Websoft

четверг, июля 25, 2013

Наведите порядок в целях курса!

Открытое письмо Генеральному директору компании WebSoft Королькову Алексею.

Уважаемый, Генеральный директор, убедительная просьба предусмотреть в ближайших версиях редактора электронных курсов CourseLab возможность изменения порядка целей как показано на следующем рисунке.
Мои неоднократные (и многолетние) обращения (лично; через техподдержку; через опросы на клиентском портале) не имеют действия! Поэтому и обращаюсь через СМИ.
Уверен, что технически это возможно и не сложно. Возможно же для изменения порядка Правил для целей курса!

«Цель является специальным параметром, используемым для оценки завершенности и успешности.
В модуле могут быть одна или несколько целей обучения. Технически CourseLab не ограничивает число целей, однако такие ограничения могут накладываться стандартами передачи данных в СДО (например, в SCORM 1.2 число целей не может превышать 100).
У каждой цели есть оценка, состояние успеха (Success Status) и состояние завершения (Completion Status).»
Выдержка их Help-а редактора CourseLab

А если моими словами: Цель – переменная курса, которая «объявляется» еще до запуска курса пользователем. В отличие от глобальных или локальных переменных курса Цель может содержать не одно значение, а несколько (максимальное, минимальное, несколько текущих в соответствии с Источником, их суммарное значение в качестве текущего, состояние Успеха и состояние Завершения).
Цели отображаются в специальной области карточки учащегося проходящего курс.
Цели используются:
  • Традиционно – для сохранения статистики прохождения Тестов/Вопросов.
  • Не менее традиционно – как переменная для обработки некоторых действий пользователя на слайде (например, открытия навигации после прощелкивания всех ссылок).
  • Менее традиционно – для сбора статистики о поведении пользователя при выполнении различных упражнений.
  •  …
  •  …
  • Совсем не традиционно – расчет траектории и реализация системы навигации в адаптивных курсах.
Спроектировать и описать в сценарии курса все возможные, необходимые и желательные Цели крайне сложно! «Хорошая мысля приходит опосля» и в процессе разработки приходится что-то переделывать, оптимизировать. Как бы точно ни был прописан сценарий, Цели курса, в конце концов, оказываются перемешаны.

Чтобы их упорядочить приходится (естественно на этапе разработки):
1. Закрыть курс.
2. Открыть файл //Курс\1\1.xml (если первый или единственный модуль) Блокнотом или любым html-редактором.
3. В самом конце файла найти список Целей между тегами <объективес>…</объективес>.

4. Внести необходимые изменения (поменять строки местами, изменить Описания и тд).
5. Сохранить и закрыть файл.
6. Открыть курс и насладиться результатом!

Спасибо за внимание!

Читать дальше......

вторник, июля 23, 2013

Как мы реализовали поддержку TinCan API в WebTutor 3.1

В августе мы планируем выпустить обновленную версию системы WebTutor (3.1) в которую мы решили включить поддержку нового стандарта TinCan (что это такое).

Этот стандарт позволяет использовать в качестве учебных активностей любую деятельность обучаемого в сети Интернет (а также в приложениях на мобильных устройствах, специализированных тренажерах и т.п.)  и регистрировать их для последующей обработки и анализа. Т.е. учебная активность имеет место вне LMS, а статистика попадает в LMS и может использоваться в учебном процессе.

Ключевым компонентом стандарта TinCan является LRS (Learning Record Store). Это приложение, которое позволяет принимать, обрабатывать и хранить получаемую из различных источников информацию об учебных активностях. Также LRS может отдавать эту информацию в LMS или другие LRS.


Мы решили реализовать LRS непосредственно внутри WebTutor (что не мешает вам работать с другими LRS). Этот функционал будет теперь входить в поставку модуля "Дистанционное обучение" системы:



Рассмотрим как работает процесс.

Есть 2 сценария - использование собственной LRS WebTutor и использование внешней LRS.

Начнем с первого сценария:

1) В системе уже зарегистрирован наш встроенный LRS. Нужно задать для него параметры - способ авторизации (под каким именем и паролем к нему будут подсоединяться внешние системы), способ идентификации пользователя - как по идентификатору пользователя, пришедшему из внешней системы (actor ID) определить обучаемого, зарегистрированного в WebTutor. И та и другая настройка гибкая, можно как использовать стандартные опции, так и написать произвольную формулу авторизации.


