Websoft

четверг, сентября 29, 2011

FAQ по работе с Courselab от Лаборатории Мультимедиа

Коллеги из Лаборатории Мультимедия проявили инициативу и завели у себя в блоге и в форуме сообщества Elearning Pro FAQ по редактору электронных курсов Courselab.

За что им большой респект! 

Читать дальше......

Между Пушкиным и Джобсом

Никто, пожалуй, не заметил скрытого послания Алексея Королькова в посте Tin Can вместо SCORM
Изобретение алфавита крайне важно, но литература появляется только вместе с Шекспиром или Пушкиным!!
А ведь в этой фразе порыт глубокий смысл.... И скрытые душевные волнения автора))) Психоаналитик раскроет нам настоящее значение фразы:
смотрите, Пушкин в 37 лет закончил свой путь, а мне 37, и я еще пишу свою литературу! :)
Перевожу сейчас цикл статей об Apple и наткнулся сегодня на фразу
If you’re doing the best work of your life and having a major impact on the world, do you really need sushi in the cafeteria? (It has that also)
Это про Алексея.
С Днем Рождения!
* Для тех, кто не в курсе, сегодня день рождения Алексея Королькова

Читать дальше......

среда, сентября 28, 2011

Запись на видео улучшает плохую лекцию!

Статья в блоге Дональда Кларка - Recording can improve a bad lecture! 7 surprising facts about recorded lectures - рассказывает о результатах небольшого исследования о влиянии видеозаписи лекций на качество образования.

Тезисы:
1. студенты активно смотрят записи лекций из дома
2. у студентов нет особых технических проблем с просмотром лекций
3. студенты просматривают записанные лекции много раз
4. просматривается не вся лекция, в средне не более 75% времени лекции
5. студенты хотели бы иметь записи всех лекций
6. просмотр записанных лекций улучшает результаты итоговых тестов
7. качество записываемой лекции улучшается - преподаватель больше старается

Читать дальше......

пятница, сентября 23, 2011

Microsoft отказывается от поддержки Adobe Flash в IE 10

Цитата из статьи в CNews:
В новую операционную систему Microsoft Windows 8, выход которой запланирован на 2012 г., будет включено две версии Internet Explorer 10, первая из которых будет адаптирована под сенсорный интерфейс Metro UI, вторая - под обычный интерфейс Windows. Та версия IE10, которая будет адаптирована под Metro UI, не будет поддерживать плагины, включая Adobe Flash Player, объявил в официальном блоге вице-президент Microsoft по разработке Internet Explorer Дин Хачамович (Dean Hachamovitch).

Я думаю, что в течение 3-5 лет Flash перестанет использоваться так активно как сейчас. Впрочем, скорее всего, Adobe сделает компиляцию в HTML5.

Читать дальше......

четверг, сентября 22, 2011

Два резюме после EduTech Russia 2011

Набрал на выставке интервью и впечатлений. В качестве некоего дебрифинга (я бы даже сказал, в качестве такого выдоха после выставки) выкладываю два коротких видеоинтервью:
с Юрием Духничем, главным редактором SmartEducation и Аллй Хайкиной, руководителем выставки EduTech Russia 2011

Читать дальше......

среда, сентября 21, 2011

Первые зарисовки с EduTech Russia


Прям совершенно случайно набрел на это трио, о чем то так весело болтающих, что позавидовал, что я не среди них)))
Сегодня двоих из этой троицы - Елену Локтеву и Юрия Духнича - буду ловить для видеоинтервью. А также Михаила Протасова. Поделись результатами охоты))))

А вот вопрос загадка. Просмотрите видеоинтервью с Андреем Дюсьмикеевым и скажите, зачем он перед камерой стал прятать банку с соком?))))

Читать дальше......

вторник, сентября 20, 2011

Педагогический дизайн или педагогическое проектирование? опрос

В продолжение темы Педагогический дизайн или педагогическое проектирование? Лена Тихомирова придумала опрос на эту же тему. Результатами, я думаю, Лена поделится, и мы узнаем, какой термин больше пользуется популярностью среди профессионалов.
Кстати говоря, обсуждение темы было, но прошло не здесь, а преимущественно в сетях, например, на фейсбуке. И даже я немного повоевал)))
Голосовать

Читать дальше......

