Websoft

пятница, апреля 03, 2015

Автоматизация в обучении.

Под автоматизацией обучения часто принято подразумевать дистанционное обучение. Это не совсем так.
Не смотря на электронные инструменты дистанционного обучения, рутины в работе в СДО в ручном режиме хватает. Более того, часто большинство значимых регулярных ежедневных действий выполняются администратором вручную. Поэтому, даже если говорить только про e-learning, не включая остальное обучение, уже само по себе слабо автоматизировано.
Что понимается под автоматизированным бизнес-процессом?
Когда есть точка отсчета – подача данных или произошло событие, запускающее автоматический процесс обработки данных в определенной последовательности, имитируя ручную работу без участия оператора. При чем, если автоматически выполняются слишком незначительные действия, например, печать документов, это не является автоматизированным бизнес-процессом. Иногда мы шутим, что «автоматизация через Excel или OutLook, подразумевая, что автоматизация то «ручная». Если большая часть операций деятельности выполняется вручную – внесение данных, их обработка – расчеты, различные манипуляции, передача данных на следующих этап процесса, где снова вручную производятся манипуляции, а результат зато «автоматически» передается на экран пользователя, то этот процесс назвать автоматическим ни в коем случае назвать нельзя.
Но так ли нужно автоматизировать процесс обучения?
На этот вопрос нужно обязательно найти ответ до начала внедрения. Если цели прописаны нечетко, лучше не начинать.
Надо понимать, что целью любой автоматизации является снижение ресурсных и производственных потерь – временных, ресурсных, финансовых и т.п. или другими словами – оптимизация рабочего процесса.
Если в результате автоматизации время рабочего процесса только увеличилось, а качество при этом пострадало, то и смысл автоматизации, очевидно, теряется.
Что же можно оптимизировать в процессе обучения?
Это зависит от организации, где используется обучение ,а также структуры системы обучения, если таковая есть.
В каждом конкретном случае могут быть различные потребности в оптимизации. Универсального решения нет, как нет двух одинаковых организаций. Но попытаемся набросать функции для автоматизации:
  1. Планирование обучения (лучше всего можно реализовать в ВУЗах)
  2. Организация обучения (в части формирования групп и назначения обучения)
  3. Контроль обучения
Все три функции можно автоматизировать как по отдельности, так и выстраивая общую цепочку действий или алгоритмы действий.


Всегда Ваша,
Денисова Елена,
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154

9 комментариев:

Михаил Протасов комментирует...

Не могу вполне согласиться с этим:

"Надо понимать, что целью любой автоматизации является снижение ресурсных и производственных потерь – временных, ресурсных, финансовых и т.п. или другими словами – оптимизация рабочего процесса."

Иногда считается, что автоматизация снижает количество ручной работы. Это, однако, далеко не всегда так. Если автоматизация предполагает сбор и фиксацию в системе данных, которые до этого не собирались в принципе, то иногда она даже, напротив, увеличивает количество ручной работы. А автоматизация предполагает это достаточно часто.

Автоматизация бэкофисных процессов используется для возможностей управления по целям, контроля бизнес-процессов, оптимизации бизнес-процессов, создания системы аналитики. Иногда также снижает количество ручного труда, но далеко не всегда.

Где-то должна быть запись моего вебинара на эту тему, но я не нашел.

В конечном счете, после внедрения управления по целям или системы аналитики, автоматизация по идее должна увеличить эффективность бизнеса, в т.ч. возможно за счет сокращения издержек, но возможно и за счет повышения продуктивности при тех же издержках.

При этом обычно происходит рост объема и роли высокоинтеллектуального труда (независимо от того, уменьшилось или увеличилось количество низкоинтеллектуального рутинного труда). Например, если вы внедрили автоматизацию и на ее базе создали систему аналитики, то вам нужен аналитик, который будет делать выводы из системы и давать рекомендации управленческих решений. Его роль высока, потому что если он даст неверные или бесполезные рекомендации, то автоматизация бессмысленна.

В любом случае рост объема и роли высокоинтеллектуального труда - это хорошо, это позволяет раскрыть человеческий потенциал и развивает нас, и в этом высокая общекультурная ценность автоматизации.

Елена Денисова комментирует...

Михаил, а "повышение продуктивности" в чем выражается?)) Прибыль не вырастает из воздуха - либо снижают "производственные потери", выраженные в громоздких процессах, либо в чрезмерном использовании ресурсов - и то, и другое можно оптимизировать. Если продуктивность низкая, значит способ выполнения той или иной деятельности - непродуктивен и его нужно оптимизировать. Другой вопрос, что не все далеко решается автоматизацией - иногда достаточно изменить или скорректировать сам процесс.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Михаил, подписываюсь под вашими словами

"В конечном счете, после внедрения управления по целям или системы аналитики, автоматизация по идее должна увеличить эффективность бизнеса, в т.ч. возможно за счет сокращения издержек, но возможно и за счет повышения продуктивности при тех же издержках."

например, система аналитик позволяет снизить текучесть персонала. Если, конечно, владелец, понимает это)

а если не понимает, то система аналитик превращается в груду ненужных метрик, которые непонятно зачем собирают

Елена Денисова комментирует...

"Текучка" входит в потери ресурсов.

Эдуард Бабушкин комментирует...

Елена, куда входит "текучка" - это и есть бессмысленная груда информации

не по барабану ли куда, что входит?

Сергей Колков комментирует...

Елена
Есть классификация систем по степени автоматизации (ручные, автоматизированные, автоматические). Разделяя ручные и автоматизированные, вы смешиваете автоматизированные и автоматические.
Аккуратнее пожалуйста.

Оптимизация и автоматизация не синонимы. Эти процессы могут идти независимо друг от друга. (можно автоматизировать ручную систему превращая ее в автоматизированную или автоматическую. Можно оптимизировать ручную систему, оставляя ее ручной)

Елена Денисова комментирует...

"Какие вы все скучные все-таки!" (с)

Вам про одно, вы про другое. И только Михаил выразил мнение по сути, а не по терминам.

Я вкладываю в выбранные термины ровно тот смысл, который пишу - как раз для понимания конкретно моей мысли.

Вопрос классификации классического термина "автоматизация" предлагаю обсудить в другом посте, размещенном вами. И Туда же следует отнести вопрос "производственных" потерь , расходов ресурсов и понятия "ресурсы".

Спасибо за понимание!

Сергей Колков комментирует...

«И только Михаил выразил мнение по сути»
Хотите мнение по сути? Надо было в исходный пост хоть немного вложиться! А так набор общих и очень поверхностных фраз…

Эдуард Бабушкин комментирует...

Давайте родим что-нибудь полезное из поста
http://websoft-elearning.blogspot.ru/2015/04/hr.html