2) Берем приложение, поддерживающее стандарт TinCan. Если его нет, можно зайти сюда http://tincanapi.com/statement-generator/ и заполнить формочку с данными про активность:


Отправляем сообещение об активности в наш LRS.

3) LRS внутри WebTutor принимает данные и сохраняет их базе данных, идентифицировав пользователя, заведя (при необходимости) в справочники системы тип учебной активности и ее статус (verb)

В случае если данные сохранились во внешней LRS, то ее также можно описать в системе и запустить загрузку данных нажав на кнопку "Импортировать учебные  активности". Все, что отдаст внешняя LRS, также сохранится в базе WebTutor.


На этом можно было бы и завершить реализацию. LRS есть, учебные активности в базе данных есть - анализируйте их, стройте отчеты. Что еще нужно?

А вот что: на наш взгляд, может потребоваться интегрировать учебные активности, загруженные по стандарту TinCan, в традиционную инфраструктуру электронных курсов (главным образом, чтобы воспользоваться существующими в LMS отчетами, правилами назначения, контролем сроков, уведомлениями, привычными интерфейсами обучаемого и т.п.).

Как мы предлагаем это сделать:
1) В структуру электронного курса теперь можно добавить (в дополнение к SCO модулям, файлам, тестам, html страницам  и т.п.) объект "учебная активность". Т.е. мы говорим что при прохождении какого-то курса человек должен сдать 2 теста, просмотреть SCORM совместимый модуль, а также выполнить активность на каком-то внешнем ресурсе, поддерживающем TinCan.

При этом, мы позволяем администратору LMS описать правило следующего вида - если в базе данных системы появится информация (из встроенной или внешней LRS) о том, что человек выполнил активность определенного типа (открыл видео в YouTube, например) с указанным статусом (просмотрел до конца), то система присвоит ему за это 10 баллов и посчитает эту активность успешно выполненной.


2) Обучаемый в LMS увидит в структуре курса предлагаемую ему активность и ее описание (которое может содержать ссылку на внешний ресурс и рекомендации по прохождению активности):


После выполнения активности, кроме самого факта попадания ее в базу активностей LRS, система присвоит баллы и отметит выполнение задания в структуре электронного курса. А это повлечет за собой возможность использования всей уже имеющейся в LMS инфраструктуры (отчеты и т.п.).

Осталось только дождаться появления достаточного количества продуктов и сервисов, которые поддержат этот прекрасный стандарт. Впрочем, мы уже сейчас обсуждаем с одним разработчиком тренажеров для электроэнергетики интеграцию в нашу LMS по стандарту TinCan.

Читать дальше......

вторник, июля 09, 2013

Быстрый запуск электронных курсов без авторизации

Многие из наших клиентов сталкиваются с задачей организации дистанционного обучения для персонала, не имеющего постоянного рабочего места, логина и пароля в корпоративные системы, адреса электронной почты и т.п.

Как правило, такая ситуация возникает у компаний, занимающихся розничной торговлей, а также тех, кто обучает своих стажеров или партнеров. Т.е. речь идет о людях которые должны пройти, как правило, 1-2 курса/теста и им не нужен полноценный функционал учебного портала. Но учет и статистика обучения по таким пользователям нужна, причем с детализацией до человека.

Трудности традиционного решения (организации доступа для таких пользователей  в учебный портал):
- объяснение пользователям как пользоваться интерфейсом учебного портала  (который является избыточным для примитивной задачи обучения таких пользователей)
- раздача логинов и паролей

Чтобы облегчить жизнь нашим клиентам, в версии WebTutor 3.1 мы предложили следующее решение:
1) включаем в поставку системы упрощенный плеер электронных курсов, который позволяет запустить электронный курс минуя интерфейс учебного портала и без ввода имени и пароля
2) плеер устроен таким образом, что количество действий обучаемого минимально - в пределе от получения ссылки на курс до открытия контента всего один клик
3) вся статистика по курсу учитывается в системе в той же степени детализации, как если бы этот курс открывался через интерфейс учебного портала

Как это работает:
1) система генерирует для каждой сессии обучения (назначенного пользователю курса) уникальную ссылку. Эта ссылка может быть отправлена по электронной почте (самому обучаемому или его куратору) или получена организатором обучения в виде отчета

2) при переходе по ссылке открывается плеер курсов (без запроса авторизации). Если в курсе всего один модуль (что бывает достаточно часто), то он автоматически открывается, т.е. переход к контенту происходит в 1 клик по ссылке. Если модулей несколько - предлагается выбрать один из них.



