Websoft

вторник, января 31, 2012

Сенсоры Kinect в Windows 8

Технологию Microsoft Kinect мы уже неоднократно обсуждали.

Я убежден, что если в ближайшее время появятся и технологии, которые смогут существенно изменить сам подход к электронному обучению, повысить его эффективность, заменить порядком всем надоевшие слайдовые электронные курсы, то это будут технологии связанные с распознаванием действий человека - его лица, жестов, речи.

Kinect как раз такая технология.Но до последнего момента она существовала исключительно как компонент игровой приставки XBox.

И вот появилась информация, пока не совсем официальная, что Microsoft решила встраивать сенсоры Kinect в ноутбуки, которые будут работать под управлением Windows 8. Если это окажется правдой, то в Windows 8 должно появится на уровне ядра системы API для работы с Kinect для приложений, в том числе, обучающих. Т.е. можно будет делать курсы/приложения, в которых взаимодействие пользователя с контентом будет реализовываться не только через щелчок мышки или ввод с клавиатуры, но и голосом, жестами, мимикой...

Не исключено, что в скором времени, человек разговаривающий с электронным курсом, может оказаться вполне психически здоровым :)

Читать дальше......

понедельник, января 30, 2012

Что такое компетенции

Обнаружил сегодня на rekuklet.ru видео-ролик, созданный для того, чтобы менее чем за 10 минут объяснить топ-менеджерам что такое компетенции вообще и из каких компетенций состоит модель, используемая в банке.

Если быть занудой, то можно поспорить с определением компетенции, приведенным в ролике, но в целом он сделан отлично. Вот так должно выглядеть учебное видео для руководителей:


PS
Раз уж речь зашла об оценке персонала - рекомендую почитать статью про то, как устроена система оценки персонала у одного из наших клиентов - компании ДТЭК. В статье рассказано и о месте автоматизированной системы, построенной на базе WebTutor в системе оценки компании.

Читать дальше......

воскресенье, января 29, 2012

Четырехуровневая модель оценки Киркпатрика

У нас на портале опубликована статья Четырехуровневая модель оценки Киркпатрика
Автор - явный сторонник Киркпатрика, но он делает несколько критических замечаний. Основная критика - против 1-го уровня. Он предлагает заменить первый уровень модели.
Чмитайте, на что
Или вот специальный кусок для педагогических дизайнеров (или педагогических проектировщиков)

" ..чем меньшее значение имеет учебный материал для учащегося, тем больше усилий нужно приложить для разработки и презентации данного материала. Следовательно, если учебный материал не имеет отношения к потребностям самого обучаемого, тогда учебный материал должен «цеплять» обучаемого навороченным дизайном, юмором, играми и т.д… Это не означает, что дизайн, юмор или игры неважны; тем не менее, их использование в учебном процессе гораздо больше, чем просто делать процесс веселым, они помогают и продвигают учебный процесс. И если учебный материал построен на основе ясных целей и дизайна, тогда это помогает учащемуся преодолеть разрыв между существующей и требуемой деятельностями. Следовательно, они (дизайн, юмор, игры) должны мотивировать к обучению – если это не происходит, значит что то пошло наперекосяк в процессе планирования и создания учебного процесса! Если вы вдруг поймаете себя на мысли, что пытаетесь зацепить обучаемых с помощью всяких заманух (дизайн, юмор, игры), вам, видимо, стоит пересмотреть цели вашего учебного процесса"

Это например перекликается с опросом на нашем портале

Факторы эффективного обучения

Читать дальше......

пятница, января 27, 2012

Бератор

Наткнулся на удивительный продукт и понял как разнообразен мир электронного обучения/баз знаний/справочных систем.

Есть такая компания http://www.berator.ru/ - она продает, по сути, регулярно обновляемый электронный справочник бухгалтера. Почти тоже что делают Гарант и Консультант Плюс. Но вот только делают они это исключительно на собственных устройствах, внешне очень похожих на iPad (китайцы что хочешь сделают под заказ). И по цене они тоже похожи - почти 25 тысяч рублей.

