Websoft

вторник, февраля 28, 2012

Электронные курсы: 2007 vs 2012

Пост Марины Литвиновой (Руководитель проекта e-Learning, Приват банк)у нас на портале

Какими были электронные курсы 5 лет назад и почему сейчас они другие.

Почему сейчас так много вопросов, доработок и исправлений.

Почему ранее размещали электронный текст, проверяя его на правописание и последовательность изложения информации, а сейчас он проходит тщательную методическую оценку по целому ряду критериев?

2007.
Ранее курсы можно было разделить на несколько типов:

курс-текст (= электронная версия книги)
курс-инструкция (1.2.2, 1.2.2.3, 1.2.3.4 ....)
курс с картинками (= электронная версия книги с оформлением)
курс с картинками, практ. примерами и речевыми модулями..
Последний вариант встречался редко, и на тот момент я еще не понимала его ценности. Тогда еще у нас не было разговоров о педагогическом дизайне и об измерении эффективности дистанционного обучения. НО уже тогда были такие курсы, которые сейчас можно смело относить к эталонам (даже учитывая их очень скромную интерактивность в виде проверочных вопросов в самом курсе). Целью улучшения контента СДО был перевод первых двух типов курсов во вторые два своевременная актуализация данных.

2012.
Что происходит сейчас? Существует стандарт курса, согласно которому разработчик должен соблюсти ряд требований прежде, чем получит разрешение на размещение курса в систему дистанционного обучения. Из самых основных: четкая структура курса с введения до выводов; озвучена цель курса в самом начале; интерактивные вставки; объем курса, осязаемый для обучения без отрыва от рабочего места; визуализация...

Почему изменились требования? Возможно, во многом это связано с тем, что очный формат обучения практически полностью заменен на дистанционный. То есть сейчас нам необходимо более тщательно относиться к тому, на сколько эффективным будет самообучение сотрудника в СДО, ведь это 75% его профессиональной программы. И от того, на сколько грамотно и интересно будут составлены курсы, зависит эффективность обучения сотрудника, а значит и дальнейшее использование полученных им знаний в работе. А вот это уже, согласитесь, достаточно важно, чтобы повысить требования к электронным курсам

Электронные курсы: 2007 vs 2012

Читать дальше......

понедельник, февраля 27, 2012

Смартфон со встроенным проектором

Очередной шаг на пути, в конце которого разница между обычным обучением (learning), электронным обучением (e-learning) и мобильным обучением (m-learning) перестанет существовать - анонсирован смартфон со встроенным проектором.

С подобными устройствами преподаватель сможет провести обучение в любом месте, без использования специального оборудования - просто положил телефон на стол, загрузил учебный контент из беспроводной сети и включил проектор. Добавьте к этому голосовое управление телефоном ("следующий слайд, пожалуйста") и запись происходящего для последующего выкладыания в сеть.

PS

Кстати, в этом случае учебный контен должен будет автоматически  адаптироваться под экран мобильного компьютера (4 дюйма), под проекцию (50 дюймов), под просмотр на планшете или компьютере (7-20 дюймов). Это может оказаться совсем непростой задачей - попробуйте сверстать страинцы электронного курса с растровыми картинками так, чтобы они динамически подстраивались под разные разрешения экрана.


За день до открытия международной выставки MWC 2012 в Барселоне компания Samsung анонсировала смартфон Galaxy Beam, оснащенный пико-проектором.
Пико-проектор обеспечивает трансляцию изображения шириной 50” яркостью 15 люмен. Несмотря на наличие проектора, толщина корпуса смартфона составляет всего 12,5 мм.

Далее

Читать дальше......

воскресенье, февраля 19, 2012

О мотивированных обучаемых

В каком виде мы готовим обучающую информацию для не очень мотивированных людей? Мы рисуем для них красивые картинки, делаем игры, используем максимум интерактивности. Мы считаем, что без этого весьма велик шанс, что они не пройдут курс до конца, не усвоят информацию, ничего не выучат.

В каком виде нужно представить информацию сильно мотивированному человеку? В любом человекочитаемом!

Прекрасный пример: английский врач-доброволец в Конго должен был ампутировать подростку сильно травмированное плечо. Без операции жить парню оставалось несколько часов. Сложнейшая операция, которую он никогда не делал. В Великобритании их всего делают примерно 10 в год. И он провел эту многочасовую операцию успешно, получая инструкции по SMS. Без единой картинки. См. BBC.

