Websoft

воскресенье, апреля 26, 2015

Что может быть общего между корпоративным обучением и российским футболом?


В продолжение предыдущего поста Елены Денисовой (https://www.blogger.com/comment.g?blogID=36386009&postID=8834851080796011326). Совершенно правильно пишет она о необходимости использования различных форм корпоративного обучения с позиции «результат/затрачиваемые ресурсы». Я придерживаюсь такой же позиции. Но, увы, жизненные реалии другие. Прошедшая конференция по корпоративному обучению, в которой я участвовал, показала, что далеко не все стремятся к реализации этого принципа. В кулуарах этой конференции мне удалось пообщаться со многими нашими коллегами. И, честно говоря, я оказался удивлен, если не сказать больше: слегка ошарашен. Если в производственных компаниях считают каждую копейку и просчитывают практические результаты от вложенных средств в обучение (что вызывает огромное уважение), то в отдельных (не могу сказать, что во многих) крупных финансовых и торговых организациях принцип совершенно другой.  Есть бюджет на корпоративное обучение, и его нужно освоить в полном объеме. Две небольшие зарисовки из кулуарного общения на конференции.
Зарисовка первая. Спрашиваю у коллеги из достаточно известной компании: сколько у них времени ушло на разработку электронного мультяшного курса, в рамках которого обучаемый осваивает лишь 3 реальных действия. Получаю ответ: около 2 месяцев. Мой следующий вопрос: не лучше ли сделать простой, но методически грамотно оформленный слайдовый курс и добавить в дополнение вебинар или онлайн-консультацию специалиста, что позволит сократить время на разработку обучающего ресурса по этой теме в 2-3 раза при достижении того же результата. В ответ мне было сказано, что, во-первых, это ужасно скучно и не интересно, а во-вторых, этот курс нельзя будет продать руководству.
Зарисовка вторая. В разговоре с коллегой из крупной банковской структуры выяснилось, что в год они отдают разработку более 100 электронных курсов внешним организациям. Причем курсы не какие-то супер интерактивные, а в основном стандартные слайдовые курсы. На мой вопрос, что при таком большем количестве заказываемых курсов, не лучше ли иметь собственное подразделение для разработки курсов, что позволит в разы сократить расходы по этой статье, был получен ответ, что они об этом не думают, их и так все устраивает.
Получается, что довольны все: и внешние провайдеры, и отдел персонала, и руководство компании. Бюджет выделен, он успешно освоен. Требуемые результаты получены. Но какой ценой эти результаты получены, мало кого волнует. Коллеги, ничего не напоминает? По мне так это очень напоминает ситуацию в российском футболе: на уровне сборной заказывается именитый специалист с баснословной оплатой, при этом достигнутые результаты весьма и весьма средние. Такие же результаты мог дать и отечественный специалист с зарплатой в 3-4 раза меньше. Зато довольны все: и именитый тренер, и федерация, и агенты. Все при деле, все при деньгах. То же самое и в клубах. Подписываются дорогостоящие контракты на средних игроков. При этом результаты так же не блещут: в Европе постоянно проваливаемся, ну а в российском чемпионате в тройке будем по любому. Зато опять все довольны: агенты, тренерский штаб, руководство клуба, все при деле, все при деньгах. Правда, в отличие от корпоративного обучения в футболе суммы тратятся на несколько порядков больше. Но суть-то получается одна.
Я всегда считал и считаю, что залогом успешного развития любого бизнеса должно быть снижение издержек, и корпоративное обучение, как одна из составных частей этого бизнеса, должно быть подчинено этому закону. Но вот получается, что наши жизненные реалии оказываются другими. Может быть я не прав, и это была совершенно нерепрезентативная выборка. По крайней мере, хочется в это верить.

16 комментариев:

Сергей Колков комментирует...

Виктор, мы не очень знакомы, поэтому задам вопрос, а какое отношение вы имеете к российскому футболу? Играете, тренируете, управляете? Как любитель или как профессионал (может в прошлом)?

Виктор Мордвинов комментирует...

Сергей, в юности я занимался футболом в ДЮСШ, в молодости играл на любительском уровне в различных первенствах за все военные структуры, в которых проходил офицерскую службу. С детских лет и по нынешнее время глубоко интересуюсь отечественной и зарубежной футбольной жизнью. Люблю различную футбольную аналитику. А почему возник такой вопрос? Наверное, Вас покоробило мое сравнение корпоративного обучения с российским футболом?

Сергей Колков комментирует...

Виктор, прошу прощения, но возникли некоторые сомнения в «уровне экспертизы»…
Вы предлагаете слишком простое решение – заменить дорогого игрока на своего и дешёвого, внутреннюю разработку вместо аутсорсинга… Получается проблема в непринятии очевидных решений. Но так ли это?!

Работа преподавателя сродни работе артиста и проф спортсмена – всегда на виду!