И покупают! Т.е. можно продавать контент прямо вместе с устройством, главное найти целевую аудиторию.

Со временем, по мере снижения цен на мобильные устройства (планшеты за $50 индусы уже делают), идея раздавать определенным категориям обучаемых специальный гаджет, заточенный только под определенный вид контента может оказаться не такой уж и безумной.

Читать дальше......

четверг, января 26, 2012

Сикось-нафиг или аптекарская точность?

А вот и первый пост Сергея Колкова, который я сделал от своего имени по техническим причинам:

После конкурса на лучший электронный курс, разработанный с помощью редактора CourseLab 2011г, в котором участвовал наш курс, я «получил по башке» от зрителей за один слайд типа: «Чтож так все криво!».



Соглашусь, что блоки расположены немного странно, но так ли слайд крив в целом?
Стрелками одного цвета показаны одинаковые отступы.

Как это возможно?
Легко! Если для размещения объектов на слайде использовать модульную сетку.


Модульная сетка – система горизонтальных и вертикальных направляющих, помогающих сориентировать и согласовать между собой отдельные элементы композиции.
Впервые модульную сетку в книжном оформлении применил швейцарский дизайнер Макс Билл в 1940 году.
Веб-дизайнеры относительно недавно начали применять модульные сетки в проектировании интерфейсов веб-сайтов. Этот метод значительно упрощает как проектирование интерфейса, так и последующую вёрстку.



Все современные профессиональные графические редакторы и настольные издательские системы снабжены инструментами для настройки параметров модульной сетки (даже в последних версиях MS PowerPoint появилась сетка).

В CourseLab модульной сетки нет, но ее нетрудно сделать самому.
Как сделать модульную сетку для курса?



Шаг1 – определяем размер будущей сетки.

Создаем прямоугольный объект на слайде. Подойдет любой текстовый блок или автофигура Прямоугольник.
Подгоняем ее размер под размер рабочей области.
Смотрим и запоминаем размер в свойствах объекта.
Шаг 2 – определяем размер модуля (ячейки сетки или количество горизонтальных и вертикальных направляющих).

Однажды я спросил у нашего дизайнера в банке: «Чем надо руководствоваться при определении размера модуля?». У нас получился гениальный по содержательности и глубине диалог, поэтому привожу его целиком.

Колков. Чем надо руководствоваться при определении размера модуля?
Дизайнер. Бренд-буком.
Колков. А если его нет?
Дизайнер. Здравым смыслом и чувством прекрасного.

Поэтому сегодня могу посоветовать делать «на глаз» с учетом размеров и количества объектов, которое будете размещать на слайде. И/или размер модуля должен быть сопоставим с размером шрифта.

По бренд-буку Банка «Возрождение» – 40х40.

Шаг 3 – создаем стеку.

Я использовал Adobe Illustrator, но подойдет и CorelDRAW (или ваАще Excel).
Результат сохраняем как растровое изображение (*.gif или *.png).

Шаг 4 – вставляем в CourseLab.

Полученную сетку кладем на Мастер в CourseLab и включаем параметр Появление – Показать – Нет. Тогда при монтаже слайда сетка видна, а при просмотре – нет. И после того как курс готов, сетку можно даже не удалять.


Внимание! Модульная сетка нужна для размещения и согласования местоположения объектов. Для выравнивания и распределения все же лучше использовать стандартные средства CourseLab – Выровнять и Распределить.



P.S. В «кривизне» есть своя изюминка. Если все слайды оформлены идеально «правильно», то никто это не заметит и не оценит – так оно и должно быть. Но стоит один слайд сделать «наоборот» и это заметят все (а некоторые даже скажут). Этим можно воспользоваться!

Читать дальше......

У нас новый автор!

