Websoft

понедельник, июля 23, 2012

Азарт, ответственность или нечего делать?

Что заставляет взрослых людей - ответственных работников играть в игры на работе?

В начале июня мы закончили разработку и провели обучение по курсу «Эффективная презентация: Проведение презентации». На Конкурсе курсов WS 2011 мы показали демоверсию (открыть) – примерно 20% от общего объема (все, что было готово на тот момент).
Сделали множество интересных и полезных наблюдений. Парочкой и хочу поделиться.

Еще на этапе написания сценария стало понятно, что навыки публичного выступления курсом выработать не получится. Для выработки навыка учебное действие должно быть точной копией реального (или в масштабе). Поэтому решили всю теорию вынести в электронный курс, а практику – в очный тренинг. Вся необходимая теория уже многократно опубликована на бумажных и цифровых носителях, но проблема в том, что ее почти никто не читает :(
Как же заставить сотрудников не только прочитать, но и запомнить? Мы решили некоторые разделы курса сделать похожими по форме на тренинги (как раз такой и представлен в конкурсной демоверсии), а часть в виде теории перемежающейся игровыми упражнениями или вообще подать теорию через игры.

Есть одно НО. Сам я не люблю компьютерные игры (играю, конечно, но редко и мне хватает 5-7-и мин для любой игрушки), и не очень верю в их волшебную обучающую силу. Игры в очных тренингах – ДА, в электронных курсах – ОЧЕНЬ СОМНЕВАЮСЬ!
На конференциях и интернет-ресурсах все больше и активнее говорится о результативности, вовлекающем эффекте игр в курсах. Эмоционально, но не убедительно! Я часто задавал авторам вопросы : «Почему вы думаете, что люди будут играть/учиться? За счет чего должен произойти вовлекающий эффект?». Ответы обобщил, добавил пару своих вариантов и провел миниопрос наших работников на учебном портале. Результат получился более чем ожидаемый!


Получается, что игры не могут/не должны быть основным/единственным инструментом обучения. Тем более если прообразом являются игры из развлекательной сферы. Поэтому игры, которые мы сделали для курса, являются частью упражнения. Их задача запустить мыслительный процесс, способствовать усвоению/запоминанию (может и заучиванию наизусть) каких-то фактов. Важнее то, что происходит перед этой игрой и сразу после!

Ну и естественно игра без соревнования не игра! В одной из игр мы сделали «пузомерку», как ее ласково обозвал Алексей Корольков. Но «соревнование» получилось с заведомо определенным кругом победителей. Курс одновременно проходили как руководители подразделений, так и рядовые работники.

И как вы думаете, кто победил? (обратите внимание на должности)

И ничего удивительного. Руководители и есть лидеры. Они уже доказали это и готовы подтверждать в каждом событии, пусть даже это игровое упражнение учебного курса.
Такое положение дел сохранялось довольно долго. Потом за руководителями потянулись и все остальные. И к завершению учебного мероприятия картина стала выглядеть вот так:

Более того! Многие продемонстрировали завидное упорство. В курсе фиксируется количество попыток прохождения. Я отобрал всех, кто выполнял это упражнение 10 и более раз (опять же обратите внимание на должности).


Выводы:
  • Игра как часть упражнения, способствующая усвоению материала, работает! Так же как любое сопутствующее действие при заучивании чего-либо. Как, например, ритмичное топанье или хлопанье при заучивании стихов или различные ассоциации при запоминании чисел (номеров телефонов или 3,141592653589790).
  • Если в очных тренингах не рекомендуется объединять в группу руководителей и подчиненных, то в дистанционном обучении это даже полезно! И отображение рейтинга рядом с упражнением очень даже стимулирует.
  • Плаксы и жалобщики есть всегда. Их порядка 10-15%. Основное обобщенное оправдание своих неудач при выполнении упражнений: «Я работаю! Некогда мне играться в ваши дурацкие игры.»

И в заключение предлагаю посмотреть фрагмент курса, о котором написал (открыть). Чтобы почувствовать себя на месте работника Банка «Возрождение» попробуйте пройти его без подсказок и победить наших рекордсменов :)

PS. Технически игруха очень проста, но если есть вопросы, задавайте в комментариях.

6 комментариев:

Владимир Наумов комментирует...

Сергей,
Очень хорошие вышли выводы.
С первым согласен.
Касательно 2-го констатирую, что в еL 1.0 совместное обучение начальниов и подчиненных одному продукту, действительно не препятствие учебному процессу.
Более того, все прочнее овладевает мысль, что совместное обучение руководителей и подчиненных и в условиях eL 2.0. в отличие от очных тренингов, также желательно, имеет ряд весьма полезных преимуществ и повышает результативность обучения (http://blog.newedu.su/2012/06/blog-post_6702.html)

Наталья комментирует...

Добрый день!
Следуя Вашему примеру, решили попробовать объединить результаты всех обучающихся.
Это действительно работает, руководители показывают хорошие результаты, что бы ни потерять авторитет у подчиненных, а подчинённых как правило, охватывает азарт перегнать своего руководителя.
Конечно, не обошлось без нытиков, куда без них *)
Спасибо за полезную информацию.

Сергей Колков комментирует...

Владимир, я помню эту статью. Более того мы тоже планируем и готовим очный тренинг для наших экспертов бизнес-подразделений (внутренних преподавателей), который будет посвящен разработке курсов (сами курсы они делать не будут, а будут проходить разные по форме и идентичные по содержанию курсы с последующей сдачей тестов, обсуждения и тд и тп. Чтоб увидеть, как форма курса влияет на восприятие\усвоение информации). Там собираются и руководители и подчиненные, и все проходит нормально! Потому что тема одинаково незнакома всем участникам. С банковской тематикой это не проходит.
Пару лет назад пытался сподвигнуть некоторых экспертов на обсуждение проф тем на учебном портале. На что получал один и тот же ответ: «У нас серьезная организация, а не клуб самоубийц. Ктож в здравом уме будет обсуждать решения Центрального аппарата!» Были и косвенные подтверждения тому.
Сейчас пытаемся запустить этот процесс помягче и через курсы, но шансы невелики.

Наталья!
«Следуя Вашему примеру, решили попробовать…» Когда успели? Я вчера статью опубликовал, а вы уже «следуете»! :)))
Акцент, пожалуй, надо делать на том, что рейтинг выводится прямо в курс рядом с упражнением(и). Может не со всеми, но рядом с наиболее сложными.
То что руководители стремятся к 100%-му результату мы и раньше знали (они звонили спрашивали, спорили, разбирались. Даже просили переназначить курс, если результат их не устраивал).

Спасибо за комментарии!

Эдуард Бабушкин комментирует...

Сергей, было бы интересно посмотреть связи между результатами курса и презентацией на очном тренинге
не пишу корреляции, а связи - на что может повлиять

Сергей Колков комментирует...

Эдуард, а связи и не будет.
Тренинг – как надо готовить материалы для электронных курсов.
Иллюстрация – участники делятся на три группы. Каждая проходит один из трех курсов (миникурсы на 15-20 мин). Тема не банковская – читай никому не знакомая. Сдают одинаковый тест. Смотрят и наслаждаются результатом. Потом с тренером разбирают что, как, почему и как это сделать.

Или я неправильно понял фразу «связи между результатами курса и презентацией на очном тренинге»?

Эдуард Бабушкин комментирует...

блин( оставил коммент, а он не отобразился(((
я думал, что после идет очное занятие - вот и хотелось понять, что в сухом остатке выносят на обучение оф лайн