Websoft

суббота, января 26, 2013

Где мы, а где жизнь

У нас есть группа сайта HRM в linkedin - нас там уже более 3 000. Так вот обещал дать приз 3 333-му участнику в виде годовой аренды Tools.hrm.ru
3 333-ий оказался менеджером T&D в фарм компании в Украине с широкой сетью по стране - Удача! - подумал я и ошибся.
Я целый день сегодня убеждал этого специалиста взять приз. Причем, он говорит, что знает, что такое вебинары.
Но приз брать не желает: говорит, компания не примет. Я уже на что только не шел, даже посчитал, сколько в гривнах будет стоить годовая аренда.
А вы говорите - высокие технологии, бла бла бла... А вы задумывались о том, каково соотношение T&D специалистов, которые готовы применять вебинары в компании и кто не готов? 
И можно ли обозначить специальное направление e learning науки, направленной на убеждение вот таких специалистов, как вышеупомянутый?

Читать дальше......

четверг, января 24, 2013

Нордеа Банк - практика использования системы WebTutor



Один из наших давнишних клиентов - Нордеа Банк, в по итогам 2011 года объявлен лучшим банком в номинации «Высокое качество обслуживания клиентов» (по версии Ассоциации российских банков). Мы очень надеемся, что использование программных продуктов Websoft помогло банку добиться таких высоких результатов.

Мы попросили Александра Бесшейнова, главного специалиста Управления развития персонала, отвечающего за развитие учебного портала Банка, рассказать о том, какие HR-процессы, помимо дистанционного обучения, автоматизированы с помощью продуктов Websoft. 
Александр Бесшейнов


Слово Александру:

Первый процесс, который нам удалось автоматизировать с помощью системы WebTutor, – это согласование электронных заявок на подбор персонала на HR-Портале с последующим их импортом в E-Staff Рекрутер.

Стандартных полей в заявке на подбор, которыми на тот момент располагала Система «из коробки», нам не хватало, поэтому пришлось дорабатывать шаблон заявки.

Сложность была не в том, чтобы добавить в заявку нужные нам поля, а в том, чтобы все эти поля после согласования заявки попадали в E-Staff (изначально из WebTutor в E-Staff передавалось только одно поле).
 
Второй автоматизированный HR-процесс – это процедура «Срок испытания», которая назначается каждому новому сотруднику, имеющему персональный компьютер с доступом на внутренний портал Банка.

В рамках данной процедуры руководитель ставит сотруднику задачи на три месяца, а по окончанию срока испытания происходит самооценка, диалог сотрудника и руководителя, оценка руководителем и планирование деятельности и развития на ближайший год.

В общем случае, кроме непосредственного руководителя у сотрудника может быть еще и функциональный руководитель, тогда он тоже участвует в процедуре, согласуя оценки и планы, прописанные непосредственным руководителем.

Для контроля задач, которые руководитель ставит вновь принятому сотруднику, в процедуре «Срок испытания» есть дополнительный этап  - «Согласование экспертом».
В качестве эксперта выступает ответственный сотрудник Управления по подбору персонала.
 
Оба описанных процесса (заявки на подбор персонала и процедура «Срок испытания») курируются сотрудниками, осуществляющими подбор персонала, т.к. в их должностные обязанности входит не только подбор, но и адаптация новых сотрудников.

Таким образом, новый сотрудник остается под «опекой» HR-специалистов с момента приема на работу и до полной адаптации в новом для него коллективе.
 
Третий автоматизированный HR-процесс – это процедура «Диалог о результатах деятельности и развитии» (PDD).

Эта процедура проводится ежегодно среди 100% сотрудников Банка. В рамках процедуры проводится оценка прошлогодних задач и планирование деятельности и развития сотрудника на следующий год.

Технически и визуально процедуры PDD и «Срок испытания» максимально приближены друг к другу, и все нововведения, вносимые в одну из процедур, почти всегда применяются во второй.
 
В процедуре PDD итоговая оценка сотрудника вычисляется по определенной формуле на основе средних оценок трех параметров: оценки по задачам, оценки по факторам успеха и оценки по компетенциям.

Факторы успеха и компетенции утверждены для каждой должности и хранятся в Системе.
При назначении сотруднику процедуры они автоматически отображаются в соответствующих разделах.

Также в Системе хранятся все утвержденные должностные инструкции.

Сам сотрудник и все его руководители по процедуре PDD имеют доступ к файлу с должностной инструкцией сотрудника непосредственно из процедуры.