Я давно хотел привлечь к работе над этим блогом эксперта-практика - человека, который каждый день решает задачи администрирования системы дистанционного обучения, создания электронных курсов, взаимодействия с обучаемыми.

И вот, наконец, свершилось! Представляю нового автора этого блога - Сергея Колкова, заместитель начальника Учебного центра Банка "Возрождение". Сергей - постоянный участник конкурсов Courselab, активный и креативный разработчик курсов, поэтому я попросил его сконцентрироваться на материалах по разработке лектронных курсов.

Вот что Сергей написал про себя:

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Со многими читателями этого блога мы встречались на конференциях посвященных ДО, с некоторыми «бились» на конкурсах электронных курсов компании WebSoft, а с некоторыми даже вместе работали.

А для тех с кем не знакомы – представлюсь.
Я, Колков Сергей, заместитель начальника Учебного центра Банка «Возрождение». В банке работаю с 2007 года – с начала внедрения СДО в банке. Специализируюсь на разработке курсов и поддержке пользователей. В общей сложности вопросами дистанционного обучения занимаюсь более 10-и лет.

Здесь я начинаю публикацию серию статей об особенностях, хитростях и фокусах (естественно с «разоблачением») разработки курсов в CourseLab.

Примеры, о которых буду писать, могут выглядеть и интересно и загадочно, но с технической точки зрения очень просты. Поэтому надеюсь, что заинтересуют и опытных и начинающих разработчиков курсов.

Некоторые идеи уже технически реализованы, но не опробованы на практике. Интересно ваше мнение насколько эти идеи могут быть эффективны, или что надо сделать, чтоб они «сработали». Так что буду ждать ваши замечания и предложения в форме комментариев.

Читать дальше......

воскресенье, января 22, 2012

Где обучение на рабочем месте?

В чем основная проблема корпоративного e-learning? Если послушать выступения на конференция и почитать статьи в умных журналах и блогах, то получается, что она в контенте. Он или слишком примитивный (слайдовый - а должен быть интерактивным) или текстовый (а должна быть инфографика) или слишком унифицированный (а должен быть адаптивным) или скучный (а должен быть веселым и игровым) или сильно теоретический (а должен максимально симулировать реальность).

Все это правда. Но, на мой взгляд, даже если мы сделаем максимально интерактивный, игровой, адаптивный и увлекающий курс-симулятор, весь покрытый красивой инфографикой, мы не решим главной проблемы, которая заключается в том, что процесс обучения и реальный рабочий процесс сильно оторваны друг от друга.

Я прохожу назначенный мне курс и сдаю тест, а через 2 месяца у меня возникает реальная проблема в работе по изученной когда-то теме. А я забыл что-то чему меня обучали! Или этот материал был изложен в курсе так, что применить полученные знания в контексте возникшей задачи.

И что я буду делать? Проходить курс из 100-200 экранов заново, отправляя заявку в учебный центр, чтобы мне его снова назначили? Даже если получу доступ к курсу, я буду выискивать в нем то что мне нужно в текущий момент времени? Разумеется, обучаемые не будут этого делать и наше обучение, даже построенное в виде самого лучшего игрового симулятора, окажется бесполезным.

И все это будет продолжаться до тех пор, пока сотрудник не сможет получать мгновенную контекстную помощь (в виде подсказок, мини-уроков, и т.п.) в тот момент когда он решает реальную бизнес-задачу. И если для получения этой информации ему потребуется более 2 кликов мыши или нажатий пальцем на планшетном компьютере, то решение можно выкидывать на помойку.

Специалистам по e-learning пора уже перестать играть в bullshit bingo со словами gamification, social learning  и т.п. и начать предлагать клиентам реальные решения для обучения на рабочем месте (workplace learning). Таких решений практически нет не то что на рынке, а даже в виде экспериментальных проектов. Хороший вопрос почему их нет?

