Websoft

воскресенье, января 22, 2012

Где обучение на рабочем месте?

В чем основная проблема корпоративного e-learning? Если послушать выступения на конференция и почитать статьи в умных журналах и блогах, то получается, что она в контенте. Он или слишком примитивный (слайдовый - а должен быть интерактивным) или текстовый (а должна быть инфографика) или слишком унифицированный (а должен быть адаптивным) или скучный (а должен быть веселым и игровым) или сильно теоретический (а должен максимально симулировать реальность).

Все это правда. Но, на мой взгляд, даже если мы сделаем максимально интерактивный, игровой, адаптивный и увлекающий курс-симулятор, весь покрытый красивой инфографикой, мы не решим главной проблемы, которая заключается в том, что процесс обучения и реальный рабочий процесс сильно оторваны друг от друга.

Я прохожу назначенный мне курс и сдаю тест, а через 2 месяца у меня возникает реальная проблема в работе по изученной когда-то теме. А я забыл что-то чему меня обучали! Или этот материал был изложен в курсе так, что применить полученные знания в контексте возникшей задачи.

И что я буду делать? Проходить курс из 100-200 экранов заново, отправляя заявку в учебный центр, чтобы мне его снова назначили? Даже если получу доступ к курсу, я буду выискивать в нем то что мне нужно в текущий момент времени? Разумеется, обучаемые не будут этого делать и наше обучение, даже построенное в виде самого лучшего игрового симулятора, окажется бесполезным.

И все это будет продолжаться до тех пор, пока сотрудник не сможет получать мгновенную контекстную помощь (в виде подсказок, мини-уроков, и т.п.) в тот момент когда он решает реальную бизнес-задачу. И если для получения этой информации ему потребуется более 2 кликов мыши или нажатий пальцем на планшетном компьютере, то решение можно выкидывать на помойку.

Специалистам по e-learning пора уже перестать играть в bullshit bingo со словами gamification, social learning  и т.п. и начать предлагать клиентам реальные решения для обучения на рабочем месте (workplace learning). Таких решений практически нет не то что на рынке, а даже в виде экспериментальных проектов. Хороший вопрос почему их нет?

Мы обязательно в выпустим в этом году пилотное решение, приспособленное для некоторых видов бизнеса, которое позволит организовать контекстно-зависимое быстрое обучение/информирование сотрудников, непосредственно в процессе работы. Посмотрим, что из этого получится...

15 комментариев:

Сергей Снегирёв комментирует...

Two words: job aids! =)

А вообще основная проблема в том, что парадигма "работа отдельно, обучение отдельно" создается не в электронном обучении, а более глобально, в корпоративном обучении вообще: "съездить на семинар" всегда противопоставляется "поработать".

Тут вот, кстати, родственную тему подняли: http://elearningtime.blogspot.com/2012/01/blog-post.html

Алексей Корольков комментирует...

Сергей, что такое job aids мы знаем. И?

В большинстве случаев это плакаты на стену и бумажки на монитор. С e-learning они как связаны? Если никак то это и есть проблема e-learning

Сергей Снегирёв комментирует...

То, как это выглядит в "большинстве случаев" - совершенно не важно. Если ориентироваться на "большинство случаев", то электронного обучения не существует :)

Бумажки - это вчера. С e-learning сегодня job aids связаны напрямую, потому что а) кто, как не отдел обучения, их делает и б) какими, если не электронными, им быть?

Калькулятор цен в телефоне для сотрудников отдела продаж, например. Или онлайн-справочник (с доступом с телефона же) по технике безопасности (не той, которая "не тушите принтер порошковым огнетушителем", а той, которая "перед отключением СУ-12 убедитесь, что клапаны А1 и А2 находятся в положении OFF").

Встраиваемый напрямую в компьютерные программы хелп - тоже job aid. И тоже не бумажный :)

Elena Tikhomirova комментирует...

Алексей! Это не просто в точку, а болевую точку! Решений, которые бы позволяли быстро и, самое главное удобно, получать информацию в нужное время и нужном месте - нет. Людей учат заранее, можно подумать, что кто-то из рядовых сотрудников будет все запоминать и думать, что вот скоро произойдут изменения и мне все это понадобится и нужно будет использовать, чтобы лучше работать. Или учат тогда, когда не до того. Или учат не тому, что реально надо.

Кроме того, что нет (или не используют) инструментов быстрого доступа к знаниям, материалы, которые могли (и скорее всего будут) для этого использоваться, совершенно для решения такой задачи не пригодны. Они длинные. И, простите меня коллеги, но фиг с ней с инфографикой, интерактивом и прочими штуками - когда всего этого много, как в курсе даже всего 50 (!) экранов с красивой информацией, ее все равно запомнить нельзя. Потому что жизни рядового сотрудника есть масса всего более интересного, что нужно помнить и что имеет куда как большее значение, чем какие-то там рабочие дела.

Для решения задачи реальной интеграции обучения в рабочую деятельность нужно (ИМХО):
- сократить материалы (сделать курс, выкинуть половину и потом еще раз выкинуть половину);
- сделать так, что к материалу был доступ, как верно отметил Алексей, не дольше чем через 2 (ну, может быть 3) клика

Алексей Корольков комментирует...

Сергей, вот вам и задача #1 для специалиство по e-learning - как сделать легко доступные, контекстно-зависимые электронные job aids, в качестве которых можно было бы использовать те же компоненты из которых строится корпоративное e-learning решение

Russian Top Blogspot комментирует...

Привет, этот пост попал в Топ каталога Russian Top Blogspot

Андрей Стулов комментирует...