понедельник, сентября 19, 2011

Опрос о неформальном обучении в неформальной организации

На прошлой неделе со товарищи по Группе НЭО участвовал в одном из мероприятий, в ходе которого мы рассказывали о возможностях ДО и сетевого взаимодействия для лидеров и координаторов молодежных волонтерских объединений (некоммерческий сектор). То есть речь шла про самое-пресамое неформальное обучение.
Аудитория, в которой мы работали, принадлежала к среднему возрасту. Вот здесь «нос к носу» пришлось столкнуться с проблемой «компьютерных аборигенов и туземцев». Участники мероприятия, после того, как про аборигенов/туземцев им было рассказано, отнесли своих подопечных-волонтеров к цифровым аборигенам.
В рамках встречи мы провели опрос (23 респондента. Их, конечно, не много, но люди-то реально работающие. В масштабах Беларуси 23 лидера неформальных организаций – это немало).

Приводим фрагменты опроса и его результаты (в скобках указано число ответов):
1. Приходилось ли вам лично сталкиваться с дистанционным обучением (ДО) через Интернет?
a. Да, в качестве преподавателя и/или организатора (1)
b. Да, в качестве учащегося (2)
c. Нет, не приходилось (4)
d. Нет, не приходилось, но я хорошо знаю про ДО (0)
e. Нет, не приходилось, но я представляю, что такое ДО (7)
f. Нет, и я смутно представляю, что такое ДО (7)

2. Возможности ДО в неформальном образовании нужно использовать для (выберите не более 2-х наиболее существенных вариантов ответа):
a. Для формирования умений и знаний, позволяющих учащемуся максимально использовать собственный жизненный опыт (4)
b. Для передачи апробированных фундаментальных знаний, диагностики учебных результатов и управлении достижения успеха в освоении знаний и умений (12).
c. Для создания сообществ взаимоподдерживающих людей, делящихся знанием и опытом (6)
d. Для создания сообществ сообществ географически удаленных друг от друга людей, взаимно поддерживающих друг друга в обучении и практической реализации проектов (16)
... ... ...
6. Вы хотели бы принять участие в каком-либо обучающем дистанционном проекте?
a. Да (7)
b. Скорее да, чем нет (9)
c. Скорее нет, чем да (2)
d. Нет (2)
e. Не готов(а) ответить (3)

7. Если «да», что это за проект: … (16 человек не ответили на вопрос )


8. Вы хотели бы принять участие в сообществе географически удаленных друг от друга людей, реализующих совместный проект?
a. Да (5)
b. Скорее да, чем нет (11)
c. Скорее нет, чем да (2)
d. Нет (1)
e. Не готов(а) ответить (3)

9. Если «да», что это за сообщество: … (18 человек не ответили на вопрос )
… ... ... ...
Вот она какая ситуация с неформальным ДО в неформальной организации. Что ж тогда о готовности корпоративного сектора к такому обучению говорить?

Читать дальше......

Состояние дел с ИКТ в мире

Международный союз электросвязи (МСЭ) обнародовал доклад о состоянии, развитии и трендах ИКТ в мире. Данных о тенденциях в странах СНГ в сравнении с тенденциями в других регионах там более, чем достаточно.
Главный тренд, по мнению МСЭ состоит не в росте мобильной связи, а в расширении возможностей широкополосного доступа.
Доклад оперирует двумя основными критериями оценки современного информационного общества: индексом развития ИКТ (фиксирует уровень развития в 152 странах) и корзиной цен на ИКТ услуги (охватывает 165 государств).
Данные доступны здесь на нескольких языках, в том числе и по-русски.

Читать дальше......

суббота, сентября 17, 2011

Кто ставит цели в неформальном обучении?