Мы обязательно в выпустим в этом году пилотное решение, приспособленное для некоторых видов бизнеса, которое позволит организовать контекстно-зависимое быстрое обучение/информирование сотрудников, непосредственно в процессе работы. Посмотрим, что из этого получится...

Читать дальше......

четверг, января 19, 2012

Как визуализировать 1000 лет истории за 5 минут?

Прекрасный пример визуализации исторических данных - 1000 лет истории Европы, показанная на карте за 5 минут. К сожалению, в видео нет счетчика времени - если бы был, то я бы считал результат почти идеальным:

Читать дальше......

понедельник, января 16, 2012

Выборы пройдут, а камеры останутся

Назовите самый простой способ обеспечить десятки тысяч школ страны веб-камерами для организации дистанционного обучения за государственный счет.

Правильный ответ - надо провести "честные" выборы! Читайте тут.

Возможно, будет хоть какая-то польза от этого мероприятия - теперь школам будет с чем участвовать в вебинарах. В увеличение "прозрачности" нашего выборного процесса за счет веб-технологий верится с трудом.

Читать дальше......

воскресенье, января 15, 2012

Khan Academy на русском языке

Мы в этом блоге уже много раз обсуждали Khan Academy (http://khanacademy.org/) - самый популярный сайт онлайн обучения в мире. До последнего времени обучающие видео академии были доступны только на английском.


Но в последнее время, с привлечением волонтеров, появились переводы видео на другие языки, в частности на русский.Смотрите на YouTube русскоязычный канал Khan Academy.

Уже переведены десятки видео по геометрии, тригонометрии, алгебре, теории вероятностей.

Как думаете, для реального использования в учебном процессе и самостоятельного обучения что подходит лучше - наши ЭОРы (на которые потрачено немало казенных денег) или бесплатные видео от Khan Academy?

Читать дальше......

пятница, января 13, 2012

Проверка честности ответов на тесты в e-learning

Сразу скажу, что написание поста не вызвано ситуацией с выборами в России. Хотя бы потому, что на эту тему меня заставила поразмышлять Марина Литвинова (за что ей огромное спасибо!!!) – руководитель проекта Дистанционного обучения в Приват Банке. А Приват банк находится в Украине и теоремы Чурова им далеки.


Но проблема, тем не менее, знакома многим специалистам, занимающимся тестированием знаний (тесты достижений, если правльно) в дистанционном обучении: как проверить, что специалисты на вопросы теста отвечали честно, без подсказок и т.п.?


Чаще всего специалисты по e-learning отвечают: никак. Можно конечно веб камеры поставить (опять же: никаких намеков на политику)))), но дорого


Поэтому меня совершенно потрясло сообщение Марины Литвиновой, что они в банке проверяют результаты на честность с помощью статистики. К сожалению, методику Марины по понятным причинам не могу обсуждать, но могу свои мысли по этому поводу вынести.


Я придумал два способа проверки, готов поделиться ими и сделать деловое предложение


Проверка влияния факторов филиала


Этот способ позволяет проверить, не сговорились ли в филиале. Вам нужные показатели времени ответов на вопрос контрольной группы, в честности ответов которых вы уверены, и время ответов не вопросы данного филиала. После чего с помощью статистического критерия определяете значимость различий и отмечаете, что ребята мухлевали.


Способ не сильно мощный, потому что кто-то в филиале может порвать на себе тельняшку и сказать: я да сутки их дрючил и готовил отвечать! И если сотрудников в филиале немного, то этому можно поверить…..


Проверка конкретного сотрудника


Нам надо иметь опять контрольную группу «честных» и время ответов этой группы на каждый конкретный вопрос.


Теперь следите за руками. Исходим из предположения, что каждый вопрос имеет свою сложность, и время ответов на вопросы конечно колеблется в зависимости от качеств тестируемого, но в целом соотношение времени ответов на вопросы должно быть примерно равным. Что делает мухлевщик? Он, даже если знает, что за временем ответов на вопросы следят, не может оценивать сложность вопросов и выжидает какое-то положенное время. И его время ответов идет в разрез с логикой ответов честных.


