Websoft

четверг, мая 10, 2012

Почему игры не учат?

На сайте ASTD нашел любопытную статью под названием "Why games don't teach" (Почему игры не учат). Автор - Ruth Colvin Clark.

На самом деле статья не про то, что игры вообще не учат. А про то, что к любому утверждению надо относится критически. В том числе и к утверждению о том, что существуют какие-то новые поколения людей (поколения Y и т.п.) которые без игр не в состоянии усваивать информацию, что информация превращенная в игровую форму обязательно эффективнее традиционной формы подачи (слайдовой или текстовой).

Правда в том, что игровая форма подачи информации имеет право на существование наравне с другими и должна доказывать также свою эффективность как и все остальные формы контента. И в некоторых случаях это не самая эффективная (с точки зрения усвоения материала, не говоря уж о стоимости) форма.

Любопытная (для меня) информация из этой статьи в моем вольном переводе:

Адамс в своей статье (Adams, D.M., Mayer, R.E., MacNamara, A., Koenig, A., and Wainess, R. 2012. Narrative games for learning: Testing the discovery and narrative hypotheses. Journal of Educational Psychology, 104, 235-249) сравнивает результаты обучения с помощь двух тщательно сконструированных обучающих игр и слайдовых курсов, содержавших тот же обучающий контент, что и игры. Одна из игр, Crystal Island, предназначалась для изучения причин возникновения заболеваний (патогены). Другая игра, Cache 17, обучала работе с электромеханическим оборудованием. В этой игре надо было найти в заброшенном бункере клад с исчезнувшими во время 2-й мировой войны картинами. Для поиска надо было построить электромеханическое устройство для открытия дверей и замков в бункере.

На картинке ниже скриншоты из Cache 17 и из эквивалентного по объему информации слайдового курса.

 
Целью исследования было сравнение результатов изучения информации в ходе игры и после знакомства со слайдовым курсом. Выяснилось, что студенты, игравшие в Crystal Island узнали меньше и оценили курс как более сложный по сравнению со студентами изучавшими слайдовую версию. Аналогичные результаты наблюдались и с игрой Cache 17.

Заключение авторов исследования: "...обе хорошо и качественно спроектированные обучающие игры были менее эффективны в достижении учебных целей чем соответствующие слайдовые учебные материалы..."

Есть над чем задуматься прежде чем бросаться делать обучающую игру в том случае, когда эффективность неочевидна?

7 комментариев:

Эдуард Бабушкин комментирует...

странно, что еще никто не попинал))))

Андрей Стулов комментирует...

В 70–е годы в психологии были сформулированы основные принципы, методы, техники обучения, как взрослых, так и детей.

Психология на них опиралась и продолжает опираться, как на теоритические изыскания и на исследования, так и на практическую составляющую.

Зубрежка, рефлексия, повторение, аналогия, дедукция, традукция и многое другое применялись и применяются в обучении.

Конечно, люди меняются, но как-то я сомневаюсь, что молодые люди(поколение X,Z) обучаются по-другому. Они, что с луны прилетели или за свою короткую жизнь 15 – 20 лет они стали андроидами?

На мой взгляд, если в игре, слайдах использовать все необходимые методы и техники обучения, то все будет хорошо. Люди будут учиться и научаться.

Хотя сейчас игры в обучении преподносятся, как некое «ноу–хау», «эврика», но к сожалению для истинного обучению пока не подходят.

Андрей Стулов

Владимир Наумов комментирует...

Не факт, что Алексей писал об играх, вернее, что цитируемый им источник об играх писал. У игры - своя особая - и весьма тонкая - природа. Речь же идет, скорее всего, про иллюстрирование и/или визуализацию того, что иллюстрировать-то и не следует.

... "…там, где содержанием обучения выступают внешние свойства вещей, принцип изобразительной наглядности себя оправдывает.
… там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, ─ там наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования".
с, В.В. Давыдов

Пока же многие наши и тамошние также иллюстраторы/визаулизаторы и прочие инфографики, ИМХО, разукрашивают, но не применяют закономерности работы наглядно-образной и знаково-символической репрезентции физической и ментальной реальности.

Проводник комментирует...

Во многих материалах, которые сегодня предлагаются школе (или самостоятельно изучающему предмет человеку), представлены именно игры-визуализации. В них происходит замена конкретного действия, которое мог бы обучающийся совершить сам, будь школа обеспечена соответствующим оборудованием, видеорядом (степень его правдоподобности зависит от разработчика), но почти всегда возникает сомнение в правдоподобности изображаемого: достижения в области специальных эффектов и чудес компьютерной графики известны. Поэтому демонстрация виртуальная, заменяющая реальную, превращает информацию в условно действительную (мы договариваемся, что верим в нее здесь и сейчас, может быть, даже используем эту информацию для экзамена, но не переносим ее в реальность), потому что остальные каналы восприятия, кроме визуального и слухового, по сути остаются не у дел.

Владимир Наумов комментирует...

дело вовсе не в правдоподобности, т.е в степени близости к оригиналу. Мера условности изображения по большому счету на когнитивные да и умельческие процессы не влияет (если это не постклассическое изобразительное искусствоо). Дело, ИМХО, в специфике кодирования данных про и изображаемой реальности. И неважно при этом, первичная она (копии объектов) или вторичная (визуализация когнитивных процессов). См. об этом http://new-el-de.blogspot.com/2012/05/blog-post_11.html

Alexandra Mixalchyk комментирует...

Создание целого игрового курса – объемная по бюджету и по времени задача. Лучше созвать короткие учебные модули с игровыми симуляторами для закрепления информации, которую пользователь усвоил в электронном курсе. Например, мы решили в виде бонуса разработать игровой симулятор, в котором бы учащиеся отработали пройденные инструкции по технике безопасности в «реальной ситуации» и «на реальной местности». Если интересно, то посмотреть игру можно, а также почитать хронику создания можно здесь:http://mediumcompany.blogspot.com/2012/05/blog-post_16.html

Владимир Наумов комментирует...

А еще лучше - в виде бонуса и только бонуса, особенно если обучающая ценность, мягко говоря, не определена