Websoft

среда, июня 27, 2012

Почему обучающие видео не работают для приобретения научных знаний?

Могут ли обучающие видео-ролики быть эффективными? Многие считают что да. Например, учебные видео Khan Academy используют сотни тысяч людей по всему миру.

А вот, Derek Muller, работающий в университете Сиднея, сомневается в том, что традиционные учебные видео, которые рассказывают правильные концепции эффективно работают для приобретения научных знаний. Вместо этого, надо пытаться запутать обучаемого, заставить его выслушать и обдумать не только правильные, но и неверные идеи. Читайте про это статью или посмотрите видео (на английском). Звучит достаточно убедительно.

Читать дальше......

Google впервые заставил компьютер обучаться полностью самостоятельно

Вот такая новость: "Google впервые заставил компьютер обучаться полностью самостоятельно"

А вот в способности взрослых людей полностью самостоятельно учиться, без внешнего пинка, мы регулярно сомневаемся :)

Ученые из X Labs, «секретной лаборатории» компании Google, рассказали , что им удалось создать самообучаемую компьютерную сеть. X Labs известна разработками различных инновационных проектов интернет-гиганта, таких как автомобили, управляемые компьютером, и очки дополненной реальности.

По словам ученых, они в течение нескольких лет работали над симуляцией человеческого мозга, создав одну из крупнейших в истории нейронных сетей для машинного обучения. Для этого они соединили вместе 16 тыс. компьютерных процессоров, обеспечив им доступ в интернет и позволив обучаться самостоятельно.

Изучив около 10 млн цифровых изображений, взятых из видеороликов на сервисе YouTube, нейронная сеть обучила себя распознавать изображения кошек, передает издание NYTimes.

...

«Мы никогда не говорили сети в процессе тренировок: «Это кошка». Таким образом, машина фактически сама изобрела для себя концепцию кошки», - отметил Джефф Дин (Jeff Dean), ученый из исследовательской лаборатории Google.

Оригинальная статья из New York Times

Читать дальше......

четверг, июня 21, 2012

HR-тренды 2012

Приглашаю на свой вебинар HR-тренды 2012
Он не только про elearning, но в первую очередь про новые направления в HR, такие как использование социальных сетей в HR, интегрированное управление талантами, новые формы обучения и т.п..
В качестве материалов для вебинара использовались
  • результаты опроса клиентов websoft,
  • результаты опроса Формы корпоративного обучения 2012 (опрос не завершен, поэтому используйте свой шанс), где рассматриваем такие поинты как мобильное обучение, блоги, форумы и т.п..
  • результаты исследовний западных консультантов (в первую очередь Берзина конечно)
вебинар состоится 28 июня.

Читать дальше......

суббота, июня 16, 2012

А что такое е-курс, собственно?

Вчера во время вебинара, только стал входить в раж, один из участников озадачил вопросом:
- А что такое е-курс?
Мол, дайте определение.
Пришлось почти сымпровизировать, что е-курс - это средство обучения, которое управляет учением.
Сегодня добавил бы, что средство это электронное и компьютерное.
ИМХО, если средство не управляет учением (не путать с порционной доставкой контента), то это и не электронный курс, а е-книга, справочник, инфографика с буквами, пособие, сборник, тренажер-экзаменатор и т.п. - все, что угодно, однако не курс.

В принципе, участвовавшие в вебинаре коллеги благосклонно отнеслись к такому определению, как минимум, никто не возразил принципиально.
А как бы вы завершили предложение: Электронный курс - это ... ... ... ?

Читать дальше......

пятница, июня 15, 2012

Генератор случайных чисел

Случайная величина - это некоторая переменная, принимающая одно из множества значение с определенной вероятностью.

Забавно то, что человек не способен генерировать случайные числа. Поэтому математики с компьютерщиками и придумали генератор случайных чисел. Правда и компьютер не идеально справляется с этой задачей… Но важнее то, что и в CourseLab он доступен и для курсов его вполне достаточно.
Зачем он нужен?