Далее, в excel выстраиваем таблицу, где в одной колонке среднее время ответов контрольной группы, в правой – подозреваемого. Применяем статистический критерий и, если расхождения критичны, говорим ему: ну ты даешь…


Возражения к последнему показателю


Вполне возможно, что сложность вопроса – дело субъективное и не определяется нормальным распределением. Но это можно легко проверить: взять контрольную группу и прогнать всех через статистический критерий.


И вполне возможно, что есть исключения из правил, когда честный человек попадает не в ногу. Но тем более интересно определить, в чем его «невножность»


Деловое предложение


Если вы специалист по тестированию у себя в компании и хотели бы поработать с этими способами, напишите мне. Со своей стороны обещаю методологическое обоснование исследований, сами расчеты, интерпретация результатов и т.п..


С Вас – подготовка контрольной группы, тестирование, предоставлениеe результатов. Со своей стороны не могу гарантировать, что указанные способы будут работать, но проверить стоит.


edvb(собака)websoft.ru


И приглашаю вас на свой вебинар по инструментам проверки в том числе)


Матстатистика для HR

Читать дальше......

четверг, января 12, 2012

Система дистанционного обучения персонала завода «Шинглас»: старт проекта

Я уже размещал краткую информацию про внедрение LMS в компании Технониколь, для обучения производственного персонала.

А вот и более развернутая статья про это внедрение на trainings.ru.

Читать дальше......

Исаак Ньютон в оригинале

Кембрижский университет оцифровал и опубликовал в своей общедоступной электронной библиотеке (Cambridge Digital Library) работы Исаака Ньютона. Теперь полистать его дневники практически в оригинале может каждый. Также оцифрована коллекция средневековых исламских манускриптов.

Будем ждать от МГУ публикации трудов Ломоносова?

Читать дальше......

Игровое обучение по-русски

В России государство обратило внимание на обучающие и развивающие игры в Интернете. Правда, получилось как всегда...

Цитата:
Идея Минобороны создать "крутые" патриотические военные компьютерные игры обернулась неожиданностью. Вместо продукции, способной составить конкуренцию популярным (как правило, западным) шутерам и стратегиям, на сайте ведомства появились четыре флеш-игры. На разработку их и самого информационного портала военное ведомство потратило 36 млн рублей.

...

Три игры - "Сапер", "Тетрис" и "Морской бой" - уже существуют у других разработчиков, а "Тест на воинское звание" вообще подозрительно напоминает "игры" с мошенническим использованием смс.

Источник

Посмотрел я на эти игры - их бы любой из знакомых мне профессиональных разработчиков курсов с использованием flash сделал за сумму в 20 раз меньшую. Правда, я так понял, что общая сумма включает разработку портала министерства, но все равно слишком много. Кроме того, на другие игры запрошен бюджет в 500 миллионов рублей - будет где развернуться.

Читать дальше......

среда, января 11, 2012

О борьбе с жалобщиками

Продолжаю делиться впечатлениями от своей предновогодней встречи с коллегами из Банка "Возрождение" (см. предыдущий пост).

Коллеги рассказали мне еще об одной своей идее. У внутрених заказчиков и пользователей СДО в банке часто возникает вопрос - "Я (или мой сотрудник) потратил кучу времени, изучил курс, а результат изучения в СДО - курс не пройден! У вас неправильный курс (СДО, контрольные вопросы...)".

Чтобы доказать, что у вас "правильные пчелы" и показать пользователям детально (более подробно, чем он видят в учебном портале) результаты изучения курса, коллеги сами сделали в WebTutor печатную форму (см. ниже). Эту форму администратор всегда может сгенерировать по запросу и выслать в виде документа Word жалобщику. Говорят, что очень помогает...

