Websoft

вторник, апреля 03, 2012

Эмоции, мотивация и цели обучения

29-30 марта участвовал в Саммите разработчиков е-курсов.
Считаю, что очень полезное мероприятие.
Во-первых, нам, разработчикам, важно знать, что происходит и понимать свое «положение» в этом «пространстве».
Во-вторых, не часто приходится видеть работы друг друга. Если же и удается, то не всегда правильно понимаешь исходную идею. То сам чего-то не разглядел, то автору чего-то не хватило, чтоб реализовать в точности как задумал.
Поэтому собраться толпой и поговорить в «узком кругу» - очень даже хорошо!

Я рассказывал о порядке разработки курсов в нашем Учебном центре на примере курса «Как вырастить брокколи» (курс можно посмотреть здесь). В центре выступления (и курса) была функциональная модель для изучения 4-х факторов урожайности брокколи.
После демонстрации как она работает имел неосторожность сказать, что «победить» в этой «игре» очень сложно. А «победа» по внешнему виду почти не отличается от «поражения».


И сразу нарвался на вопрос: «Не станут ли постоянные поражения демотивирующим фактором для учащегося?» Как же меня подмывало сказать: «Да наплевать мне на его мотивацию! Прежде цель, а потом все остальное.» Чудом сдержался и свел к связи эмоций, которые появляются в процессе прохождения курса, с мотивацией и целями курса.
Для меня эта связь очевидна, но как именно они связаны вопрос сложный и неоднозначный.
Принято считать, что положительные эмоции способствуют мотивации. Проще всего вызвать положительные эмоции через юмор. Но юмор не способствует запоминанию (обучению).
Отрицательные эмоции сильнее и учат раз и навсегда!
Не помню где взял эту цитату
«Центров тревоги в коре головного мозга человека больше, чем центров удовольствия. Поэтому аудитория подсознательно начинает искать недостатки.»
Мои собственные наблюдения (да и вы наверняка вспомните подобные ситуации в своей жизни).
Представьте себе ситуацию. Небольшая дружная компания отмечает какое-нибудь событие (можно и без алкоголя). Начинают травить байки и анекдоты. Все ржут до рези в животе. А утром никто не может воспроизвести даже наиболее понравившуюся шутку. Единственное воспоминание – вечер удался!
И наоборот. Грубое слово, ссора, обида могут помниться годами, причем в мельчайших подробностях.

Что же получается (без претензии на научность)?
Радость. Достигается за счет вставки в курс анекдотов, смешных картинок, и тд. Способствует созданию положительного имиджа курса, учащиеся начинают говорить о нем, растет количество заявок на обучение. Но результаты прохождения низкие (помните как у Жванецкого: «Что, что он сказал? Да мы не поняли. А что же вы так смеетесь? Да от глупости…»)
Страх. Достигается за счет указания негативных последствий неудовлетворительного прохождения курса – лишение премии и прочие кадровые неприятности. Страх сильный стимулятор, но плохой учитель. Курсы будут проходиться в срок и с требуемым результатом (как правило, с помощью коллег), но прирост знаний будет минимальный.
Раздражение/злость. Достигается за счет изложения спорных моментов как фактов, недосказанности, некорректных формулировок и прочих провокаций. Вот это сила! Уверяю вас учащиеся долго будут помнить и курс и материал изложенный в нем. Более того, будьте готовы что люди будут писать на корпоративном форуме, вам на почту, звонить… Но! Больше этот курс проходить никто не захочет. И на следующие будут смотреть с опаской.

Как же быть? Отказаться от эмоций вообще?
Нет! Считаю, курс должен быть эмоциональный. Но требуется последующая нейтрализация и утилизация любых эмоций. И это самый сложный момент при разработке курса.

Вот как мы «развесили противовесы» в нашем курсе.
Предположим, вам удалось с первого раза вырастить капусту. То в заключении будет указано, что знаний вы так и не приобрели – все осталось на уровне «представление». Т.е. ваша «победа» - случайность и статус курса на «завершен» не изменится.

А если вы наступили на все разбросанные грабли, но так и не «победили», то поставленную цель курса все равно достигните!

Коллеги, а вы как думаете? На чем стоит делать акцент в первую очередь? На эмоциях, мотивации или целях?

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

Учеными был проведен эксперимент: одной группе крыс давали только негативные эмоции - через некоторое время эта группа крыс погибла. Другой группе крыс давали только положительные - результат тот же, но пожили они чуть дольше. Вывод в курсе - должны быть попеременно положительные и отрицательные эмоции: проблема - решение, неудача - победа,и т.д. Далее сказки рождают правильное поведение (достигают целей), но построены на эмоциях. В хорошем курсе должно быть все гармонично!

Всеволод комментирует...

"Учеными был проведен...". Какими учеными? Где ссылка? Вы это серьезно - про вывод? Если бы коммент был датирован двумя днями ранее, можно было б просто посмеяться, а так... В заглавном посте, как я понял, автор трет тему о научном подходе к вопросу, а тут что? "В курсе должно быть все гармонично" ничем не лучше чем "все кульненько" или "все прикольненько". Не стыдно такое писать-то?

Сергей Колков комментирует...

Прекрасный пример Анонима о сказках! Но как раз сказки подтверждают мой тезис – эмоции нужны, но негативные сильнее, а значит их надо использовать в первую очередь.
Во-первых, о каких сказках идет речь? Для детей или взрослых?
Во-вторых, те сказки, которые в детских книжках с крупным шрифтом и картинками, как правило, адаптированы. Почитайте Сказки народов мира (настоящая книга и почти без картинок). Как-то взялся дочке читать и в определенный момент поймал себя на мысли что мне неприятно! Совершенно жуткие подробности. А в сказках для взрослых в конце почти всегда все умирают.
2 Всеволод. Все же тру я наверно больше о практическом и практичном (или интуитивном) подходе. Я считаю, что вокруг нас примеров много больше, чем цитат и ссылок. И в отличие от цитат виден и ясен контекст. Цитаты в посте я привел для тех, кто склонен больше верить высказываниям «гуру» чем себе или, тем более, мне.

Кира Гусева комментирует...

Периодически провожу тренинги. Так вот, все там по циклу Колбу: неудачный опыт-теория-практика-удача. Но заставлять участников думать о своем развитии можно только на первом этапе - неудача. Только выходя из зоны комфорта, участники начинают думать, что в чем-то недотягивают. Так что Сергей, я с тобой полностью согласна, и в этом электронное обучение ничем от очного не отличается.

Владимир Наумов комментирует...

Негатив хорошо работает до поры до времени. Пока электронка не научится организовывать уч.процесс так, чтобы побуждать аудиторию к самосовершенствованию, подобно тому, как это делает очка, веселые картинки и даже в-миры "веселыми" и останутся

Анонимный комментирует...

to Сергей Колков: Ссылки, Сергей, нужны не для того, чтобы верить, а как раз наоборот, чтобы можно было проверить, на каком материале и в какой механике выведено то или иное заключение. Чем, скажите на милость, вывод, основанный на упоминании некоего мифического эксперимента, на ничем и никак не подтверждаемом опыте, лучше принимаемой на веру цитаты гуру?
to Кира Гусева: Вы просто именно так проводите тренинги и Вас все устраивает или Вы пришли экспериментальным путем, что проводить их именно так наиболее эффективно, поэтому Вы их именно так проводите? Ведь ясно же, что это не одно и то же.
Ко всем: делиться опытом - оно конечно нормально так, но много интересней и пользительней читать про реальный поиск, а не просто "мнения на тему"...