Может быть стоит перераспределить усилия от рисования красивого контента к созданию условий, когда обучаемым интересно учиться? Вот только за красивые курсы отвечает HR, а за мотивацию остальной менеджмент компании. Поэтому не очень понятно, как это можно сделать...

Читать дальше......

суббота, февраля 18, 2012

Психологические аспекты внедрения неформального обучения

Полная версия поста здесь Психологические аспекты внедрения неформального обучения
Выкладываю суть. Чаще мы обсуждаем мотивацию к неформальному обучению. Я предлагаю обсудить способность к неформальному обучению.
Желание или мотивация к обучению не всегда означают способностей к выполнению действия. Что, на мой взгляд, главное в неформальном обучении?

Главное в неформальном обучении – умение самостоятельно ставить цели.

Обучаемый может хотеть желать обучаться неформально, но он может просто не обладать умением ставить самостоятельно цели. Если мы принимаем постановку вопроса в таком виде, то отсюда следует:

Можно ли утверждать, что все обучаемые способны ставить цели обучения?
Можно ли научить обучаемого ставить цели?
Если не все обучаемые способны ставить цели в неформальном обучении, то как определить группы способных и неспособных?
И далекие следствия:

Если есть группы неспособных к неформальному обучению, то возможна ли обратная картина, когда те, кто достигают многого через неформальное обучение, будут зажаты рамками формального обучения (семинары, тренинги), и их эффективность будет существенно ниже, чем при неформальном обучении?
Предложение по инструменту
У меня есть свои ответы на поставленные вопросы. Но ответы пока в виде гипотез. Мне представляется, что есть категории работников, одна из которых будет наиболее эффективно получать знания через неформальное обучение, другая – через формальное. Наверняка также, есть группа пересечения, которая будет достаточно эффективна в обоих форматах обучения, но, опять же предполагаю, эффективность эта будет рассеяна по обоим форматам. И склонные к самообучению будут в целом более склонны к усвоению знания.

В качестве инструмента хочу предложить инструмент – тест Уровень субъективного контроля, который измеряет ответственность человека за события, с ним происходящие.

Имеющие высокий уровень субъективного контроля (интерналы) предпочитают сами ставить цели, наиболее эффективны в условиях самостоятельности, не любят контроля, когда «стоят над душой». Люди с низким уровнем субъективного контроля предпочитают, чтобы их деятельность планировали другие, они эффективны в условиях контроля.

У меня есть предположение, что есть интеллектуальная составляющая способности к неформальному обучению, но я пока не обозначаю.

Исследование
В качестве предложения заинтересованным организациям готов предложить методическую помощь в проведении исследования.

Замысел простой: если вы уже запустили неформальное обучение или планируете его запустить, то можно протестировать работников по тесту УСК – уровень субъективного контроля. Далее определяем, кто эффективен, кто нет. И отвечаем на вопрос: можно ли на основе данных методики уровня субъективного контроля прогнозировать успешность работника в неформальном обучении?

Состав методик можно обновить. Впрочем, если вы поняли идею, то можете сделать все сами. Но поделитесь хотя бы результатами))

Читать дальше......

вторник, февраля 14, 2012

Дистанционное обучение 2012: планируем работать более эффективно?

В блогах HRM размещен пост Алексея Королькова Дистанционное обучение 2012: планируем работать более эффективно?
Пост написан на основе опросов клиентов Websoft 2009, 2010 и свежего 2012.
Рассматриваются тренды по:
объемам дистанционного обучения
соотношению очное/дистанционное обучение (тренд замены очного обучения дистанционным)
разработке электронных курсов
появлению новых инструментов
численности команд по дистанционному обучению

Самый интересный, на мой взгляд, вывод сделан в виде вопроса в названии поста. Хотелось бы услышать ваши комментарии, подтверждение/критику вывода

Читать дальше......

четверг, февраля 09, 2012

Научу крутить головой. Быстро, просто, недорого.

На конференциях и ресурсах в и-нет регулярно встает вопрос о возможностях ДО в целом и слайдовых курсов в частности с точки зрения передачи навыков.
Много чаще с этим вопросом сталкиваются корпоративные разработчики, получая «заказ» от внутренних подразделений.

