЭД – БОСС-Референт, проект в процессе, внедряет наш ЦАУ, плановый срок окончания – 2011.


- затраты на коммуникации - позволят ли каналы филиала на Чукотке просматривать учебный видео-фильм? Смогут ли одновременно 20 пользователей одного офиса принять участие в вебинаре по существующим каналам связи?


Зависит от конктерной площадки компании. Нужно оценивать исходя из требований со стороны СДО.


Для того, чтобы подготовить план реализации проекта, крайне важно ответить на вопрос о том, чего мы хотим добиться с помощью системы дистанционного обучения – систему какого масштаба, с точки зрения набора автоматизируемых бизнес-процессов мы хотим построить.


Вот мой типичный диалог с заказчиком:


Уровень компетентности наших сотрудников в сфере СДО не высокий.


- Вы хотите только СДО?


- А что еще что-то бывает?


- Возможно вы также хотите построить учебный портал, автоматизировать деятельность учебного центра в части сбора и анализа потребностей в обучении, формирования бюджета и плана учебных мероприятий, информирования сотрудников, сбора обратной связи, анализа эффективности?


Учебный центр есть , на вряд ли они заинтересуются возможностью автоматизации своей рутины, у них в штате порядка 4 человек администрации, им проще руками


- А это возможно? Ну, тогда именно это мы и имели в виду!


- А индивидуальные учебные планы у Вас, случайно, формируются не в ходе процедуры периодической оценки персонала по компетенциям? Они должны учитываться в системе?


Не слышал, что у нас оценивают персонал по компетенциям,


- Ну конечно, и они нам очень важны!


- А автоматизация заполнения оценочных форм и индивидуальных планов обучения Вам нужна?


Не слышал про индивидуальные планы обучения в компании, мне кажется это может касаться только «целевые группы» по нашей практике.


- Надо подумать, очень может быть…


- Кстати, вы понимаете, что СДО это инструмент для создения и управления электронными учебными курсами, которые сотрудник проходит в индивидуальном режиме. А для обучения в режиме реального времени нужны другие инструменты, такие, например, как вебинары.


Безусловно, нужно пояснить, какие формы СДО существуют и что из себя представляют. Думаю, в наших условиях можно получить отдачу от всех форм СДО (в случае успешного проекта).

- Да, разумеется вебинары нам очень помогут для наших филиалов!


Так, всего за 4-5 вопросов, выясняется, что говоря о внедрении СДО, заказчик может иметь в виду существенно более комплексный проект, включающий в себя и автоматизацию деятельности корпоративного учебного центра и автоматизацию процедур оценки персонала и подбор и адаптацию новых сотрудников и управление кадровым резервом и.т.п.


Безусловно, и HR служба и производственные службы может многим заинтересоваться.


Заказчику нужно определить цели проекта – четкие и достижимые и на их основе, совместно с внедренцем системы определить этапность проекта. Слишком большие, с точки зрения автоматизируемой функциональности, проекты, имеет смысл разбивать на этапы с четко прописанными измеримыми результатами.


Если мы дойдем до проекта, цели безусловно будут изложены в проектных документах.


Например:


Этап 1 – установка системы, интеграция системы с системой кадровгого учета компании, организация доступа к учебному порталу для всех сотрудников в корпоративной сети. Открытие доступа на учебном портале к адаптационному курсу для новых сотрудников (создаем его сами) и 3 «коробочным» курсам по ИТ. Срок реализации – 2.5 месяца от начала проекта


Этап 2 – автоматизация процедуры сбора заявок на обучение, создание 10 курсов по продуктам и стандартам компании, создание 20 профессиоанльных тестов, проведение аттесатции. Срок реализации – 6 месяцев от начала проекта


Этап 3 – автоматизация процедуры ежегодной оценки. Срок реализации – 10 месяцев от начала проекта


Нечего добавить .…


Разбиение проекта на этапы с понятным результатом, полезность которого для компании очевидна, позволяет продемонстрировать успешность работы HR-подразделения, привлечь внимание к постоянно развиваемому ресурсу (учебному порталу), возможности которого возрастают от этапа к этапу. В противном случае, в погоне за реализацией в комплексном проекте всего и сразу, можно потратить месяцы и годы и утратить доверие менеджмента.


Как и в любом проекте, на успех реализации при внедрении СДО влияют сроки, бюджет и ресурсы.