Вот, например, стандартный объект Вопрос.
Всем хорош! Прост в использовании, настраивается как хочешь, данные сохраняет в разных видах. Но скучноват.
Ставим флажок «Показывать варианты в случайном порядке», они перемешиваются. Становится интереснее, но все равно не то.

Поэтому многие разработчики и мы, в том числе, стараемся делать нестандартные упражнения. Но главный минус таких самоделок – «статичность» - отсутствие возможности перемешивать варианты, показывать разные наборы. Одним словом случайности. А любая игра без нее вообще не игра.
Так вот, чтоб внести эту «случайность» и нужен генератор случайных чисел.

Если вы видели нашу работу на Конкурсе курсов 2012 (а если нет, можно посмотреть здесь), то заметили, что при проведении эксперимента в виртуальной биолаборатории 15.05, 02.06, 08.07, 08.08 и тд выпадают осадки. Что будет снег или дождь, как раз и управляет генератор случайных чисел или, говоря языком КурсЛаба, функция Math.random(). Она возвращает случайное число в диапазоне от 0 до 1. Но следует помнить, что в числах количество цифр после запятой очень много – читай множество бесконечно большое. 0 и 1 в это множество не входят. Хотите получать целые числа больше 1 - умножайте, округляйте.
Отлично! Внесли интригу. Но теперь реалистичности не хватает. Все происходит на Крайнем Севере и там вероятность снега весной значительно выше, чем дождя. А летом, по легенде, одинаково вероятны. Получается непредсказуемостью созданной генератором случайных чисел надо управлять. И это возможно!
Предположим что вероятность снега весной и осенью 0,8, а летом - 0,5.
Тогда:

Как видно из рисунка все реализовано на стандартных Действиях КурсЛаба. Однако можно добавить Действие JAVASCRIPT и написать код.
Вот еще пример – еще одна вариация на тему «Поле чудес» (первую я показал здесь)
Надо чтобы после вращения барабана показывались случайным образом 2-3 буквы.
В некую переменную (hu) задаем случайное целое число от 1 до 16 – порядковой номер буквы.
Посмотреть, что получилось можно здесь.
Предупреждение. Упражнение сложное! Зашифровано словосочетание – много букфф. Подсказок и обратной связи нет. Это задание делалось для очного тренинга, и все необходимые комментарии дает тренер.

PS. Несколько последних лет мы пытаемся перенести отдельные приемы и упражнения из практики очных тренеров в дистанционные курсы. Теперь мы пошли в обратном направлении – делаем курсы (не уверен, что в данном контексте слово «курсы» уместно), которые являются мультимедийной поддержкой работы тренера в группе. О том, что из этого получилось как-нибудь напишу.

Читать дальше......

четверг, июня 14, 2012

Конкурс Courselab 2012 - итоги

Наконец подведены итоги очередного (5-го по счету) конкурса на лучший электронный курс созданный с помощью редактора Courselab.

В этом году конкурс проходил дольше обычного, т.к. проводился в 2 тура. Не знаю оказался ли эксперимент удачным - буду рад услышать ваше мнение.

В финал (2-й тур) были отобраны 15 команд разработчиков (из 50 подавших работы на конкурс). 10 из них подготовили работы для финальной оценки. В финале требовалось подготовить мини-курс по игре (спортивной, настольной, карточной и т.п.)

Победители финала (и их курсы):

1-е место- Проигравший - платит (Владимир Бородин, МТС, Россия, Москва)

2-е место
- Камень, ножницы, бумага (Елизарьева Марина и Морковкин Иван, Консалтинговая группа "Термика", Россия, Москва)
- Марракеш (Виктор Лавров, Связной, Россия, Москва)

3-е место
- Городки. Искусство игры (Никитюк Эдуард, Юлия Малюгина, Игнат Карпов, Юлия Гальченкова, Райффайзенбанк, Россия, Москва)
- Angry birds: courselab edition (Снегур Лилия и Суботович Олег, Knowledge Solutions, Украина, Киев)
- Игра Angry Birds: основные правила (Гусева Кира, Независимый разработчик и консультант по внедрению e-learning, Россия, Санкт-Петербург)
- Назначение встреч: правила, законы, табу (Корнев Руслан, Банк Русский Стандарт, Украина, Киев и Дидык Максим, Альфастрахование, Украина, Киев)

Компания WebSoft со своей стороны отметила работу Матвеева Евгения Как собрать кубик Рубика, которая, к сожалению, не вошла в этот список победителей, и удостоила его специальной награды за техническую сложность и эффективное использование возможностей Courselab.

