Вредные картинки


Что бы вы сказали об этом слайде? Все правильно? Ничего не вызывает отторжения (в частности картинка)?
Изображение слайда можно увеличить, но и так могу сказать, что текст с картинкой не связан ни прямо, ни косвенно.

На конференциях, в блогах да и просто на eLearning-тусовках уже неоднократно по поводу таких слайдов высказывались мнения типа: «В курсе могут использоваться изображения, только если они являются учебными объектами». И чуть менее категоричные - «желательно, чтоб графика имела смысловую связь с содержанием». Трудно не согласиться!
Называемые при этом причины – «отвлекает», «требует дополнительных ресурсов мозга» или «отъедает часть оперативной памяти мозга». И с этим согласен! (Хотя радио, телевидение, газеты и журналы, интернет говорят об обратном – возможности человеческого мозга безграничны!)
Но при этом я обосновываю пользу таких картинок в курсе в точности как в мультике про Простоквашино…
Дело в том, что по Стандарту разработки курсов в Банке «Возрождение» (который сам и написал) слайд должен быть заполнен на 70 (+/- 10)% площади. Важнее даже чтобы ВСЕ слайды были заполнены приблизительно одинаково.
Заполненность слайдов – это часть стиля оформления курса! И если текста недостаточно для выполнения требования – затыкаем дыру картиной!
Более того! Я утверждаю, что вот какая…


СПОСОБСТВУЕТ запоминанию содержания слайда!

Как же так? Не противоречу ли я сам себе и всем остальным?

Я давно искал необходимые аргументы. И, похоже, мои поиски окончены. В выходные принял участие в тренинге «Графическая фасилитация.Базовые навыки». Вел Брюс Роулинг (Bruce Rowling), Великобритания.
Это я получаю сертификат об окончании курса из рук Брюса


Смотрите что получается!

Почему во втором случае неправильно! Неаккуратно? Нет! Потому что мозгу придется напрягаться, чтоб интерпретировать изображение. А в первом – нет.

В графике существуют негласные соглашения об упрощении.
Флаг правдоподобно выглядит только на рис2 (первый прилеплен к палке непонятно чем), но достаточно и приемлемо на рис3.

Когда вы последний раз видели телефон с антенкой?

Но в графике он еще долго будет оставаться с ней.
Подобные упрощения приняты не только в графике. Вспомните сколько пальцев у персонажей в мультиках.

И последний пример. Вы помните, сколько ступенек от уличного асфальта до лифта? Если таковых нет, попытайтесь вспомнить ближайший вход в метро, подземный переход, магазин. А из какого материала они сделаны? А какова их высота и глубина? А край острый или скругленный?
Все вопросы риторические!
Не риторический вопрос – почему вы этого не помните (даже не обращаете внимание)? Потому что мозгу не надо принимать решений! Поднимусь/не поднимусь, а вообще мне туда надо? И тд. Таким образом мозг защищается от лишней информации (нагрузки). Но стоит сломать ногу (не стоить, конечно), вы начнете рассматривать и оценивать каждую трещину и неровность дороги!
И с графикой так же, но в меньшем масштабе. Поэтому вариант с плакатом «Не болтай» работает – простой, всем известный.
Добавляем анимацию (палец в нос) – добавляем эмоцию. А на эмоциональной волне может запомниться и информация со слайда. Может без деталей, но зато запомнится место в курсе, где есть эта информация.

И возвращаясь к самой первой картинке поста.
Эта картинка из библиотеки банка, используется во многих рекламных материалах и хорошо знакома всем нашим работникам (и клиентам). Поэтому они на нее и не обращают внимание, а слайд собран в соответствии с требованиями.
А «чужой» может и задуматься к чему это и зачем.

ИТОГО:
Идеально - когда картинка является учебным объектом. Но качество ее должно быть тоже идеальным.
Хорошо - когда картинка имеет смысловую связь с содержанием.
Допустимо - когда картинка проста и/или хорошо известна (привычна) и безупречного качества.
И опять же Хорошо - когда допустимая картинка вызывает эмоции.
И Идеально – когда Допустимая и Хорошая картинка одновременно имеет ассоциативную связь с содержанием курса.

