Websoft

вторник, ноября 18, 2014

О застое в электронном обучении - 2

Прошло уже три года с момента написания поста О застое в электронном обучении Алексеем Корольковым.
Для ленивых цитата из поста

"....российский e-learning представляет собой болото, в котором ничего не происходит, бесталанные люди делают соответствующие курсы, а вендоры (т.е. мы) всячески их в этом поощряют.
Соглашусь - я давно уже не наблюдаю действительно эффективных новых идей и решений. "

И выводы поста
1) никакого "болота" нет, есть рутинная работа с использованием устоявшихся решений.
2) не стоит считать себя отсталыми и убогими если вы делаете простые слайдовые курсы, которые работают (решают задачи внутреннего заказчика). Просто наслаждайтесь результатом. Улучшение качества контента никто не отменял, но решить поставленную задачу с минимальными затратами, удовлетворительным качеством и в нужные сроки иногда важнее чем сделать очень красиво.
3) прежде чем тратить деньги на нанотехнологии в e-learning (дорогостоящие эксперименты с виртуальными мирами и трехмерными человечками) подумайте о том, как оптимизировать и автоматизировать информационные потоки в своем учебном процессе, корректно понимать потребности внутренних заказчиков в обучении, оперативно ее реализовывать. Возможно вы добьетесь существенно большего эффекта за меньшие деньги
4) не стоит ждать прорывов от вендоров и консультантов e-learning  - мы хорошие ребята, но сил у нас маловато для действительно мощных новых решений

У меня вопросы к автору поста - Алексею Королькову, к участникам дискуссии Андрею Дюсьмикееву, Владимиру Наумову, Алексею Юдину и т.д.., к нашим галеристам и авторам блога Технологии e-learning:

  • Что изменилось за три года?
  • Выводы актуальны по сей день?
  • Случились ли прорывы?
  • Если да, то в чем эти прорывы?

Хотелось бы видеть это в качестве постов в блоге. И если вы не автор блога, присылайте текст на edvb()websoft.ru - я опубликую от себя

29 комментариев:

Виктор Мордвинов комментирует...

Полностью подписываюсь под каждым выводом Алексея Королькова. Считаю, что и сейчас эти выводы актуальны.
Более того, в условиях нарастающего экономического кризиса второй и третий выводы приобретают еще более высокую значимость.

Эдуард Бабушкин комментирует...

судя по количеству комментов, тема не интересна аудитории

Виктор Мордвинов комментирует...

В дополнение своего «одобрям-с». Сегодня актуальным становится переход от классической СДО к информационно-образовательной среде для бизнеса под девизом "Нужную информацию в нужное время и в нужное место". СДО должна оперативно реагировать на потребности бизнеса, ибо даже самая качественная информация нужна сегодня и сейчас, а завтра она уже будет никому не нужна. Именно оптимизация и автоматизация информационных потоков в корпоративном обучении выходит на первый план.

Vladimir Naumov комментирует...

Эдуард,
тема, ИМХО, интересная, да пазитифф и "политкорректность" из-за опасений пиления сука, на котором илёнинцы комфортно вполне себе сидят доминирует.

Виктор Мордвинов выводит на 2 (минимум) важных констатации:
1. LMS не только и, со временем, не столько средство сугубо обучения, но управления знаниями и процессами: http://blog.newedu.su/search?q=%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8
2. Оперативность реагирования на потребности бизнеса может еще дальше развести друг от друга корпоративные и академические LMS

Эдуард Бабушкин комментирует...

Ну так значит ситуация как минимум не осталась на уровне 2011 года, верно?
Это ко всем вопрос

Виктор Мордвинов комментирует...

Владимиру Наумову. 1. Совершенно верно, именно это я и имел ввиду: переход к системе управления знаниями. 2. Академическая LMS ориентирована на классическую систему образования, а соответственно на формирование фундаментальных знаний. Корпоративная LMS – на систему подготовки (переподготовки) кадров для своей компании, а соответственно на формирование прикладных знаний. Поэтому объективно разрыв существует. Но если помечтать о светлом будущем, то в идеале должна быть некая отраслевая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, составной частью которой будет интегрированная LMS, объединяющая компоненты классического образования и корпоративного (специализированного) обучения.