3) переход между модулями в плеере происходит без открытия/закрытия дополнительного окна браузера. При этом визуализация статистики обучения (баллы, статусы) также изменяется без перезагрузки страницы (ajax запрос). Завершить обучение по курсу также можно непосредственно из плеера, причем плеер умеет сигнализировать обучаемому, что обучение по курсу может быть завершено (когда все условия прописанные в настройках курса выполнены) в виде всплывающего блока, которые трудно не заметить . Тем самым, по крайней мере частично, решается проблема низкого процента пользователей завершающих курсы 



4) при желании можно настроить плеер так, что по уникальной ссылке будет происходить не открытие ранее назначенного курса, а активация новой уникальной учебной сессии

Я очень надеюсь, что предлагаемое решение облегчит жизнь организаторам массового дистанционного обучения. Кстати, для этого плеера есть еще одно интересное применение о котором расскажу в ближайших постах.

Читать дальше......

воскресенье, июля 07, 2013

Что такое Учебный Портал?

Заметки эксперта конкурса. Сразу предупреждаю, что статья не согласовывалась с руководством компании Websoft, содержит неофициальную позицию – мою личную. Только так и можно к этой статье относиться.
Компания Websoft провела в мае – июне 2013 года конкурс учебных порталов среди своих клиентов. Во-первых, хочу поздравить компанию с новым достижением - это достижение показывает новый уровень развития компании. За этим стоит:
  • Уровень менеджмента по организации программирования;
  • Поколение выращенных во взаимодействии с компанией клиентов.
Официальная информация содержится в посте Конкурс учебных порталов 2013 года, я же хочу проговорить свой взгляд на конкурс, немного прокомментировать систему оценивания и пригласить экспертов к дискуссии на тему

Что такое Учебный портал?

Начну с корпоративных порталов. Корпоративный портал, ИМХО, это рабочая среда бизнес процессов. Из этого следует, что внедрять корпоративные порталы надо исходя из понимания, какие бизнес процессы будут встроены в портал.
В этом смысле Учебный портал – среда бизнес процессов компании, обеспечивающих процессы создания учебного контента и логистики учебного процесса: очного и дистанционного. И участие в конкурсе предполагает высокий уровень развития данных бизнес процессов в компании. В этом смысле можно пояснить тезис про «Поколение выращенных во взаимодействии с компанией клиентов»:
за Учебными порталами стоят не только и не столько креативные дизайнерские решения, как может показаться исходя из презентаций, но, ИМХО, годы работы по отладке бизнес процессов по организации процессов обучения в компании. Именно обучения: не дистанционного только, но вообще – обучения.
И качество портала определяется качеством бизнес процессов. И собственно задачу эксперта по оценке порталов видел в определении качества бизнес процессов компании.
Не в обиду другим участникам, но, может быть, поэтому первые места уверенно занимают банки: там бизнес процессы должны быть поставлены хотя бы в силу кучи требований внешнего законодательства. Это выстраивает и мозги определенным образом. Или просто говорит мой собственный опыт работы в банках?:)

Бизнес-процессы 

В качестве пояснения про бизнес процессы хочу накидать вокабулярий из презентаций порталов, некое облако терминов и тегов:
  • Техническая реализация программ обучения розничного сегмента бизнеса;
  • Нематериальная мотивация как инструмент развития портала и дистанционного обучения;
  • Библиотека учебных программ: инструмент для управления обучением;
  • Учебный портал как инструмент управления знаниями;
  • Система аналитики и автоматизации подбора и обучения сотрудников фронт –подразделений; 
  • Оценка персонала: планирование и корректировка ключевых целей;
  • Справочный центр Розницы;
  • Автоматизация программы «Кадровый актив»;
  • Трансляция ценностей компании.
Неплохой показатель развития hr-бизнес процессов? И попутно замечу, что уже в названии презентаций виден тренд от LMS к TMS. И компании Websoft нужно проводить конкурсы не учебных порталов, а HR-порталов.