Вопрос родился в обсужеднии поста Юрия Духнича Пять мифов о неформальном обучении.
Хотелось бы услышать ваши мнения, если удастся, сделаю из этого статью экспертных мнений на HRM.
Прошу порассуждать, на тему "Кто ставит цели в неформальном обучении?"
Давайте определимся, что такое цели в обучении. Если я правильно понимаю, то цель обучения формулируется следующим образом:
- что должен знать, уметь обучаемый
Если мы запускаем неформальное обучение в компании, то возникает вопрос, кто определяет цели обучения работникам?
С одной стороны, неформальное обучение предполагает полную самостоятельность работников, в т.ч. постановку целей. Хотя я не нашел ни в одном материале о неформальном обучении ответа на данный вопрос. В статье англоязычного ВиКи (см. перевод статьи) упоминается только: «Неформальное обучение не должно планироваться в строгом соответствии с педагогическими целями курса, тестированием, ориентированным на квалификацию, но организованные случайно, полностью проблемно ориентированные, связанные с конкретными ситуациями менеджмента, ориентированные на приспособление к конкретной жизни»
Или: «Неформальному обучению нет необходимости следовать четкой программе учебного курса или профессиональной организации, но происходит случайно, непредумышленно, спорадически в связи с изменением требований практики»
С другой стороны, организация имеет свои бизнес-цели, и если бизнес-процессы выстроены корректно, что обучение должно быть выстроено в соответствии с логикой бизнес-целей организации, т.е. цели обучения должны быть увязаны в общую иерархию целей организации. Может ли при таком раскладе компания вкладывать инвестиции в бизнес-процесс, где целеполагание отдано на откуп самих работников? Не слишком велики риски для компании?
Или речь может идти только о декларации самостоятельности целеполагания, а на самом деле как в том самом выражении: свобода определяется длиной поводка?
Буду рад вашим откликам. Повторюсь, что из ваших откликов хотел бы сделать сводную статью экспертных мнений
Поскольку формат комментов может не вместить ваше мнение, можно оставлять мнение в посте у нас сайте или отправляйте мне на е майл (в профиле)

Читать дальше......

четверг, сентября 15, 2011

Tin Can вместо SCORM

Во многих блогах, посвященных e-learning, уже написали про проект Tin Can - новый протокол, который разрабатывается для того чтобы упростить и расширить (по сравнению со SCORM) возможности взаимодействия между учебным контентом и приложениями (играми, симуляциями и т.п.) и системами управления обучением (LMS). Приходится читать про конец SCORM курсов и новую эру в e-learning.

Идея протокода отличная - он позволяет внешним приложениям (как клиентским через браузер так и серверным, без жесткой завязки на JavaScript) публиковать в LMS информацию типа <пользователь> <в момент времени X> <выполнил учебную активность> <с каким-то результатом>. Активность может быть любая - статья в форуме, участие в многопользовательской игре, пост в блоге и т.п. Можно также прочитать предыдущие активности (например, для того, чтобы восстановить статус пребывания в курсе, игре или симуляции)

Протокол простой (по сравнению со SCORM- спецификация раз в 100 короче) и изящный. Чем-то похож на API обмена с приложениями в Facebook. Реализация на стороне LMS и авторских средств проблемой не кажется - думаю, когда он будет согласован поддержим его за несколько недель.

Но,  появление этого протокола ничего радикально в e-learning не изменит! Учитывать результаты игр и симуляций, а также активностей во внешних приложениях можно и сейчас, только надо слегка помучиться. Главное чтобы появились новые инструменты и подходы к обучению. А протокол приложится.

Изобретение алфавита крайне важно, но литература появляется только вместе с Шекспиром или Пушкиным!!




Читать дальше......

среда, сентября 14, 2011

Педагогический дизайн или педагогическое проектирование?

С большим удовольствием представляю экспертные статьи, написанные специально по нашей просьбе (сайта HRM).
Идея обращения к экспертам родилась после завершившегося конкурса на лучший учебный курс CourseLab 2011, который, помимо всего прочего, является еще и оценкой состояния дел в сфере электронного образования, создания электронных курсов. Оценщики курсов высказали ряд критических замечаний, на ряде ресурсов (в том числе здесь) дискуссия вышла на уровень понимания роли и места педагогического дизайнера в создании электронных курсов, методологических оснований создания данных курсов.
Одна из гипотез состояния дел в создании электронных курсов была следующей: проблемы педдизайнеров связаны …. с переводом… Английский термин «Instructional Design» принято переводить у нас как «Педагогический дизайн», в то время как задолго до появления этого термина в советской педагогике существовал термин «Педагогическое проектирование».
Далее я боюсь выглядеть ангажированым, поскольку сам участвовал в дискуссиях, и сразу перехожу к вопросам. Я обратился к экспертам со следующими вопросами:
1. Как правильно ли, на ваш взгляд, должен быть переведен термин «Instructional Design»: «Педагогический дизайн», «Педагогическое проектирование» или вообще другое?
2. «Педагогический дизайн» и «Педагогическое проектирование» - это про одно и тоже или про разное?
3. Если мы заменим «Педагогический дизайн» на «Педагогическое проектирование» (или какой-то другой термин) со всеми вытекающими, изменится ли ситуация дел в сфере создания электронных курсов?
Итак,
Елена Тихомирова, Все начинается с хвоста
Андрей Дюсьмикеев, Педагогический дизайн или педагогическое проектирование?