Основываясь на своем опыте внедрения СДО в более чем 200 компаниях, я могу сказать, что в среднем от старта проект до открытия учебного портала, в который может зайти любой сотрудник компании и который при этом не пуст – т.е. содержит какой-то полезный контент, проходит 3-4 месяца. Этот срок может больше, если компания ориентируется исключительно на учебный контент, разработанный собственными силами или несколько меньше, если речь идет в основном о «коробочных» курсах. Проекты комплексной автоматизации HR-функций (подбор и адаптация, очное и дистанционное обучение, оценка, кадровый резерв) продолжаются не менее 9 месяцев. Сравните это с 3-4 часами, которые требуются на «установку программки».


Всегда очень сложно говорить о сроках в общем. Реально удачные крупные (для нас) ИТ проекты на все наши подразделения (6000 чел) длились в среднем по 2 года (имеются в виду проекты по автоматизации бизнеса, а не по автоматизации инфраструктуры).


При внедрении СДО в компании как правило используются уже существующие ресурсы (каналы связи, компьютеры обучаемых, ранее внедренные программные продукты, такие как система кадрового учета), поэтому ключевой для успеха проекта ресурс - команда проекта.


Важные моменты при формировании команды:


- ИТ-служба должна предоставить координатора проекта. Если его не будет, то внешний внедренец системы может разбить себе лоб о противоречия между системными администраторами, сетевиками, информационными безопасниками и администраторами прикладных систем


У нас есть достаточный опыт реализации организационно сложных ИТ проектов.


- у проекта должен быть владелец – я наблюдал десятки проектов, на запуск которых ушло в 2-3 раза больше времени чем планировалось, из-за того, что со стороны основного заказчика (HR) не было выделено руководителя проекта, обладавшего достаточным ресурсом времени и полномочиями


Как и в большинстве проектов – это вопрос весьма творческий и применительно к сфере СДО для компании ясности нет. Могут быть проблемы, возможно удастся построить работающую команду проекта, возможно она будет не очень эффективна.


- нужно не забыть включить в команду проекта всех, кто в нем заинтересован или будет принимать участие в согласовании работ на различных этапах. Например, дизайн учебного портала как правило согласует служба внутренних коммуникаций или маркетинг


Мы главным образом производственное подразделение, упомянутых служб у нас просто нет.


- внешние внедренцы СДО (зачастую разработчики системы) должны обладать реальным опытом внедрения системы в организациях похожих на вашу бизнесом, масштабом, территориальной распределенностью. Причем 3-5 проектов как правило недостаточно. Реальный опыт приходит после реализации многих десятков проектов


Ниже перечислен ряд задач, которые как правило решаются в рамках внедрения СДО. Во второй колонке указаны участники команды проекта, задействованные на этих этапах:
 Обратите внимание на последний этап - продвижение ДО в компании. Не всегда формальное открытие учебного портала приводит к массовому интересу к нему со стороны сотрудников. Важно заинтересовать в системе как конечных пользователей (обучаемых), для чего компании используют рассылки, плакаты, публикации в корпоративной прессе, так и внутренних заказчиков. Для последних необходимо проводить семинары, готовить материалы, объясняющие им как использование новых технологий (электронных курсов, вебинаров) поможет решить их задачи по запуску новых продуктов, оптимизации бизнес-процессов и т.п.



Безусловно, любую новую технологию управления нужно вживить в бизнеспроцессы организации, обеспечить режим поддержки (в широком смысле) до момента, пока все в организации не решат, что именно так и должно быть


И последнее – завершение проекта по внедрению СДО в компании одновременно является началом реальной жизни СДО в компании. А в реальной жизни все течет и изменяется , либо умирает. Поэтому не стоит забывать о том, что внедренную систему необходимо поддерживать и развивать.


Поддержка системы весьма многопланова:


- техническая поддержка каналов и оборудования со стороны ИТ


- техническая поддержка программного обеспечения со стороны поставщика решения, обновление версий системы


- поддержка интеграции СДО с постоянно изменяющейся ИТ-инфраструктурой компании (новые версии операционных систем, систем учета пользователей, внедряемые ERP, новые каналы связи т .п.)


- поддержка пользователей СДО (как техническая со стороны ИТ, так и содержательная со стороны владельцев Портала)


- наполнение системы контентом, поддержание контента в актуальном состоянии, обновление версий


Один из ключевых моментов проекта.