Добрый день, коллеги.
Алексей поднял интересную тему и в этой теме, я думаю, есть обобщение нескольких понятий, а именно:
1. Обучение и повышение квалификации.
2. Быстрый доступ к нужной, рабочей информации.

Если вы просто выкладываете информацию, это есть обучение?
Нет и еще раз нет!!!

Elena Tikhomirova комментирует...
«…когда всего этого много, как в курсе даже всего 50 (!) экранов с красивой информацией, ее все равно запомнить нельзя.»


Не согласен с данным подходом. Это то же самое, что сказать – выучить иностранный язык невозможно потому, что в нем много слов. Но, простите меня, но это абсурд.

Вопрос не в количестве информации, а какие и как вы применяете инструменты в учебных курсах для запоминания этой информации, а самое главное, как обучающийся работает с этой информацией во время обучения. Если вы делаете это грамотно, успех очевиден.
В наших курсах мы стараемся придерживаться одного из принципов – участник обучения должен добыть нужную информацию из курса, он должен прилагать усилия, чтобы эту информацию получить. И тогда, курс становится интересным, информация запоминается быстрее и крепче.

Elena Tikhomirova комментирует...
- сократить материалы (сделать курс, выкинуть половину и потом еще раз выкинуть половину);

И в этом случае, что предлагает Elena, учебный курс превратится в краткую инструкцию, которую никто не читает. С чего начали, к тому и пришли.
Нужно не сокращать учебные курсы, а делать их УЧЕБНЫМИ, а не краткими.

А вот второй вопрос: Быстрый доступ к нужной, рабочей информации, действительно актуален.

Это лишь мое частное мнение. Простите, если кого-то обидел.

Михаил комментирует...

Вот, как вариант.
Эти курсу по общению http://www.astra-plus.ru/?option=com_content&pid=4&item=92
и продажам
http://www.astra-plus.ru/?option=com_content&pid=4&item=93
были именно так задуманы.
Далее типовые ситуации представленные в курсе, "докручиваются" с сотрудником на сессиях индивидуального коучнга под его актуальную задачу.

Постников Сергей Николаевич комментирует...

Вряд ли здесь имеет смысл искать однозначный ответ. Курсы "Как сделать елку" и "Как решить уравнение" разные и по содержанию, и по целевой аудитории и требуют поэтому разных подходов и форм представления. Но разве это плохо...

Марина Унгер комментирует...

А мне недавно рассказали одну интересную историю, так сказать "из первых уст". Про то, как в одном из отделений одного из российских банков, заставляли проходить очень много дистанционных курсов, а потом сдавать контрольные тесты.

Времени у сотрудников на обучение не было, а тесты сдавать было нужно. Поэтому один сотрудник из всего отделения проходил курс, потом записывал правильные ответы на тест, а потом сдавал этот тест за всех сотрудников...

И где тут обучение на рабочем месте?...

Так что курс может быть и интересным игровым, и скучным с большим количеством слайдов и текста, НО, если компания не учитывает особенности работы сотрудников и не выделяет специальное время на обучение, то возникают такие вот истории...

PS: Алексей, очень интересная тема. Спасибо!

sw комментирует...

«Таких решений практически нет не то что на рынке, а даже в виде экспериментальных проектов.»
А Помощник в MS Office нельзя считать «экспериментальным проектом» (безумная скрепка на велосипеде с дурацкими советами)? Если помните Помощника, то помните и его печальную судьбу – никому нафиг не нужен.
Так же как и с электронными курсами встанет проблема необходимого и достаточного объема этой самой контекстной подсказки, который, в свою очередь, будет зависеть от степени подготовленности пользователя.
Однако поэкспериментировать с «пилотным решением» от WebSoft будет интересно!

Андрей Стулов комментирует...

Марина Унгер пишет...
А мне недавно рассказали одну интересную историю, так сказать "из первых уст".
....
И где тут обучение на рабочем месте?...


Когда в один котел сливают все что можно, то вкусного обеда не получается.

Марина не разделяет такие процессы, как создание учебных курсов и организацию обучения.

Это два разных процесса, которые объединены между собой.

Необходимо грамотно выстраивать процесс обучения и отлаживать организацию обучения.

Разве из-за того, что «…где–то, у нас порой…» процесс обучения выстроен недостаточно четко, нужно делать курсы такими же «убогими»?

Нет, нужно и к организации обучения относится также ответственно, как и к разработке курсов.

Дюсьмикеев. МедиуМ. комментирует...

Да, есть такие решения!
Подход LCMS вместо LMS, по-моему, полностью решает такие проблемы для взрослого ученика.
Одна из вариаций - тематическая ментальная карта позволяет развивать область знаний и доступиться к ним очень легко для консультирования, обучения и тестирования сотрудника.
Нужно пользоваться учиться, тем что уже есть! а не создавать какие-то странные новообразования на теле систем.. лучше сочленять уже готовые решения.
Удачи!

Алексей Корольков комментирует...

Андрей,
а как LCMS решает задачу обучения на рабочем месте? То, о чем ты говоришь - это кастомизация (персонализация) курса под обучаемого. Она предполагает что организатор или сам обучаемый наперед знают что может понадобиться, как-то это описывают и обучаемому строится нужный курс.

Но дело в том, что узнать заранее где возникнет вопрос/проблема/непонимание у обучаемого в большинстве случаев нельзя. И сама концепция электронного курса, изучаемого заранее не работает в режиме Job Aid.

Provizor комментирует...

Хорошая и информативная статья! Спасибо! Возьму на себя смелость поделиться своей статьей по обучению на рабочем времени: http://www.первостольник.рф/2011/06/obuchenie-na-rabochem-meste/ Спасибо!