Муки из-за MOOC и немного о BigData HR

Источник: i-eLearning.ru

Примерно неделю назад меня попросили опубликовать отзыв о статье «9 горячих трендов в HR-технологиях…». Статья действительно насыщена интересной информацией о самых горячих трендах в HR, но я только с третьего захода смог понять какой отзыв могу подготовить. Основная причина в том, что многие из перечисленных трендов пока достаточно далеки от сферы моих текущих интересов, и комментировать мне их проблематично. Конечно, я много слышал об «управлении талантами», но пока еще не сталкивался с полноценной практической реализацией. О том, что эпоха сложного специализированного ПО должна скоро уступить место интуитивно понятным интерфейсам даже для самых высокопрофессиональных задач – было понятно уже давно – с момента появления концепции web 2.0… А вот новости о том, что к MOOC начинают присматриваться в корпоративном обучении действительно взволновали меня. Я давно уже подумывал высказаться на тему MOOC, но что-то меня удерживало. Может то, что больше всего об этом говорят те, кого я продолжаю считать теоретиками e-learning (эта тема просто вытеснила из хит-парада любимую историю о Moodle и почти затмила вечную тему со стандартами в ДО). А может то, что я не находил времени вникнуть в эту концепцию достаточно глубоко. Так или иначе, но за последнее время я услышал на эту тему достаточно фактов, чтобы сформировать более объективное отношение (хотя субъективного в нём точно больше и я этого не буду отрицать). И так, если в статье говорится, что даже корпоративный сектор смотрит на MOOC в том время, как ведущие вузы еще не понимают что с этим «счастьем» делать, то это уже серьезно. Наш брат во что-то совсем бесполезное лезть не будет… Это вузы могут себе позволить вписываться в тему с MOOC просто для «галочки» — просто из боязни упустить модный тренд и выделяя на это далеко не лучшие ресурсы, но бизнес должен просчитывать результаты. Меня смущает в MOOC два факта:
1 – цифра 8% — столько обучающихся по статистике успешно завершают обучение в этих курсах
2 – главной методикой выбрана социальная составляющая и это было бы замечательно, если бы не было в ущерб остальным методикам.
Одна из идей e-learning это сделать так, чтобы качество обучения не зависело от личности конкретного преподавателя, чтобы не ломались судьбы, потому что что-то важное вёл не тот человек или у кого не было возможности получить доступ к нужному  «телу». Есть эксперты в своей области, а есть эксперты в том, как эти знания превратить в эффективные электронные курсы. И только единицы могут сочетать в себе и то и другое. А тут мы видим опять идею о том, что контент можно делать быстро и просто (записали виде с лектором, придумали групповых заданий,  загрузили несколько тестов и готов курс), а социальное взаимодействие сделает всё остальное. Вся эта идея с самого начала вызывает у меня ощущение дежавю, но я долго не мог понять из-за чего. Всё это очень напоминает историю «Современного гуманитарного университете» (так, кажется, называлось это) – когда студентов собирали в аудиториях и показывали им запись лектора. О «качестве» такого образования до сих пор многие вспоминают с содроганием (а сколько испорченных судеб!). Теперь всё это дело приправили другими технологиями и раскрутили на мировом уровне, но 8% это важный показатель! Вполне возможно, что MOOCs будут жить и развиваться, но это скорее некое развитие идеи учебного телевидения, а не эволюция e-learning в целом. Мы должны стремиться, чтобы было не 8%, а 100% или 150%  и опыт нашей команды показывает, что это вполне достижимые цифры! Модных тенденций будет еще много, но давайте чётко ограничивать зону их применения и не забывать о том лучшем, что уже наработано и том, что нам еще предстоит сделать, чтобы изменить этот Мир к лучшему!
Ну и пару слов о BigData HR. Спасибо Эдураду Бабушкину за то, что тот в своём блоге привёл яркий пример основы этих технологий – фильм «Человек, который изменил всё». Идея о том, что если собирать очень много данных и потом правильно их анализировать, то из этого можно делать очень точные оценки людей. Можно оценивать их профессионализм, склонности, перспективные направления для развития, сильные и слабые стороны и многое другое.  Да простят меня, те кто увлекается это темой за столь грубое упрощение. В статье, которую я сейчас комментирую, высказана идея использовать для анализа кандидатов данные их социальной активности (всё, что мы делаем  социальных сетях) и даже уже предлагаются работающие (?) решения.  Звучит сильно! Хотел бы я, нажав кнопку «Оценить кандидата», узнать, что кандидат имеет склонности несовместимые с работой для которой он мне нужен и я могу не тратить зря время. Бездонная и интересная тема, но звучит немного пугающе – в духе романа «1984», вшитых под кожу чипов и тотального контроля. Вот пишем мы, что-то в блогах и соцсетях, ставим лайки, а потом лет через 5 нас всех на основе этих данных поделят на классы или касты, кого-то заберут на перспективную работу, кого для опытов, а кого-то на рудники… Я, конечно, шучу, но в каждой шутке… Уже больно заманчивая это игра – измерять людей  (а значит делить!) по разным цифрам и показателям. Но так мы превращаем людей в некое усредненное стадо, подчиняющиеся законом статистики и это совсем не вяжется с индивидуальностью. Очень кстати, похоже на попытку измерять качество курсов через количественных показатели, о которой я писал в отчете по конференции «Образование 3.0».  Понятно, что измерить что-то можно, но как быть с творческой составляющей или с тем, что никто еще не делал?
Мир меняется и делаем это мы!
Удачи!
Павел Безяев.

Комментарии

Vladimir Nyurenberg написал(а)…
Павел, здравствуйте!

Вы сказали:главной методикой выбрана социальная составляющая и это было бы замечательно, если бы не было в ущерб остальным методикам.

Можно про социальность моос поподробнее. Мне то всегда козалось, что в их основе инструкционизм чистой воды, и главная проблема - в ее масштабируемости. Отсюда попытки отдать на откуп проверку заданий самим учащимся, но это лишь единичные случаи...


Павел Безяев (Webct) написал(а)…
Владимир, я не так давно сталкивался с MOOC по биоинформатике (www.coursera.org/course/bioinformatics, bioinformaticsinstitute.ru/courses)

Так вот создатель этого института и этих курсов пояснял мне, что гланое, что сложные задачи решаются коллективно. Для себя я и понял, что главная причина популярности MOOC именно во взаимодействие обучающихся, но если этот инструмент не ключевой, то мне вообще не понятно за что тут зацепиться....
Vladimir Nyurenberg написал(а)…
Есть такой момент, Павел! Мне тоже было слегка удивительно. Говорю слегка голословно, поскольку не анализировал, какие темы моос могут заинтересовать корпоративный сектор.

В статье так и говориться, что "воздействие на корпоративное обучение будет все более возрастать с ростом доступности бизнес ориентированного контента". То есть это пока в потенциале. В Инете сейчас вой по поводу бывшей моос платформы Юдасити, которая заявила, что видит своё будущее в секторе корпоративных тренингов, и эксперты дружно вычеркнули ее из числа инноваций в он-лайн обучении.

А для конструктива было бы интересно знать какие темы моос могут быть интересны корпоративному сектору. Но это молчим интересно, а спецам по обучению может быть слегка любобытно))

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?