- экспертная поддержка учебных материалов со стороны бизнес-подразделений


Один из ключевых моментов проекта.


- обучение новых пользователей системы


Подводя итоги я бы хотел еще раз подчеркнуть свою основную мысль, что внедрение системы дистанционного обучения в компании это серьезный многоплановый проект, а не просто «установка программки». Это проект будет успешен только в случае если основной заказчик выделит , будет готов выделить на него достатотчно количество ресурсов, сформулировать четкие и измеримые цели проекта.

Читать дальше......

среда, марта 09, 2011

И все-таки они нужны...

Не так давно Алексей опубликовал пост «Кому нужны eLearning мероприятия?», где усомнился в пользе тусовок иленинцев.

Видимо, дело не в мероприятиях вообще, самих по себе, а в Мероприятиях, поскольку одно другому рознь.

Например, вчера – 8 Марта – прошел вебинар, ведущими которого выступили 4 (четыре) очаровательнейших участницы Зимней школы е-Learning. Длился он более 2 часов и носил более чем рабочий характер: праздных тем и «голубого огонька» не было.

Повестка дня вебинара была такова:
• e-обучение школьников
• e-обучение в консалтинге (особо бы выделил именно это сообщение для посетителей блога)
• е-обучение персонала
• е-обучение в вузах

Итак, вебинар собрал 25 и более человек, среди которых было достаточно и мужчин.
Какой интерес мотивировал эту публику в такой день? Удерживал их 2 часа в эфире?
Возможно, просмотр записи позволит помочь в разрешении загадок «Кому, Зачем и Почему нужны eLearning мероприятия»?

Читать дальше......

пятница, марта 04, 2011

Образовательный TED

Я много раз постил в этом блоге видео, снятое на конференциях TED. То, какие конференции они проводят, как они подбирают темы, готовят докладчиков - офигительно!

Недавно организаторы TED объявили, что они планируют запустить проект TED-Ed, на котором будут выкладываться образовательные видео-ролики, но не все подряд, а высокого качества, так как в их подготовке будут участвовать редакторы TED.

Проектов с образовательным видео полно, как впрочем и конференций. Получится ли сделать что-то уникальное? Надеюсь, качество контента этого проекта будет сопоставимо с качеством конференций и тогда можно будет на него ориентироваться как на эталон.


Читать дальше......

четверг, марта 03, 2011

Саммит разработчиков электронных курсов

24-25 марта 2011 г. коллеги из e-Learning PRO проведут в Москве Саммит разработчиков электронных курсов.
На саммите будут говорить об особенностях создания электронного курса, обсуждать тенденции и тренды, смотреть самые интересные примеры электронных курсов.

Программа саммита уже доступна. Судя по программе - в числе докладчиков будут представители Вымпелком, Пфайзер, Дженерали ППФ, ВСК и другие.

Я буду проводить мастер-класс на котором покажу Courselab 2.7 и новые возможности быстрой разработки в нем.

Как мне сказали организаторы, участие в мероприятии платное, при регистрации до 11 марта - 3490 руб.

Подробная информация о саммите на сайте: http://conf.elearningpro.ru/

Читать дальше......

Тенденции в области электронного образования в 2011-м году

Большой материал "Тенденции в области электронного образования в 2011-м году" опубликован на distance-learning.ru.

Мы перевели материал про результаты исследования ASTD, которая спрашивала своих членов об их планах в области e-learning.

Читать дальше......

среда, марта 02, 2011

О функциях учебного текста и кое-чём еще…

Вчера с коллегами обсуждали вопрос об отдельных приемах создания текстового контента на вебинаре. При этом на форуме состоялся своеобразный превебинар, что случается довольно редко. Увы, практика показывает, что обсуждения открытых вебинаров (да и закрытых тоже :( идет не очень активно или куда пассивнее, чем этого хотелось бы ведущим и организаторам. А то и вовсе не идет. Явно это симптом, хотя мне самому скорее непонятно, чем понятно, симптом чего.

Несколько скриншотов слайдов вебинара:




К счастью, в аудитории не было единодушия. Многие репрезентируемые тезисы и аргументы воспринимались аудиторией критично. Значит, вебинар получился, раз не получилось, что участники "тотально смотрят ведущему в рот!, ИМХО.

Материалы онлайн общения на тему «Несколько приемов подготовки текстового контента» доступны здесь.

Читать дальше......