Еще одно дополнение к определению неформального обучения

На клиентской конференции Вебсофта во время выступления Елены Тихомировой пришло в голову еще одно понимание неформального обучения.
Для меня базовое понимание неформального обучения заключалось в том, что в неформальном обучении цели обучения ставит сам учащийся. В отличии от формального, где обязательно присутствует тютор, который владеет пространством целей, методов обучения и т.п.. (см. например Контроль в неформальном обучении. Оксюморон - посмотрите интервью с Юрием Духничем).
Но в этом месте мы сталкиваемся с одной проблемой: часто овладевающие знаниями просто не могут поставить эту самую цель, не могут задать правильный вопрос, не могут определить необходимую сферу знаний, поскольку она лежит за пределами их опыта.
Я с этим столкнулся на своем семинаре Аналитика для HR - бОльшая часть участников в конце семинара признает, что семинар не соответствовал их ожиданиям. Не потому, что плохой, а потому, что просто не представляли, что можно делать нечто подобное.
И в этом смысле фигура тютора необходима, как эксперта.
Возможно ли неформальное обучение, где пространство целей держит тютор, а не сам обучаемый?
Ответ: да!
В том случае, если 1) обучение не носит обязательный характер и 2) обучение носит характер вызова.
Мы как то привыкли, что корпоративное обучение должно обучить всех, все должны пройти обучение, мы должны замотивировать на обучение и т.п.. Т.е. организаторы обучения должны....
А почему бы обучение не превратить в кузницу талантов? Где не организаторы должны, а студенты могут?
В этом случае вся дидактика курса строится таким образом, чтобы были победители, чтобы не каждый смог выполнить задания.
И таким образом формируется культура обучения компании (см. Как измерить культуру обучения компании).
На этом построены MOOC (massive open online course) - по статистике курс проходят не более 5 % от тех, кто начинал изучать курс.
И тогда у нас получается иерархия форм обучения в компании:

  1. Формальное обучение - тютор владеет целями обучения, участники должны обязательно овладеть знаниями;
  2. Промежуточная форма - тютор владеет целями обучения, участникам не обязательно овладеть знаниями, в обучении есть победители, обучение носит характер вызова, учащемуся нужно прилагать дополнительные усилия для овладения знаниями;
  3. Неформальное обучение - учащийся сам определяет цели обучения, предметную область для освоения; тютора чаще вообще нет, поскольку нет человека в компании, который бы смог выступить в роли эксперта.  

Комментарии

Павел Безяев (Webct) написал(а)…
В корпоративном обучении обучение через вызов это очень эффективный способ. Но вот откуда взялась идея что в MOOC, есть хоть что-то подобное - мне не понятно. 5% это совсем не про вызов, а про кучу проходящих мимо курса зевак и про то как работают с мотивацией в этих курсах. Вызов это другое. Вот если тебе дают какой-то бизнес-кейс и говорят - выполнишь его (используя и формальное и неформальное обучение и черта в ступе), то можешь на пару ступеней прыгнуть и вообще герой будешь, а не выполнишь - можешь писать заявление - вот это вызов (и такое я наблюдал в действии) :)
Эдуард Бабушкин написал(а)…
Павел, вы какие MOOC проходили? поделитесь
Павел Безяев (Webct) написал(а)…
Признаю - не проходил. Я только просматривал - https://www.udacity.com ( Intro to Data Science, Intro to Computer Science) и на coursera: Machine Learning и другие примеры...
Эдуард Бабушкин написал(а)…
кстати, на курсера сегодня Machine Learning от Стенфорда начинается
очень достойный курс.
Но если бы посмотрели, например, курсы Джона Пенга из института Хопкинса, то поняли, что на курсера вполне может быть реализован принцип обучения через вызов.
Я бы сказал так: прошедшего через ад Пенга можно брать в команду аналитиков самого высокого уровня

Популярные сообщения из этого блога

Кейсы и проекты клиентов WebSoft, представленные в 2017 году

Цикл статей "Тренды современного HR". 7. Переход HR-сферы в формат Digital. Итоги цикла

ТОП 10 публикаций 2017 года в блоге WebSoft