Отчет показывает массу информации, какие цели достигнуты и не достигнуты, на какие вопросы были даны верные и неверные ответы.

Сделать такой отчет удалось благодаря тому, что структура курса, созданного в Courselab, описывается в открытом XML формате, который можно автоматически разобрать и извлечь перечень целей, описание контрольных вопросов и т.п. И если эти данные "скрестить" с детальными данными по оценкам целей и ответов на вопросы обучаемого, которые хранятся в СДО, то получится вот такой отчет:

Отчет о прохождении учебного курса

ФИО
Должность
Подразделение
Организация
Дата рождения
Иванов Иван Иванович
Заместитель начальника отдела
Отдел планирования
Центральный аппарат
30.10.1977

Название курса
Дата активации
Дата начала
Дата последнего посещения
Набранный балл
Статус
Знакомство с Банком (адаптационный курс)
02.12.2011
02.12.2011
20.12.2011
2
В процессе


Название раздела: Правила работы с электронными курсами
Описание
ИД
Полученный балл
Макс. балл
С правилами ознакомлен и буду выполнять
soglacen
1
1(100%)
О курсе. Кол-во просмотров
rules1
1
0(0%)
Правила прохождения. Кол-во просмотров
rules2
1
0(0%)
Навигация. Кол-во просмотров
rules3
1
0(0%)
Ошибки. Кол-во просмотров
rules4
1
0(0%)
Завершение курса. Кол-во просмотров
rules5
1
0(0%)

Название раздела: Знакомство с Банком
Описание
ИД
Полученный балл
Макс. балл
Раздел 1
test_map1
0
0(0%)
Раздел 2
test_map2
0
0(0%)
Раздел 3
t_1
4
4(100%)
Раздел 4
t_2
1
3(33.3333%)
Раздел 5
t_3
3
3(100%)
Раздел 6
t_
0
0(0%)
Раздел 7
t_01
0
0(0%)
Раздел 8
t_02
0
0(0%)
Раздел 9
t_03
0
0(0%)

Результаты выполнения заданий.

В каком году был создан Банк «Возрождение» (ОАО)?

Варианты ответов
Был дан ответ
Верный ответ
1991 год
1991 год
1998 год
2004 год
1917 год
Был дан верный ответ

Как правильно звучит слоган Банка «Возрождение»?

Варианты ответов
Был дан ответ
Верный ответ
Банк, который всегда с тобой
Мы Банк, который всегда рядом
Мы Банк, который всегда рядом
Наш Банк всегда с тобой
Подальше положишь, поближе возьмешь
Был дан неверный ответ

Какие ценности определяют отношения сотрудников с
клиентами Банка «Возрождение»?

Варианты ответов
Был дан ответ
Верный ответ
Отзывчивость, человечность, надежность
Отзывчивость, человечность, надежность
Золото, алмазы, нефть
Акции, облигации, векселя
Надежность, стабильность, престижность
Был дан верный ответ

PS
Как обычно, спасибо Стулову Андрею, руководителю учебного центра Банка за идеи и полезную информацию.

Читать дальше......

воскресенье, января 08, 2012

Когда мы говорим HTML5 – что мы под этим подразумеваем?

В прошлом году в этом блоге было уже много постов про Adobe Flash и  HTML5, про то, кто из них кого убьет и как это скажется на разработке e-learning контента.

В основном в постах были ссылки на англоязычные статьи без перевода. Недавно я нашел прекрасную статью "Когда мы говорим HTML5 – что мы под этим подразумеваем?" на сайте Learning Circuits. Статья грамотная и позволяет начать понимать проблематику перехода на HTML5 тем, кто не является программистом.

Мы решили ее перевести и разместить на сайте distance-learning.ru - читайте на русском

Читать дальше......

среда, января 04, 2012

Хай-тек-рикша

Улыбнуло.



Источник

С Новым годом, дорогие коллеги!

Читать дальше......