В театре у каждого актера есть дублер (второй состав). Почему на известных всем актеров всегда аншлаг, а на «второй состав» билеты без проблем, а может и дешевле?
Почему ЗП внутреннего бизнес-тренера 60-100 к в месяц, а известного внешнего 100 к в день?
Фильм «Человек, который изменил все» смотрели? Команда с бюджетом 40 млн боролась с лидером чемпионата и бюджетом 110 млн. Хеппиэнда не получилось!

То есть вы действительно верите в полноценную замену? Или речь идет о согласии на схему «вчера большие за 5, а сегодня за 3, но маленькие»

Эдуард Бабушкин комментирует...

у нас проблема начинается с того места, что бизнес не может сказать, в чем бизнес результат заключается

Виктор Мордвинов комментирует...

Сергей, наверное, Вы меня не так поняли. Я не предлагаю слишком простых решений, я предлагаю искать пути оптимизации затрат для достижения требуемых результатов. Меня поразило то, что некоторые мои коллеги даже и не воспринимают этот подход. Скажите, пожалуйста, зачем для запоминания нескольких правил и ограничений «лепить» мультяшный курс, затрачивая на это два месяца. Достаточно даже не слайдового курса, а методически грамотного pdf-документа, на подготовку которого уйдет максимум неделя. Что касается аутсорсинга, то он вполне оправдан при заказе сложных игровых моделей обучения, поскольку нет на это соответствующих внутренних ресурсов. Но если у вас годовой конвейер из полторы сотни слайдовых курсов, зачем это отдавать на аутсорсинг? При этом я прекрасно понимаю, что «хозяин – барин», и «любой каприз за ваши деньги» никто не отменял, поэтому скромно умолкаю ))

Теперь, что касается футбола. Не посчитайте это сообщение за злостный офтоп. Здесь тоже нет простых решений. Звезды клубам нужны, ибо они определяют игру, и с ними растет своя молодежь. Но одно дело Халк, Витсель, Вальбуэна́ (хотя за них и прилично переплатили), да тот же молодой Промес, и совсем другое дело – средний «шлак», которым набиты клубы нашей премьер-лиги. И этот «шлак» выгоден многим, и, прежде всего агентам, которые имеют на этом огромные проценты. Про откаты я уже промолчу. Поверьте, я достаточно глубоко в этой теме. И это порочный путь. Мне по душе поход Галицкого, владельца сети «Магнит». Можно по-разному относиться к его сети, но он с нуля выстроил этот бизнес. И точно так же выстраивает свой футбольный клуб «Краснодар». Куплены за относительно небольшие средства (конечно, по футбольным меркам) техничные бразильцы, причем не звезды первой или второй величины, к ним подтянуты достаточно интересные российские игроки, которые оказались ненужными в своих прежних клубах. Нанят достаточно бюджетный тренер, которые выстроил командную игру. Есть игра, и есть результат. Ну а самое главное то, что Галицкий вложил десятки млн. долларов в создание и развитие собственных детских футбольных академий, которые через 3-5 лет дадут первые кадровые всходы. А все потому, что Галицкий, как настоящий бизнесмен, вкладывает свои деньги и рассчитывает на определенный результат. Извините, что так много про футбол в этой ветке, просто про него я могу говорить даже больше, чем про корпоративное обучение ))
А Эдуард абсолютно прав, говоря про то, что бизнес иногда не может сформулировать требуемый бизнес-результат. Вот и начинаются поиски «истины».

Елена Денисова комментирует...

Про бизнес-заказчика все верно))). Но это "гнилая отмазка" (как говорил мой первый руководитель к.т.н. Пресняков Н.И.)со стороны обучения: плохой запрос - плохое обучение?

Среди профессионалов очного корпоративного сектора множество бизнес-тренеров, владеющих инструментами фасилитации, элементов коучинга и просто проведения классического мозгового штурма.

Поэтому, вопрос снятия потребности - вопрос уровня мастерства. Кстати, хороший проводец, не будучи тренером, тоже обязан хорошо снимать потребность с помощью вопросов-уточнений, ведь заказчик всегда хочет "что-нибудь красивое".

Это, фактически, показатель профессионализма специалистов обучения. Если потребность снята неверно, то обучение не сработает, и бизнес снова будет искать виноватых в обучении...

Елена Денисова комментирует...

А на счет "нас и так устраивает" - я называю это эффектом эйфории. Обычно, всем все "довольны" в начале жизненного цикла ДО - тогда все на подъеме: первый красивый курс "под руководство", выделенный бюджет, все вновь...

Вот, только работает это ровно до первого кризиса компании (финансового или личного организации), когда если нет ощутимой пользы для бизнеса (прирост прибыли или очевидное влияние на прирост прибыли), а есть только красивая "игрушка" для "похвастаться" и статья расходов, то "красивое" но неважное, в первую очередь идет под нож...

И, чтобы не "идти под нож" в первую же оптимизацию, об этом стоит заботиться самим обученцам, а то кому же еще?

Виктор Мордвинов комментирует...