Коллеги, эксперты настолько известны, что не представляю:)

Читать дальше......

Борьба со плагиатом с помощью LMS и ее последствия

Наткнулся на любопытную статью, в которой описывается история профессора New York University, который с какого-то момента начал активно использовать встроенную в LMS Blackboard возможность проверки работ студентов на списывание.

Софт работал прекрасно и позволил выявить более 20 случаев списывания (на 100 с небольшим студентов). А вот с организационной точки зрения возникли проблемы - ухудшение успеваемости, трата времени на разбор случаев плагиата вместо обучения, атмосфера подозрительности в классе и т.п. И в добавок, после того как профессор написал об этой ситуации в своем блоге (с выдержками из переписки со студентами), его обвинили в разглашении персональных данных.

Вот как современные технологии испортили жизнь преподавателя :)

Читать статью

Читать дальше......

вторник, сентября 13, 2011

Интерфейс мозг-компьютер

Китайские товарищи совместно с одной из компаний из Силиконовой долины предъявили публике первый телевизор, оснащенный интерфейсом мозг-компьютер (Brain-Computer Interface Technology, BCI).

Технологии BCI "реализуют взаимодействие между людьми, "шевелящими" их мозгами, через специальные "наушники", с любыми электронными устройствами. Другими словами, BCI - это прямой обмен информацией между мозгом и электронным устройством".

Глядишь, не за горами управление "в стиле" BCI не только телевизорами и холодильниками, не только компьютерными игрушками, но и производственной электроникой, сложным оборудованием и манипуляторами. Вот где потребуется обучение специалистов с заведомо заданным и гарантированным результатом.

Читать дальше......

понедельник, сентября 12, 2011

Видеоотчет об интерфейсных новинках от Microsoft Research

Интересная видеопрезентация об использовании "разных хитроумных фокусов с использованием Surface, Kinect, телефона с Windows Phone 7 и планшетного компьютера" от исследовательского подразделения Microsoft.

По-русски материал интерпретирован здесь.

Читать дальше......

суббота, сентября 10, 2011

Конец чистописанию?

25 апреля этого года Департамент образования штата Индиана разослал в школы меморандум в соответствии с которым школы могут по собственному желанию продолжать учить детей писать от руки, но формально требоваться от учеников будет умение печатать на клавиатуре. Этому их будут учить обязательно.

Наступает конец чистописанию?

Источник или тут

Читать дальше......

четверг, сентября 08, 2011

3-d лягушки в 3-d очках

В то время как наши школы начинают баловаться вебинарами, в Штатах начинается активное использование 3-х мерных очков в школьном учебном процессе.

Читайте статью "Coming Soon To Schools: Dissecting Frogs in 3-D " в The Wall Street Journal.

Читать дальше......

Нужны ли вебинары в школе?

Прочитал вчера новость про совместную акцию dnevnik.ru и comdi - дать возможность учителям десятков тысяч школ бесплатно проводить вебинары для своих учеников и выкладывать записи, создавая контент для самостоятельного изучения. Звучит все очень красиво и коллег можно  поздравить с большим проектом федерального уровня, но если подумать, то возникают вопросы:

А зачем учителю проводить вебинар для детей, которые и так приходят в школу каждый день? Если, конечно, речь не идет о карантине или детях-инвалидах (впрочем, на мой взгляд, дистанционное обучение детей инвалидов может быть злом). Или предполагается что вебинары будут проводиться во внеклассное время в дополнение к обычной школьной нагрузке? Думаю, что дети могут этого не пережить.