Как оценивать Учебные порталы?

Предыдущий раздел был в качестве похвалы участникам, в целом – рынку e-learning. Теперь о том, по какой схеме я старался оценивать порталы.  Она, в общем, логично вытекает из раздела «Что такое Учебный портал?». Схема такова:
  • Какие бизнес задачи стояли перед внедрением портала
  • Как бизнес задачи были переведены на язык HR бизнес процессов
  • Какие технические средства использовались
  • Результаты
Посмотрите несколько презентаций и определите, насколько моя схема оценки совпала с решениями участников. Кстати говоря, некоторые участники проиграли, потому что не смогли донести свою мысль через презентацию. Я это знаю, поскольку с некоторыми компаниями работаю плотнее, поэтому сужу почти изнутри.
И важно: сами презентации – кейсы для тех, кто собрался внедрять у себя учебные / корпоративные порталы.
У меня вопрос к читателям: по какой схеме вы бы оценивали корпоративные порталы?
Этот вопрос и к экспертам конкурса. Хотелось бы услышать ваше обоснование оценок, услышать достоинства, недостатки решения. Надеюсь, не последний раз оцениваем)
Спасибо!

Приложение Порталы участников конкурса. 

Все презентации находятся на страничке компании Websoft на slideshare













Читать дальше......

четверг, июля 04, 2013

MindMap как формат представления данных на учебном портале

Учебные порталы, построенные на платформе WebTutor могут содержать достаточно большие массивы информации доступные для обучаемых - электронные курсы, документы, электронные книги, тесты и т.п. (см. Примеры порталов).

Существенная часть представленной этой информации носит иерархический характер. Есть 2 традиционных способа представить информацию в иерархическом виде:

1) в виде последовательности страницы - с уровня 1 на подуровень 1.1 и т.п. Вот как это может выглядеть на портале:

Первый уровень:

Подуровень:

Списки можно представлять по разному, например с дополнительными картинками и описаниями, но суть от этого не меняется.

2) в виде раскрывающегося дерева:


Но есть и еще один способ представления/визуализации иерархической информации - в виде MindMap. Существенный плюс этого представления - наглядность. В числе минусов - ограниченное количество объектов, которые могут поместиться на экран.

В версии WebTutor 3.1 мы добавили подобный способ представления в "коробку". Теперь любой иерархический раздел учебного портала можно представить в виде интерактивного MindMap с возможность перехода на карточку объекта прикрепленного к карте - это может быть файл, электронный курс, тест и т.п.


Будет ли такой способ представления информации на учебном портале интересен и востребован? Что думаете?

Читать дальше......

понедельник, июля 01, 2013

iWebTutor - приложение для дистанционного обучения на iPad

Мы завершили работу над приложением для мобильного обучения с использованием iPad. Приложение под названием iWebTutor после установки на iPad обучаемого позволяет загрузить из системы дистанционного обучения любые электронные курсы. поддерживающие стандарт SCORM и изучить их без постоянного подключения к серверу.


Приложение собирает и хранит всю статистику о процессе обучения - затраченное время, набраные баллы, комментарии пользователя и т.п. Эта информация может быть передана в СДО в том момент когда обучаемый подключается к сети.

Появление мобильного приложения позволит нашим клиентам организовать полноценное дистанционное обучение мобильных пользователей с помощью линейки продуктов:
  • Электронный учебный курс. работающий на мобильном устройстве создается с помощью редактора Courselab
  • Он загружается в систему WebTutor, работа с которой возможна с использованием мобильный устройств в режиме online
  • Для пользователей которые не могут работать в онлайн режтиме постоянно используется приложение iWebTutor

Приложение iWebTutor доступно для загрузки из iTunes бесплатно.

В конце 2013 предполагается расширить линейку решений Websoft для мобильного обучения за счет приложения на платформе Android

Читать дальше......