После завершения процедуры PDD HR-специалистами составляются списки сотрудников, рекомендованных в кадровый резерв, анализируются и устраняются разногласия, возникшие в ходе диалога между сотрудниками и руководителями.

Важной доработкой, упрощающей проведение PDD для всех ее участников, стал автоматический перенос задач, запланированных на год в прошлогодней процедуре, в раздел оцениваемых задач во вновь назначенной процедуре.
 
Одним из последних нововведений, внедренных в процедуры PDD и «Срок испытания», стал раздел «Заметки в течение года».

В отличие от других разделов, которые становятся недоступны для редактирования после завершения процедуры, данный раздел остается редактируемым и позволяет руководителю делать доступные только ему записи о достижениях/ ошибках/ навыках, проявленных сотрудником.

При назначении сотруднику через год следующей процедуры PDD все эти заметки руководителя автоматически переносятся в новую процедуру.
Таким образом, у руководителя перед глазами всегда будут записи, на основе которых он сможет оценить работу сотрудника.
 
Четвертый автоматизированный HR-процесс – использование сотрудниками электронной цифровой подписи (ЭЦП) для подписания расписок в прохождении ими инструктажей и учебных мероприятий.

Первоначально данный инструмент был внедрен исключительно для проведения плановых и внеплановых инструктажей по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Затем сфера применения ЭЦП была расширена, механизм сделан более универсальным, и теперь сотрудники могут подписывать на портале электронные расписки по любому учебному мероприятию.
 
Каждый руководитель имеет доступ к подписанным распискам, пройденным учебным курсам и тестам всех своих подчиненных.

У каждого руководителя есть возможность назначать своему подчиненному учебные курсы непосредственно из процедур «Срок испытания» и PDD, после чего через Панель руководителя он может отслеживать, прошел ли сотрудник назначенный ему курс.

PS
ОАО «Нордеа Банк» является частью банковской Группы Nordea – одной из крупнейших европейских банковских групп со штаб-квартирой в Стокгольме. 
Nordea входит в ТОП 50 банков мира по величине капитала и занимает 24 место по надежности.

PSS
Если у вас есть вопросы к Александру - задавайте их в комментариях к посту. Мы обязательно попросим его на них ответить.

Читать дальше......

вторник, января 22, 2013

База лучших практик, встроенная в LMS

В любой LMS хорошо иметь много возможностей для настройки системы. Но еще лучше иметь механизм, позволяющий расширять и дополнять систему новыми компонентами не изменяя ядро системы.

WebTutor устроен таким образом, что в систему можно добавить дополнительные отчеты, печатные формы, периодически выполняемые процедуры, типы уведомлений и т.п. Эти компоненты могут разрабатываться и устанавливаться отдельно от основного кода (ядра) системы.  Внедрив систему более 400 раз и накопив большую библиотеку компонентов, мы объединили наиболее полезные из них  в базу лучших практик (Best Practice).

Приведу несколько примеров компонентов из этой базы данных:
- Агент (процедура) отправляющая напоминания руководителю о том, что его сотрудник не прошел тестирование вовремя
- Документооборот согласования заявок на обучение по маршруту сотрудник-руководитель-HR-куратор
- Печатная форма для участников тренинга - распечатка беджиков
- Отчет по статусу заявок на обучение
- Графический отчет по процедуре обратной связи 360 градусов
- и.т.п.

Всего таких компонентов более 200 (и постоянно добавляются новые). Мы собираем эти компоненты внедряя систему в различных конфигурациях у клиентов из разных индустрий. Наличие этой базы очень существенно облегчает клиентам внедрение и сокращает затраты.

Кстати, все эти компоненты поставляются в открытом коде, т.е. их возможно доработать и переделать.

Как клиенты получали доступ к этой базе данных в версии WebTutor 2.7? Они заходили на специальный портал для клиентов, открывали соответствующий раздел, находили компонент, скачивали файл, шли в WebTutor и оттуда этот файл загружали. Процесс достаточно простой, но не очень удобный.

При создании версии 3, мы решили что надо максимально облегчить жизнь нашим пользователям. И приблизить базу лучших практик к рабочему месту администратора LMS. Для этого мы встроили работу с базой данных непосредственно в интерфейс администрирования системы.

Теперь администратор любого модуля (например, модуля "Учебный центр") видит список доступных компонентов (они автоматически загружаются с нашего сервера). При этом в списке компонентов в блоке "Учебный центр" показываются компоненты только по этому блоку. Искать в длинном списке компонентов стало проще. Для установки компонента в систему достаточно нажать на кнопку "Установить". 