Авторы проекта на свое пресс-конференции приводили пример работы Khan Academy как нового способа обучения с помощью видео-уроков. Пример отличный, но в Khan Academy весь контент делает ОДИН весьма талантливый человек, а используют - тысячи учеников и учителей. Авторы нашего российского проекта предполагаются, что записанный ЛЮБЫМ учителем вебинар станет видео-уроком. Возникает вопрос - а зачем нужно подключать 30.000 школ и десятки тысяч учителей для этого? Абсолютное большинство учителей не смогут или не захотят записать хороший урок. А если захотят - мы получим 1000 посредственных уроков по теореме Пифагора, вместо одного качественного (или этот качественный сложно будет найти в груде посредственности). Достаточно записать уроки нескольких десятков лучших, самых талантливых и креативных учителей и выложить их в сеть (на самом деле это уже делается - см. например http://www.interneturok.ru/). Не факт, что количество авторов контента перейдет в качество.

Короче говоря, зачем все это - непонятно. Вопросов явно больше чем ответов.

Что думаете??

Читать дальше......

среда, сентября 07, 2011

Автоматизация оценки и формирования кадрового резерва на учебном портале

Наши коллеги из компании "Лаборатория Мультимедиа" завершили проект по автоматизации оценки и формированию кадрового резерва на HR-портале Севергазбанка, построенном на базе системы WebTutor.

Кейс на нашем сайте



Я решил запостить информацию об подобном кейсе в этом блоге, поскольку у его читателей может сложиться впечателение, что e-learning это главная автоматизируемая задача в T&D.

На самом деле e-learning всего лишь один из инструментов корпоративной системы развития. А есть еще управление очным учебным процессом, адаптация, управление компетенциями и эффективностью, управление кадровым резервом и succession planning - все что в совокупности можно назвать Talent Management.

И все развитые системы движутся от задачи LMS к TMS (Talent Management System). И мы тоже потихоньку стараемся это делать.

Читать дальше......

воскресенье, сентября 04, 2011

Бизнес - это заказчик кадров или клиент вузов?

Любопытная дискуссия о взаимоотношениях между академическим образованием и потребностями бизнеса в кадрах появилась на ibusiness.ru.

Несколько цитат из нее:
WebCumo: не устраивает качество специалистов? Ну дак ВЗАИМОДЕЙСТВУЙТЕ с профильными кафедрами. ВУЗы испытают жесткий финансовый недостаток - потому и не работают над проблемой....
...Поэтому есть только один выход: идти отраслью и договариваться о создании учебных планов, интересных вам. Будет финансирование - будут движения со стороны ВУЗов.

signalchik: Я, в свое время, отучился в ПТУ на радиомеханика. после этого много работал в смежных специальностях (сигнализации, видонаблюдение, СКС и пр.). Сейчас я неплохой специалист в этих областях. через некоторое время после училища решил поступить в ВУЗ. До сих пор учусь в ВУЗе (а мне уже 30 лет. вот же где время то летит), но больше для бумажки об его окончании. То что нам преподают, либо не имеет смысла в реальности, либо морально устарело лет 10 назад.

WebCumo: никакие вы, "бизнес", не заказчики кадров у системы образования. Вы потребители пришедшие в магазин-монополист. И магазину безразлично ваше мнение - будет есть что дают, или не есть вовсе.

Сергей Глита: Кто вам всем умным сказал, что нашей экономике нужны какие-то кадры кроме тех, которые нужны для Трубы? … Хотите новобранцев с достаточными навыками - обеспечьте им соответствующую оплату и тестирование. … Либо растите кадры сами

Читать дальше......

четверг, сентября 01, 2011

Учителя прокормит народ



Согласно данным РБК сегодня в в Министерство образования и науки была доставлена партия поросят. Охрана и полицейские задержали и куда-то препроводили животных. Надеюсь, на праздничный стол.

Читать дальше......

Со знанием!


Уважаемые коллеги!
Поздравляю всех с Днем Знаний! Всех илёнинцев!
Включая управленцев знаниями, инженеров по знанию, специалистов по явным и неявным знаниями, менеджеров по управлению интеллектуальными ресурсами, школьных и вузовских педагогов. Всех нас! И всем нам успехов и новых достижений.

Читать дальше......

Дополненная реальность в Британском музее

Отличный пример использования дополненной реальности и мобильных устройств для обучения и получения дополнительной информации об экспонатах в Британском Музее.

Как это работает с использованием планшетов - смотрите на видео:

 Подробнее об этом можно прочитать в статье "Learning with junaio, Samsung and British Museum".

Читать дальше......