Сам я глубоко убежден, что слайдовым курсом:
  • совершенно точно можно – научить работать с ПО и несложными тех средствами;
  • вполне возможно – научить управлять ядерным реактором, если управление осуществляется через компьютер;
  • наверняка – можно научит говорить на иностранном языке или выступать перед аудиторией.
В отношении последнего... Общаясь с заказчиками или с коллегами по ДО, говорю, что это невозможно. Однако в глубине души надеюсь, что возможно, просто пока подходящая идея, как это технически реализовать, не пришла. Ну и пытаюсь экспериментировать.

Один из таких экспериментов предлагаю вашему вниманию (открыть пример).

Цель этого фрагмента – дать знания и выработать навык «правильно» и «вовремя» «крутить головой» во время выступления перед аудиторий.

Коллеги, к вам пара вопросов. Как вы считаете?
Получит ли учащийся необходимые ЗНАНИЯ, в результате прохождения этого фрагмента курса?
А НАВЫК?
А если «приспособить» Kinect?

Как достигается цель в этом примере.
Экран 1. Даем минимально необходимую теорию.
Экран 2. Показываем видео – еще раз то же самое устами голливудских актеров.
Экран 3. Конечно можно было бы сделать тест (набор различных вопросов), настроить его так, что пока материал не будет выучен наизусть ничего больше сделать в курсе нельзя… Но мы посчитали что лучше сделать небольшое упражнение, а вопроса достаточно одного – чтоб «запустить» хоть какой-то мыслительный процесс.
Экран 4. Основной «инструмент» в данном примере – игра-упражнение. А любая игра начинается с правил. Поэтому Экран 4 посвящен правилам игры.
Экран 5. Игра-упражнение.

Насколько сложно сделать подобную игрушку судите сами.

Прообразом игры послужила вот эта забава.
В советские времена надо было долбить реальной киянкой по резиновым зверькам, а сейчас игруха перекочевала в компьютеры и мобильные телефоны.
Для нашей игры берем несколько персонажей и создаем из них толпу.
Рисуем в Photoshop пару «точек» («пустышку» и с надписью Делее).
Размещаем все это на слайде.
Добавляем объект Таймер – он-то и будет «движком» игры.
1. Переменная (taim) для обратного отсчета, которая отображается на экране в текстовом блоке.
2. Отсчет времени показа «точки» с надписью Далее (переменная kird).
3. Если в течении 5-и сек пользователь на этой «точке» не кликнет мышкой выдаем Предупреждение (всплывающее окно). Всего 3 попытки. (переменная lap)
4. Конец игры. Если 3 раза ошибся – ругаем. Если время истекло – поздравляем.
Добавляем действия на «точки»:
  • На пустышку – через 2 сек после Начала показа – показать «точку» с Далее.
  • На Далее: Начала показа – переменная kird=1; Конец показа - переменная kird=0. На событие Щелчок – показываем следующую «точку», а те что на экране скрываем.

Я понимаю, что разобраться в чужом «коде» крайне сложно, но в качестве иллюстрации, думаю, этого вполне достаточно. Возможно, описание получилось очень общим, поэтому выкладываю проект упрощенной версии в формате CoursLab 2.7. (скачать)
Можно добавить всякие дополнительные фенечки…
Важно, что техническая реализация в CoursLab достаточно проста. Куда сложнее и дольше подготовить необходимые картинки.

Читать дальше......

Национальное облако

"Государственное учреждение "Администрация парка высоких технологий" предлагает разработать и создать в Беларуси национальную облачную платформу для работы с различными программами и хранения информации...


Для Беларуси создание национальной облачной платформы станет настоящим прорывом. "Даже если мы сможем вынести в облако бухгалтерскую систему и налогообложение, мы сможем сэкономить значительные средства многих предприятий", - отметил директор ПВТ". Подробнее...

Читать дальше......

