Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

«Видео лекциИ» vs «ВидеолекциЯ». I

На написание этой статьи меня подтолкнуло обсуждение «Видеолекции о том, как быстро создавать эффективные видеолекции» на e-Learning PRO.
Мне и раньше приходилось слышать на конференциях выступления типа: «берем самую дешевую камеру, проводим тренинг для местных или сажаем тренера/руководителя… снимаем, нарезаем… Электронный курс готов! Рассылаем по филиалам. Дешево, быстро, ЭФФЕКТИВНО!!!»
Но так ли это дешево и быстро? И можно ли говорить о хоть какой-то эффективности конечного результата? Да и что в результате получается? Уж точно не электронный курс. Тогда что? Может видеолекция?
Поискал определение видеолекции в и-нете. Не нашел ничего.
Попробовал просто «Лекция» - множество токований. Больше всего мне понравилось определение энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

Лекция - термин, означающий:
  • чтения преподавателя высшего учебного заведения;
  • воспроизведение их в литографированном, реже печатном "курсе".

Хочу поставить акцент на 2-х основных моментах.
Во-первых, у лекции есть автор, и он же ее воспроизводит.
Во-вторых, она может воспроизводится не только очно (устно), но и на материальных носителях (если можно печатать, то почему бы не снять на камеру).
Если лекция снимается на камеру, то это и есть видеолекция! Как-то слишком просто и несовременно получается.

Методики чтения лекций формировались столетиями. С появлением и ростом доступности мультимедийной презентационной техники эти методики менялись и постоянно корректируются (думаю, никто не будет спорить, что есть разница между чтением лекции с мелом у доски и с презентацией и мультимедийным проектором).
Кинематография и телевещание в разы моложе, но тоже с развитием техники совершенствуются методы и съемки, и монтажа, и режиссуры.
Электронные курсы еще моложе, и методика дистанционного обучения еще в стадии формирования. Однако уже сейчас, наверно, все согласны, что набор красиво оформленных слайдов с тестом в конце не очень-то электронный курс и уж точно не e-learning.
Так почему же непонятно что, снятое непонятно как (на мобильный телефон), кое-как смонтированное может претендовать на ДЕШЕВОЕ, ПРОСТОЕ и ЭФФЕКТИВНОЕ средство обучения!
А если в учебном видеоматериале отсутствует лектор? Например, учебный фильм в котором показаны химические/физические опыты, работа станков/двигателей и тд, где диктор только комментирует происходящее на экране. Как это назвать?
А если и диктора нет? Например, видео «Как убрать «красный глаз» в Adobe Photoshop CS3». Можно такие видеоматериалы назвать виделекциями? По-моему нет.

Я бы их разделил вот так:

Кривоватая классификация у меня получилась, но других все равно не видел. Если вы, уважаемые читатели, поможете подправить ее, буду рад и благодарен. Для меня же очевидно, что видеозапись лекции и видеолекция это разные вещи.

По этой классификации получается, что вчера было занятие, но я болел и не смог поучаствовать. Кто-то там был, все заснял и выложил в и-нет, а я могу сегодня посмотреть. Это и есть левая ветка.
А в правой ветке материалы СПЕЦИАЛЬНО подготовлены для просмотра на экранах большого (или не очень) размера при очных, заочных или дистанционных формах обучения, как в группах, так и индивидуально.
Разница Видеолекций и Учебных фильмов в том, что на переднем плане.
В Видеолекции на переднем плане должен быть лектор! И занимать он должен большую часть экрана. А фоном может идти материал иллюстрирующий выступление (так же как на лекции/презентации с мультимедийной поддержкой). Если обрезать лектора по грудь, уменьшить и задвинуть в угол экрана, то мы и получим «говорящую голову» и никакого эффекта присутствия она создавать не будет!
В учебном фильме на переднем плане демонстрация процесса и/или явления и/или агрегата. И наоборот фоном может быть голос диктора.

Телеуроки – на российском телеканале «Культура» периодически показывают уроки английского языка (если не видели: преподаватель в группе 5-7 чел ведет занятие по английскому языку и это занятие транслируется в записи) - не знаю, к какой группе их отнести. Вроде бы специально подготовлено для трансляции, но обычный урок английского.
В этом-то и проблема всей левой ветки. Учебные мероприятия, снятые на видео, ориентированы на аудиторию непосредственно присутствующую, а не на ту, которая наблюдает «из-за».

Это мои мысли относительно классификации различных видов учебных видеоматериалов. В классификации есть и неточности и «белые пятна» поэтому приглашаю всех желающих к коррекции.
Что касается методики создания учебного видео, то с ней еще сложнее и одной статьей не обойтись.
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Портал позитивной обратной связи. Кейс Газпромбанка