Павел Безяев (Webct) комментирует...

В целом выводы Алексея еще актуальны, но мне видятся некоторые положительные тенденции – стали чаще вспоминать, что технологии это вторично, а в основе всего люди и методики. Потихоньку удается переломить тренд, когда считается что чем более технический навороченная LMS, тем больше ее эффективность. Чем мультимедийные и дороже электронный курс тем лучше он работает. Настоящие специалисты понимают, что есть простые и надежные инструменты, которые при минимальных технических вложениях позволяют делать очень эффективные вещи, если понимать, зачем и как это делать. А если еще к этому приложить фундаментальное понимания принципов knowledge management, то можно почти чудеса делать :)

Эдуард Бабушкин комментирует...

а по мне так ситуация кардинально изменилась
в е лернинг прорыв мощный наметился

Эдуард Бабушкин комментирует...

и мало кто замечает

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, хотелось бы поподробней про данный прорыв.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, да у меня каждый третий пост про этот прорыв
я думал, вас заинтересует
http://websoft-elearning.blogspot.ru/2014/12/blog-post.html

не заинтересовало)
а это прорыв
причем я бы сказал, революция настоящая

Виктор Мордвинов комментирует...

Почему же не заинтересовала, заинтересовала, но только в части касающейся )) Прежде чем дискутировать с Вами, давайте определимся с терминологией в данном вопросе. Что считать прорывом? По моему мнению, прорыв в обучении – это энергичный рывок вперед, скачок в развитии обучающей деятельности, после чего обучение в целом переходит на новый уровень. Свидетельством такого прорыва должен стать значительно возросший уровень обученности сотрудников (то бишь известные всем ЗУН). Вы хотите сказать, что данные об активности обучаемых, подгружаемые из различных источников, анализируемых специалистами, способны совершить революцию в процессе формирования знаний и кардинально повысить уровень обученности? Увы, но это не так. Это лишь полезное средство для повышения качества обратной связи, улучшающее процесс обучения, но при этом кардинально не меняющее суть обучения. Как направление, как один из трендов в развитии электронного обеспечения - да, вполне может быть. Но никак не прорыв в обучении. Вот когда будут примеры реального использования в корпоративном обучении, допустим, нейросетей (или чего-то подобного), в корне меняющего процессы формирования знаний, тогда и будем говорить о прорыве. А пока рановато будет…

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, цитирую то, что имеет отношение к делу
"Вы хотите сказать, что данные об активности обучаемых, подгружаемые из различных источников, анализируемых специалистами, способны совершить революцию в процессе формирования знаний и кардинально повысить уровень обученности? Увы, но это не так"

я вам не буду ничего доказывать, ваше мнение есть ваше мнение

Опыт Knewton вас тоже не убедил, Tin Can вас тоже не убедил.
Все статьи, которые кричат про Большие данные, вас тоже не убеждают))))

погружаться в саму статистику глубже вы, как я понял, тоже не готовы))

в этом случае спорить нечего, хорошо, прорыва нет)

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктору Мордвинову
удивляет Ваша категоричность)
было бы интересно услышать аргументы, подкрелпенные данными)