среда, февраля 08, 2012

Первая ласточка

Буквально вчера обсуждал на фейсбуке соотношение корпоративных тренингов/вебинаров
Мне кажется совершенно банальной мысль, что компании должны сокращать долю оф лайновых занятий и переходить в режим он лайн обучения ради экономии средств и времени. Но пока эксперты не замечают (?) такого перехода как тренда
И вот сегодня меня порадовало сообщение у нас в форуме
Вебинары по обязательному обучению
совершенно реальный специалист из совершенно реального банка обратился с совершенно реальными темами обучения в поисках провайдеров, кто мог бы это преподать через вебинар.
и обоснование
"Естественно вебинар нужен для экономии денег, но хотелось бы чтобы на качестве обучения это не отразилось"
Меня этот факт настолько впечатлил, что я решил поделиться с вами
Ну а провайдерам может быть найдется клиент

Кстати, есть или нет тренд перехода на вебинары, мы сможем узнать после завершения опроса
Формы корпоративного обучения (приглашаю поучаствовать спецо, связанных с обучением)

Читать дальше......

вторник, февраля 07, 2012

Кому принадлежит контент, созданный обучаемым?

Одна из часто обсуждаемых в e-learning сообществе тем (особенно среди специалистов ВУЗов) - кому принадлежат права на учебный контент (электронные курсы и учебные материалы), как получить права на учебный контент от автора/преподавателя и т.п.

А кому принадлежат права контент, созданный обучаемым в процессе обучения? Например, обучаемый конспектирует лекции. Может ли он свободно распоряжаться своими записями лекций или заметками к ним? Может ли он их передать другому лицу?

Удивляет постановка вопроса? Тогда почитайте статью "Do Students Have Copyright to Their Own Notes?"


Если в 2-х словах - в Штатах некоторые университеты начинают вносить в правила обучения запреты для студентов передавать и продавать записи и заметки к лекциям. Не удивлюсь, если эти ограничения будут распространяться на электронные записи, сделанные в LMS.

Так кому принадлежит copyright на студенческую работу, написанную на основе лекций профессора или использующую часть контента и электронного курса ВУЗа? А комментарии в twitter к лекции или вебинару профессора?

Читать дальше......

понедельник, февраля 06, 2012

Конкурс Courselab 2012

На прошлой неделе стартовал конкурс на лучший курс Courselab 2012.

В этом году мы решили отойти от привычной формы проведения конкурса и организовали все по другому. Это будет конкурс разработчиков, а не конкурс курсов. Это означает, что все разработчики будут поставлены в равные условия: у всех будет одинаковое количество времени, участники конкурса должны будут создать примерно равнозначные по объему и тематике курсы. Новый формат конкурса, с одной стороны, не лишит разработчиков свободы творчества, а с другой стороны, станет более объективным и позволит эффективно сравнивать поданные работы и навыки по разработке курсов, продемонстрированные конкурсантами.



Подробнее о конкурсе

PS
Даже не знаю, стоит ли еще рекламировать мероприятие - более 50 участников уже заявились.  Экспертам придется изрядно потрудится чтобы оценить работы, если все заявившиеся участники пришлют материалы.

Читать дальше......

пятница, февраля 03, 2012

Формы корпоративного обучения

Анонсирую опрос Формы корпоративного обучения

Идея простая: мы много обсуждаем и призываем. Я предлагаю посчитать. Скорее всего, опрос может содержать в себе косяки и нескладухи, но обещаем исправляться и развиваться. Время есть: мне сегодня обещали премию дать в 2064 году

Опрос состоит из двух блоков:

  1. Собственно о формах корпоративного обучения
  2. Информация о компании

Мы просим оценить применение в организации следующих форм корпоративного обучения:

  • Тренинги
  • Вебинары и веб конференции
  • Он-лайн ассессмент (тестирование)
  • Wiki
  • Форумы
  • Блоги
  • Игры и симуляции
  • Подкасты (видеоролики, аудиоролики)
  • Электронные курсы
  • Коучинг
  • Наставничество
  • Участие в проектах
  • Мобильное обучение
  • Ротации и коворкинг

Спасибо всем, кто откликнется! Перейти к опросу

Читать дальше......

четверг, февраля 02, 2012

Зарплаты e-learning специалистов в Великобритании в 2011 году

Хотите узнать, сколько бы вы зарабатывали своим e-learning'овым трудом в Соединенном Королевстве? Прочтите результаты исследования рынка за 2011 год (на английском).

Большинство специалистов в Великобритании получают зарплату между 21 и 40 тысячами фунтов в год, т.е. где-то между 84 и 160 тысячами рублей в месяц (до налогов). Подоходный налог составляет от 20% до 40%.

Читать дальше......