Елена, совершенно верно, именно эту мысль я и вкладывал в свое исходное сообщение. И если кризис кого-то еще не накрыл, то не стоит пребывать в эйфории. И думать, что так будет всегда. Не будет, "жирные" годы закончились. Начнут считать все, даже крупные госкорпорации.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, проблема в том, что считать будут так:
ребята, вам нужно отрезать 50 %
и никто не будет считать, что отрезают нужное...

Виктор Мордвинов комментирует...

Эдуард, именно так и будет. Но в этих условиях важно сохранить минимум нужного. В первой волне оптимизации, которая напрямую коснулась нашего Учебного центра, мне удалось не только сохранить состав отдела СДО, но и увеличить его штат на 20%. При этом на будущее не зарекаюсь ))

Эдуард Бабушкин комментирует...

ну так это вопрос не аналитики, а умения отстаивать свои интересы,Виктор
простите, конечно

Эдуард Бабушкин комментирует...

я же скорее понимаю под оптимизацией вот такие результаты
http://edwvb.blogspot.ru/2015/03/vizualizacija-biznes-rezultatov-kejjs-po-hr-analitike.html

Сергей Колков комментирует...

Виктор,
По поводу футбола: и первого ответа было достаточно. Второй даже избыточен для моего понимания – я в футбол ни играть, ни болеть не умею.


«зачем для запоминания нескольких правил и ограничений «лепить» мультяшный курс, затрачивая на это два месяца. Достаточно даже не слайдового курса, а методически грамотного pdf-документа»
Если в жирное слово мы вкладываем одинаковый смысл, то я не согласен. Без комментариев.


«Что касается аутсорсинга, то он вполне оправдан при заказе сложных игровых моделей обучения, поскольку нет на это соответствующих внутренних ресурсов. Но если у вас годовой конвейер из полторы сотни слайдовых курсов, зачем это отдавать на аутсорсинг?»
Не согласен. Все зависит от выбранной модели работы. Что лучше? Отдать несколько простых и дешёвых (и, как правило, не интересных самим разработчикам) курсов на внешнюю разработку, или один игровой на полбюджета?

С дорогими проектами и звездными приглашенными вообще все сложно! Вы с Еленой Денисовой – «..модерации… фасилитации…» - все это слова, возможные формы проведения переговоров! Почему вы не допускаете, что и дорогие и пафосные мероприятия бывают необходимы! И хорошо если компания может себе их позволить. Чем потом похвастаться на конференции за чашечкой коньячку?! А вы им в ответ – «Что ж вы, ссуки, делаете!»
Толерантнее надо быть!
:))))))))))))

Виктор Мордвинов комментирует...

Колкову Сергею. Да, толерантен я, толерантен )) Но вот пафос и показуха вызывают у меня неприятие. Выработался к этому иммунитет еще со времен моей военной службы.
И возвращаясь с чего начали, то есть к футболу. Конечно, хорошо быть Барселоной или Реалом (ну или по российским меркам Зенитом), и иметь деньги на все, что хочется, и покупать кого хочешь, но абсолютное большинство компаний – это условные Амкары и Ростовы (не в обиду им будет сказано), когда в условиях скромных бюджетов на корпоративное обучение нужно давать требуемый результат.

Виктор Мордвинов комментирует...

Бабушкину Эдуарду. А вот с предпоследним Вашим комментарием я не соглашусь. Расширение штата произошло не столько из-за умения отстаивать свои интересы, сколько за счет необходимости решать новые определенные задачи. Вы привели хороший пример из этого знаменитого фильма, который совершенно не противоречит моим утверждениям. Формула эффективности «результат/стоимость» работает в полной мере: при минимальных затратах (насколько это было возможно) достигаются неплохие спортивные результаты (хотя, как верно заметил Сергей Колков, хеппиэнда не случилось). То есть абсолютной спортивной победы не удается достичь, ибо для ее достижения, все равно нужно значительное увеличение бюджета, но с точки зрения критерия «результат/стоимость» показатель просто отличный.
А теперь опишу нашу ситуацию. Год назад бизнес ставит задачу значительно сократить расходы на обучение, сохранив при этом требуемый уровень профессиональной подготовки обученных сотрудников. Причем этот требуемый уровень не в виде красивых слов и всяких бла-бла, а виде конкретных уровней обученности (ЗУН), которые реально можно измерить. Для этого и существуют комплексные аттестационные комиссии, которые оценивают этот реальный уровень теоретических знаний и практических умений. Достижение этого уровня можно сравнивать при различных форматах обучения. Что и как считается, мы с Вами обсуждали в дискуссии к одному из моих предыдущих постов, поэтому не буду углубляться в эту тему.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Виктор, ну "сколько за счет необходимости решать новые определенные задачи"
это ничуть не подтвержает аналитический подход

это не в обиду вам, поймите

но я реально вижу достижения монейбол, и задаю соответствующие стандарты

хотя двигались они к этому долго