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, постараюсь объяснить свою категоричность. Мой более чем 20-летний педагогический и управленческий опыт в сфере образования (средняя школа, высшая школа, дополнительное образование, корпоративное обучение) показывает, что формальная активность обучаемых является важным, но не ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ фактором в усвоении знаний. Рассмотрим более узкую область корпоративного электронного обучения. Сейчас здесь наметился крен в сторону показной активности в виде количества человеко-часов обучения, количества назначенных и пройденных курсов, рейтингов и.п. Обучаемых стараются мотивировать всяческими «плюшками» за определенные достижения в прохождении курсов, тестов и т.п. И вот начинаются «супергонки» в виртуальном образовательном пространстве: условный Петров успешно прошел 5 курсов и получил 5 лайков, Сидоров – 10, а Иванов – 20. При этом в реальных продажах у того же условного Петрова – средний объем продаж, у Сидорова – самый высокий объем продаж, а у Иванова – самый низкий. Как видно из примера, корреляция между активностью обучения и практическими результатами отсутствует. Несмотря на условность данного примера, ситуация весьма характерна для реальной жизни.
После обучения в сухом остатке мы должны иметь сформированные знания и практические умения, которые могут успешно применяться на практике. Повторяю, успешно на практике. Если же такого результата нет, то грош цена всем этим виртуальным рейтингам и лайкам. Более того, существует определенная опасность вовлечения сотрудника в виртуальную реальность в ущерб реальности. Действительно в виртуальном обучении всё классно и здорово, образно говоря «сухо и комфортно», сотрудник проходит уровень за уровнем, завоевывает всевозможные знаки отличия, повышает свои рейтинги, и вот надо возвращаться в суровую реальность, где грязно, где срывает заказы поставщики, хамят клиенты и т.п. Возникает желание остаться там, где сухо и комфортно, то есть в виртуале, и где ты супер-игрок. И мы фактически получаем обратный результат, сотрудник уходит из реала в виртуал, и возвращаться оттуда не особо хочет.
И что в этом случае нам дают данные из того же TinCan? Данные активности в виртуальном пространстве, слабо коррелирующие с результатами практической деятельности. Я уж не беру в расчет технические сложности получения некоторых данных из TinCan, о которых в свое время указывал Алексей Корольков, это отдельная тема.
Поймите меня правильно, я не против использования больших данных в корпоративном электронном обучении. Более того, считаю, что это – просто ценнейшая штука для получения более объективных данных обратной связи, с помощью которых мы можем улучшить не только качество учебного контента, но и в целом систему управления знаниями. Но все это эволюция, но никак не революция в корпоративном обучении ))
PS. При этом оговорюсь: «никогда не говори никогда». Вполне может быть, что со временем и мне придется изменить мнение по данному вопросу ))

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор
да конечно вы правы)

посмотрите сами: на вашйе стороне ваш 20-ти летний опыт и мнение Алексея Королькова о Тинкане)

а на моей стороне? да ничего
Knewton ни в счет, мировые практики тоже ни в счет)))

Эдуард Бабушкин комментирует...

даже просто с т.з. статистики вы некорректно рассуждаете, но слушать меня не будете, и профессионализм мой вы признавать в этой сфере вы тоже признавать не собираетесь
ну бох с них

если оппоненнты не слышат друг друга, зачем адбльше спорить)

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, для аргументации своей точки зрения я привел реальный пример из практики (а могу привести еще не один десяток примеров). Приведите, пожалуйста, конкретный пример из западной практики, когда применение больших данных в корпоративном обучении позволило на порядок (на порядок!) повысить уровень обученности персонала и результаты практической деятельности в конкретной компании. Именно в конкретной компании и именно конкретные практические результаты. Пафосные слова мудрых западных гуру, произносимые на конференциях и форумах, для аргументации не годятся. Все что они красиво и пафосно преподносят, пока не дает никакого прорыва в реальной практике корпоративного обучения. Про улучшение говорить возможно, но никак не про прорыв! Жду Вашего примера с конкретными цифрами, которые Вы так любите ))

Анонимный комментирует...

Виктор Мордвинов пишет спокойно и аргументированно, Эдуард Бабушкин напоминает агрессивного петуха.
А за Большими данными большое будущее)

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, извините, а можно уточнить, какой конкретно пример вы привели?
я не понял
про иванова, петрова и сидорова?

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуарду. Да, про них. Сами понимаете, настоящие фамилии я не могу называть )) Но этот случай из нашей реальной практики смешанного обучения, когда формальная суперактивность отдельных сотрудников в блоке дистанционного обучения (макс.кол-во пройденных курсов и тестов, макс.время обучения в СДО, высокие оценки по тестам и т.д.) никоим образом не коррелировала с достигнутым уровнем обученности. Итоговую аттестацию они не сдали. Поэтому я весьма осторожно отношусь к такой "активности". Мерило только одно -реальные знания и результаты - практической деятельности.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, я только не понял, какое отношение этот кейс имеет отношение к Большим Данным?
Какой Ваш тезис и/аргумент подтверждает этот кейс?