В системе также есть список всех установленных компонентов. Из этого списка можно обновлять версии ранее установленных компонентов.



Мне кажется, что система, построенная как расширяемая  платформа с дополняемыми  компонентами, обладает существенные преимущества по сравнению с монолитной системой в которой все функции "зашиты" в ее ядре. Как минимум пользователь всегда может настроить систему под себя не изменяя ядра и не дожидаясь новой версии системы. Согласны?

Читать дальше......

воскресенье, января 20, 2013

Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста. II

Надеюсь в первой части статьи, мне удалось убедить в возможности и целесообразности использовать данные хранимые в ЛМС в курсах.

Продолжение

Исходным техническим решением является решение Алексея Королькова опубликованное в этом блоге – «Слайдовый электронный курс и обмен идеями».
Основная идея решения - нужна дополнительная html-страница, содержащая запрос к ЛМС, и она вставляется на слайд.
В качестве примера предлагаю рассмотреть вот такой слайд:

1. Создаем html-страницу с запросом.
Как можно видеть в центре здесь XQuery. Подобных запросов администраторам WT приходится писать великое множество.
В этом запросе происходит подключение к каталогу collaborators. Из него берем все данные текущего пользователя (id текущего пользователя определяем в другом месте. Передаем через sid). Для наших нужд из ВСЕХ данных берем только ФИО (ls20.fullname) и должность (ls20.position_name).
Следует помнить, что это обычная веб-страница. Т.е. оформление (css), разметка, таблицы, картинки – все как обычно!
Созданную страницу сохраняем «поближе» к курсу – в папке курса создаем папку user и в нее сохраняем созданный файл.

2. Наполняем слад или кадр нужными объектами и сверху кладем объект Встроенное окно. НИКАКИЕ настройки объекта можно не трогать!

3. На начало кадра вешаем действия:
Эти действия можно поместить на Конец показа слайда, на кнопку или еще куда. Я обычно делаю так.
В действии JAVASCRIPT происходит определение текущего пользователя и формирование URL для Встроенного окна созданного на шаге 2.
Самое главное здесь – последняя строка!
g_arSlideVars['url'] = window.location.protocol+'//sdo.voz.ru/webtutor/@int/1/user/courselab_va.html?sid=' + g_sAiccSid;
Здесь:
  • g_arSlideVars['url'] – переменная КЛ в которую записывается URL;
  • window.location.protocol – текущий протокол (http или https);
  • sdo.voz.ru/webtutor/ - у нас так. У вас иначе – меняйте!
  • @int – папка на сервере где лежит курс (как правило = код курса).
  • 1/user/courselab_va.html – местонахождения файла созданного на 1 шаге;
  • ?sid=' + g_sAiccSid – идентификатор текущего пользователя.
А действие Метод загружает в объект Встроенное окно нашу страницу с уже выполненным запросом к WT.
Все готово!
Следует помнить, что работает все это только на сервере. В этом и сложность! Решение очень простое и собирается быстро, но отладка требует множества перезагрузок.

Исходный проект, разобранный в статье, здесь.

Читать дальше......

среда, января 16, 2013

О будущем этого блога и моем личном блоггерстве

В течение 7 лет я был активным блоггером. 2-3 раза в неделю я писал в этот блог о новостях e-learning, новых идеях и технологиях. Около года назад я обратил внимание на то, что активность в блогосфере вокруг электронного обучения пошла на спад. Причем в первую очередь этот спад заметен на Западе и потом уже он проявился в России. В постах исчезла новизна, почти нет информации об интересных идеях и настоящих инновациях. Последние 6 месяцев я сам почти ничего сюда не писал.

Мне кажется, что в электронном обучении, наконец, наступил технологический застой. Индустрия (если ее можно так назвать) достигла зрелости. От нее не стоит ждать прорывов и революций, до тех пор пока в корне не изменятся те технологии, на основе которых она построена (на эту тему я выступал в прошлом году пару раз). Я не знаю точно сколько осталось ждать этих изменений - возможно 5 или 10 лет.

Зрелость (застой) это не так уж и плохо - можно уже не объяснять зачем нужно электронное обучение, почти все знают как его внедрять и использовать. Внедрять e-learning стали консервативные компании которые работают только с проверенными и гарантированно эффективными технологиями. В 2012 году мы поставили нашу LMS 80 организациям и компаниям - нет так уж и плохо для застоя.

