Websoft

суббота, марта 14, 2015

Вебинары в корпоративном обучении: экономично и эффективно (опыт применения)


На различных ресурсах, посвященных электронному обучению, практически ничего не говорится о вебинарах. А если и говорится, то только вскользь: вебинар он и есть вебинар, хорошая штука, чего о нем ещё говорить-то.  Незаслуженно обделенные вниманием, но не ставшие от этого менее эффективными, вебинары могут активно применяться  в корпоративном обучении. В нынешних условиях оптимизации расходов на обучение вебинары являются очень экономичным и весьма качественным  средством для оперативного доведения знаний до сотрудников, особенно для масштабных территориально-распределенных компаний. 
С учетом того, что в нашей компании вебинары составляют не менее 30% от общего объема обучения в СДО и есть уже трехлетний опыт активного их использования, поделюсь своими мыслями. Будут они касаться форм применения вебинаров в практике корпоративного обучения. Чтобы не было терминологической путаницы, сразу поясню: под вебинарами будем понимать любые виды учебных занятий в режиме онлайн.

Формы применения вебинаров условно можно разделить на 5 групп:

1. Онлайн-лекция или онлайн-семинар. Классическая форма вебинара, которая проводится преподавателем или специалистом соответствующего профиля. Не буду здесь говорить о методических аспектах в подготовке и проведению вебинаров, ибо это отдельная тема для разговора. Скажу лишь о продолжительности таких вебинаров. Практика показала, что наиболее оптимальной является продолжительность вебинара от 30 минут до 1 часа. В нашей СДО в рамках программы подготовки специалистов на новые должности проводятся часовые вебинары (по отдельным сложным темам – максимально 1,5 часа); в рамках программы повышения квалификации («точечные» знания) – получасовые вебинары.

2. Онлайн-консультация эксперта. Конечно, эту форму сложно назвать вебинаром в классическом его понимании. Но, учитывая, что для реализации этой формы мы используем стандартные средства для проведения вебинаров (модуль «Виртуальный класс»), то с определенными оговорками отнесем онлайн-консультацию к вебинарам. И эта форма обучения очень востребована персоналом. Мы много говорим о необходимости получения и закрепления неформализованных знаний, но часто это остается лишь декларациями. Так вот проведение таких онлайн-консультаций не что иное, как извлечение неформализованных знаний и их фиксация в виде вопросов-ответов в электронной базе знаний. Никакой, даже самый лучший регламент, не сможет учесть все практические нюансы бизнес-процессов, и здесь роль эксперта в донесении неформализованных знаний, помогающих персоналу решать конкретные практические вопросы, просто неоценима. Мы стараемся увеличивать количество таких онлайн-консультаций. Например, в рамках программы подготовки специалистов на новые должности после каждого тематического блока в СДО обязательно проводится онлайн-консультация эксперта по данной теме. 

3. Онлайн-лекция+онлайн-консультация. Эта форма представляет сочетание двух вышеназванных форм. В нашей компании такие вебинары, как правило, проводят дуэты специалистов: преподаватель Учебного центра и специалист профильного департамента (службы). Сначала преподаватель объясняет технологии (стандарты, регламенты и т.п.) в классическом варианте, всё методически грамотно разложено, до персонала четко и ясно доведены основные положения и процедуры. Но в реальной жизни возникает множество практических нюансов, который может объяснить только профильный специалист. Сотрудники начинают задавать в режиме онлайн животрепещущие практические вопросы и тут включается специалист профильного департамента, который профессионально отвечает на все практические вопросы. Честно говоря, я от таких вебинаров получаю огромное моральное удовлетворение, настолько они продуктивно проходят (в последнем вебинаре я насчитал порядка 60 вопросов от сотрудников магазинов, на которые профильный специалист дал квалифицированные ответы). Как говорится, теория и практика в одном флаконе.

4. Онлайн-практикум. Применяется для обучения навыкам работы со специализированным ПО. Преподаватель, подключив в вебинаре картинку рабочего приложения, показывает и объясняет технологические приемы работы с программой. Обучаемые на своих рабочих местах отрабатывают практические действия и в режиме онлайн получают необходимые консультации от преподавателя. Эту форму вебинаров мы только начали развивать, но планируем значительно ее увеличить.

5. Онлайн-тренинг. Классический тренинг в режиме онлайн. Здесь есть масса нюансов и имеющихся ограничений. У нас основное техническое ограничение следующее: количество участников тренинга пока не может быть больше 3-4 человек, поскольку  необходимо держать видеокартинку всех участников и нужны значительные ресурсы по пропускной способности каналов. Первые онлайн-тренинги проведены, пока успехи очень скромные. При этом планируем эту форму активно развивать. 

Понятно, что вебинары – это не панацея в обучении, но то, что это экономично и эффективно, подтверждено практикой. В настоящее время, когда руководители бизнеса значительно сокращают ресурсы на обучение, вебинары могут стать той самой палочкой-выручалочкой корпоративного обучения в условиях ограниченных бюджетов. Но при этом нужно понимать, что вебинары будут эффективны только тогда, когда будут проводиться не виде разовых мероприятий, а виде непрерывной системы обучения. Приведу пример из нашего опыта: в настоящее время у нас проводится в среднем 2-3 вебинара в день (свыше 50 вебинаров в месяц) по различным направлениям подготовки персонала. 
Павел Безяев в своем комментарии в одной из предыдущих дискуссий совершенно верно заметил, что для выстраивания процессов управления знаниями нужны значительные людские и временные ресурсы. Да это действительно так. Да, при этом существенно возрастает роль администраторов СДО в тщательном планировании и встраивании вебинаров в непрерывный процесс управления знаниями. Да, увеличиваются ресурсы на техническую поддержку. Да, необходимо задействовать не только преподавателей и тренеров Учебного центра, но и как можно больше экспертов – специалистов соответствующих профилей из различных отделов и служб. Да, в организационном плане это достаточно сложно, попробуйте привлечь таких специалистов к процессу обучения, у них найдется масса причин для отказа. Но если у вас есть стремление создать настоящую систему управлениями знаниями, то нужно это делать обязательно. И самое главное, это можно реализовать своими внутренними ресурсами.

4 комментария:

Максим Дранко комментирует...

Какие результаты удалось оцифровать?

Виктор Мордвинов комментирует...

Полностью оцифрованы результаты промежуточных и итоговых аттестаций сотрудников, обучавшихся по комплексной программе дистанционного обучения (в рамках которого были проведены указанные формы вебинаров). За годовой период обучения планируется провести сравнительный анализ эффективности групп очного и дистанционного обучения с выборкой более чем из 500 сотрудников в каждой из групп.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, Вам вопрос в форуме на Линкедине
https://lnkd.in/efKzqU8

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, спасибо за напоминание. Критикам в Линкедине ответил ))