Комментарии

Владислав Швецов написал(а)…
1) Картинка ради картинки воспринимается многими пользователями как формализм (слайд из первого примера воспринимается как выдерга из методички + кусок рекламного изображения). Благодаря этому точно так же может быть воспринято и содержание слайда, и курса в целом, особенно если таких дырозаделочных картинок в курсе будет много. Каков тогда обучающий эффект в данном случае? Или весь курс создается в первую очередь в соответствии с принципами компоновки материала "как это написано в инструкции" и только потом в соответствии с принципами эффективного восприятия материала пользователями (если последние вообще используются)?

2) Результаты исследований по психологии восприятия информации на веб-странице, одно из которых проводил якоб нильсен: "Пользователи игнорируют определенные изображения, в особенности фотографии, которые не несут особой смысловой нагрузки и используются для украшения сайта. Другое айтрекинговое исследование показало, что посетители сайта запомнили на 34% больше информации после того, как с него были удалены ненужные изображения." #

3) По поводу неконтролируемых анимаций на слайде - чтобы прочесть текст на слайде из примера с носоковырялкой, мне, к примеру, нужно будет рукой (ногой, книгой, чем-угодно) загородить всю левую часть слайда. Потому что у пользователя выбор - либо смотреть на картинку, либо прочитать текст. А сделать это одновременно, когда слева что-то неконтролируемо шевелится, практически нереально. Обучающий эффект в данном случае сомнителен; такой прием породит либо несерьезное отношение к содержимому слайда/курса, либо естественное раздражение ("неконтролируемость происходящего на экране" + фактор брезгливости к демонстрируемому физиологическому процессу, хотя, надеюсь, это просто шутка).
Сергей Колков написал(а)…
Привет, Влад. Давненько не виделись ;)

1. Принцип компоновки и принцип восприятия считаю двумя половинами одной таблетки.
Можно заполнять слайд и на 10%, но и остальные слайды должны быть такими же. Курс при этом увеличится в 7 раз по сравнению с моим. По-моему это не рациональное использование пространства.
Можно все слайды заполнить на 70%, а один … да хоть на 3%. Формируем зрительную привычку – полупустой слайд сработает как разрыв шаблона (зрительного) – в этот разрыв вставляем что-то принципиально важное и значимое… Но для этого «дыры» придется затыкать!
Я вовсе не призываю использовать принцип «дырозатыкательства » как основополагающий!

2. Не собираюсь оспаривать чьи-то исследования. В свою очередь эта статья – результат моих многолетних наблюдений (спец исследований не проводил).

3. В статье я немного перегнул :) В реальном курсе гражданка ковыряет в носу только один раз независимо от количества просмотров.
Однако и ты подтверждаешь мой тезис «Добавляем анимацию (палец в нос) – добавляем эмоцию.» Какая эта эмоция (сильная\слабая, положительная\отрицательная) и как она влияет на усвоение материала – эта отдельная тема, которую я немного приподнимал тут http://websoft-elearning.blogspot.ru/2012/04/blog-post.html.
А то что неконтролируемое движение отвлекает настолько что парализует… Не могу согласиться. Большинство популярных сайтов искрят анимированными баннерами. Кто на них обращает внимание? Только тот, кто хочет этого!
dagara написал(а)…
Соглашусь с Сергеем.
Тут нужно, на мой взгляд, четко разделить электронный курс, который обучающийся будет изучать, а соответственно и прочитывать, и презентацию, где время на просмотр слайда ограничено, а значит первое за что зацепится глаз - картинка и неплохо бы, чтобы она несла мало мальски смысловую нагрузку.
Сейчас приведенные примеры (скриншоты) читатели блога наверняка рассматривают как презентационные слайды, а не как элементы курса. Отсюда и возникает такой почти вау-эффект: картинка-то не в тему!)
Ну это так, субъективное мнение.)
Думаю, Сергей и Владислав говорят о разном. Владислав - о самостоятельно изучаемой презентации, Сергей - о презентации для выступления. И тогда оба правы.
Сергей Колков написал(а)…
2 Постников Сергей Николаевич

Сергей, и все же я о курсах. Даже не о презентациях независимо от того как их смотреть.

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?