Что все это означает для этого блога? Это означает что уже нет смысла заниматься public education как в 2006 - 2010 годах. Вместо того, чтобы писать про e-learning вообще, мы в этом году начинаем рассказывать о практическом применении наших технологий и решений, о практике работы наших клиентов. Отсутствие прорывов не означает, что исчезли локальные идеи и технологии, позволяющие еще более эффективно работать с существующими решениями.

Блог возвращается к жизни как блог о технологиях и практике использования решений Websoft, причем не только в области электронного обучения, но и в области управления талантами.

Давайте обмениваться опытом и ждать технологической революции!

Читать дальше......

понедельник, января 14, 2013

Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста. I

«Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста» - вполне приемлемое начало разговора с незнакомым человеком.
А если вы давно знакомы, то такое начало будет выглядеть, по меньшей мере, странно!
Для увеличения здесь и далее, выберите рисунок


В курсе же подобная попытка создать дружескую атмосферу может сработать в точности наоборот, типа: «Я столько лет здесь работаю, столько курсов прошел, а ты до сих пор меня не знаешь…»

Хотя мне вспоминается великий комбинатор:
Ну и как после этого можно говорить о каких-то серьезных и сложных вещах!
Или чтоб побыстрей пройти эту процедуру «знакомства» могут ввести «йцукйцву», а того хуже осмысленное – «АПОЖ» – и любоваться как это встраивается в контекст курса.

Я понимаю и ценю стремление авторов:
  • создать определенную атмосферу во время прохождения курса (дружескую или официальную, или менять ее по ситуации в курсе);
  • создать иллюзию реальности происходящего.
Но делать это надо тоньше! Тем более в ЛМС вся необходимая информация есть.

Вот, например:
Имитация тренинга, на котором приемлемо обращение по имени.


После этого «тренинга» пользователь «получает официальное письмо» с приглашением на следующую ступень учебной программы.

На курслабовских форумах периодически появляется вопрос: «Как сделать в курсе сертификат о прохождении с именем работника? И распечатать его?» Подобное «письмо» как раз прообраз сертификата, но сами сертификаты мы не вставляем в курсы.
После некоторых курсов мы сами делаем сертификаты о прохождении, подписываем у руководства, ставим печати и рассылаем по филиалам. Таким образом, они приобретают реальную ценность и признаются регуляторами и контролирующими органами.

В упражнениях можно не только строить диалоги от первого лица, но и показывать аватары в соответствии с полом учащегося.

Можно даже использовать реальное время уже выполненных упражнений или даже пройденных курсов.

Для стандартных объектов из группы объектов КЛ Вопрос время фиксируется автоматически (и раньше отображалось в карточке сотрудника в WT). А для нестандартных упражнений текущее время можно забросить в переменную.
А если упражнение содержит элемент соревновательности между работниками проходящими курс, и общие результаты!

А в имитациях программного обеспечения можно использовать реальные логины и пороли пользователей.
«Вход в систему» (начало работы) - что здесь может быть сложного? Зачем выстраивать такие сложные конструкции?
Все дело в особенностях систем безопасности.
Логин, как правило, один, но разные системы могут потребовать префикса (XXX\login). Использование реальных данных пользователя помогут отработать эти особенности.

Список данных из ЛМС, которые можно использовать в курсе ограничивается только фантазией разработчика.

Вся эта «красота» достигается за счет создания дополнительной html-страницы, содержащей запрос к ЛМС, а дальше:
  • либо сама html-страница вставляется на слайд с помощью объекта Встроенное окно;
  • либо данные из html-страницы передаются в переменную КурсЛаба.

Таким образом, Уважаемый читатель, надеюсь, мне удалось убедить в возможности и целесообразности использовать в курсах данные хранимые в ЛМС.
Правда следует отметить, что встраивание данных из ЛМС происходит настолько лаконично и естественно, что пользователь этого часто и не замечает. И, соответственно, не может оценить старания разработчика :))) Но однозначно курс перестает быть чем-то чужеродным независимо от содержания!

В следующей статье я подробно расскажу как интегрировать ЛМС и курс.

Если есть идеи\замечания\предложения, пишите в комментариях.

Продолжение следует

PS. Пару скриншотов курсов я использовал без санкции авторов. Уважаемые коллеги, если считаете, что я нарушил ваши права, напишите. Либо заменю скриншоты, либо добавлю ФИО.

Читать дальше......