На картинке - экран курса-победителя.


Более подробно об итогах конкурса, призах, членах жюри и т.п. можно прочитать здесь. Там же можно познакомиться со всеми курсами поданными на конкурс (и 1-й и 2-й этапы)

Лично я доволен тем, что во 2-м туре (и частично в 1-м) участники показали, что как бы "слайдовый" редактор электронных курсов позволяет, при определенном навыке и фантазии, делать игровые курсы со сложными сценариями.

PS
В ближайшее время мы объявим о времени и месте проведения традиционной встречи участников конкурса. на которой будут награждаться победители и финалисты, произноситься тосты и происходить неформальное общение разработчиков. Следите за объявлениями.

Читать дальше......

среда, июня 13, 2012

Как погладить рубашку - видео

Гениальное (учебное?) видео про то, как погладить рубашку с непревзойденным мастерством.

Мы часто обсуждаем как сделать обучающие материалы интересными и мотивирующими. Ответ в этом видео - просто расскажите и покажите как делать свою работу так, чтобы это было офигительно!

Читать дальше......

понедельник, июня 11, 2012

Быстрая разработка контента и социальные сервисы учебного портала

На ElearnExpo и ранее на саммите разработчиков электронных курсов мы рассказывали о предлагаемой нами технологии быстрой разработки учебного контента и создания баз знаний на учебном портале.

Идеи вызвали смешанные чуства - недоверие со стороны профессиональных разработчиков курсов (не дадим всем подряд разрабатывать контент) и интерес со стороны тех, кому поставлена задача создать на учебном портале среду обмена знаниями.

Алгоритм (кратко), как он реализован в WebTutor версии 3:
1) Предоставляем пользователю право на размещение файлов на учебном портале (право можно давать не всем, тем кому даем - ограничиваем в настройках размеры файлов и общий объем дискового пространства)








2) Пользователь управляет своими файлами и репозиториями файлов, при наличии соответствующего права может сконвертировать нажатием дной кнопки корректно структурированный файл в формате Word в онлайн-справочник, который мы называем WebHelp:

3) Документ в этом формате размещается в базе данных, привязывается к ключевым словам и тематическим классификаторам. Этот материалы может включаться в состав электронных курсов и поддерживать стандарты обмена с LMS. Вот как выглядит такой документ, сконвертированный из документа Word:


4) Документ (справочник) становится доступен в базе знаний и в своем индивидуальном профиле знаний, для тех у кого есть права доступа:


5) Кроме того, автор документа или другой эксперт может поделиться этим документом в своем микро-блоге или в блоге группы (функционал социальной сети):


6) Сообщение автоматически видят в своей ленте все члены группы, пользователи, отслеживающие материалы этого эксперта, пользователи подписанные на ключевые слова и тематические классификаторы к которым "привязан" документ. Они могут комментировать материал, изучить его, поставить ему оценку (+1, -1), поделиться с коллегами.

Более подробно об технологии быстрой разработки контента и использовании социальных сервисов на учебном портале мы будем рассказывать на 2-х наших вебинарах:



На самом деле, на вебинарах речь пойдет о существенно большом количестве вариантов использования инструментов портала описанных выше. Приходите!

Читать дальше......

понедельник, июня 04, 2012

WebTutor в сети гипермаркетов Hoff

В этом кейсе можно прочитать, как устроен портал обучения и развития в сети мебельных гипермаркетов Hoff (бывшая Kika).

Читать дальше......