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, Вы уходите в сторону от сущности нашего спора. Итак, давайте зафиксируем наши позиции: в чем мы сходимся и в чем расходимся. Сходимся мы в том, что Большие данные в образовании – это инструмент, который работает на развитие электронного обучения. А вот расходимся в следующем: Вы утверждаете, что Большие данные – это революция (прорыв) в электронном обучении, после чего обучение в целом переходит на новый качественный уровень. Я же утверждаю, что Большие данные – это не прорыв, а лишь эволюционное направление, один из трендов в развитии электронного обеспечения, полезное средство для повышения качества обратной связи, улучшающее процесс обучения, но при этом кардинально не меняющее суть обучения. Для своей аргументации я привожу примеры из реальной практики, когда корреляция между зафиксированными данными высокой активности обучаемых и результатами практической деятельности отсутствует. Прошу Вас привести примеры из реальной практики западной компании, в которой использование технологий Knewton, TinCan позволило повысить на порядок уровень обученности и результаты практической деятельности сотрудников компании. Раз Вы говорите о революции (прорыве), то будьте добры аргументировать это не выдержками из очередных умных лекций западных «гуру», а реальными прорывными результатами.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, я вас и спрашиваю
"Для своей аргументации я привожу примеры из реальной практики, когда корреляция между зафиксированными данными высокой активности обучаемых и результатами практической деятельности отсутствует"

что доказывает ваш пример?
Вы обнаружили отсутствие корреляции и что?
Какое отношение это имеет к Большим Данным?

Как это доказывает прорыв / эволюцию в образовании?

Виктор Мордвинов комментирует...

Ваш пост от 1 декабря на тему «Репортаж с лекции: Анализируй это: большие данные в образовании». Привожу оттуда выдержку «В чем суть технологии Knewton: они скачивают все учебные активности студента, преподавателя, проявления контента и педагогического дизайна и смотрят, какие из этих сущностей как влияют на успешность прохождения курса». Замечательно. Я утверждаю, что использование этих данных позволит улучшить качество учебного контента, скорректировать индивидуальные траектории обучения сотрудников и т.п, то есть улучшить качество процесса обучения. Но это лишь эволюционный момент, но никак не революционный прорыв. Кроме того, все эти зафиксированные активности студента не дают никакой гарантии успешности практической деятельности. В каких-то случаях да, в каких-то нет. Раз мы берем корпоративное обучение, то по большому счету, бизнесу по барабану какие там активности были у студента, нужен результат в практической деятельности. Я свои аргументы изложил уже не один раз. Вы, красиво рассуждая про революцию в обучении, упорно уходите от ответа на вопрос: как использование Больших данных в корпоративном обучении позволило кардинально повысить результаты практической деятельности сотрудников в компании. Жду Ваших примеров.

Эдуард Бабушкин комментирует...

спасибо, что пояснили
классно!
вы взяли две колонки excel - результаты продаж и балы по курсу / тесту и, применив функцию КОРРЕЛ, ничего не нашли. И на этом основании теперь утверждаете, что
"И что в этом случае нам дают данные из того же TinCan? Данные активности в виртуальном пространстве, слабо коррелирующие с результатами практической деятельности"

это я вас цитирую, Виктор

хорошо, убедили, виртуальные активности слабо коррелируют с результатами практической активности.

давайте на этом закончим?

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, я хотя бы такой практический пример привел. Вы же ни одного практического примера не привели, хотя я Вас об этом просил ТРИЖДЫ!!! Ваш основной аргумент (привожу Вашу цитату): «Все статьи, которые кричат про Большие данные, вас тоже не убеждают». Разница между нами в том, что для Вас аргументом являются кричащие статьи в Интернете, а для меня аргументом являtтся практика корпоративного обучения.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, давайте обсудим
http://www.columbia.edu/~rsb2162/HawkinsACII.pdf
что вы можете сказать по поводу этих данных?

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, с большим удовольствием приму участие в обсуждении этих данных. Но при условии, если статья будет переведена на русский язык в полном объеме. Если было бы на французском, я попытался бы сам вникнуть, но на английском не смогу ((