Как я вижу тенденции развития elearning в корпоратином секторе: мысли вслух.

Развитие elearning я вижу не только в увеличении и усовершенствовании инструментов дистанционного обучения, но и в основном его направлении, а именно в сближении и стремлении к объединению с другими формами обучения в единое "Обучение".

Это стремление обусловлено необходимостью решения более сложных учебных задач, чем тех, которые возможно решить "в одиночку" - либо в очном или традиционному, либо в дистанционном или инновационном формате.

Если до текущего момента эти две формы исконно разделялись и изредка шли рука об руку в формате смешанного обучения (blendedlearning), при установке четких границ, то сейчас, в очередной кризис, становится понятным, что разделять инструменты одного процесса - "Обучение" некорректно. Да, где-то очного обучения больше, где-то больше elearning, а где-то лучше использовать что-то одно... Общего правила соотношения различных форм обучения или даже их разделения не существует, и не должно в принципе существовать (хотя до последнего времени пытались "все перевести в дистанционный формат" или наоборот).

В очередной кризис снова встают вопросы о сокращении расходов и оптимизации (хотя, можно подумать, руководство компаний, стремясь увеличить прибыль, не ставит эти вопросы до кризиса), но по результатам прошлых кризисных времен, становится понятным недееспособность моделей "перевода всего во все" - это не работает!

Если же повернуть общую парадигму корпоративного обучения от "передача информации, умений, навыков и пр." к "решению задач бизнеса с помощью инструментов обучения" все становится на свои места:

1. Прежде чем принимать решение или получать запрос и идти его выполнять, нужно идти к заказчику, уточнять задачу, спрашивать об ожидаемом результате обучения, выяснять, как может обучение помочь решить проблему заказчика и поможет ли.
2. После уточнения задачи необходимо проанализировать имеющиеся ресурсы для обучения в организации - очного или дистанционного формата, возможность внешнего обучения и т.п.
3. В зависимости от срочности задачи, а также наличия ресурсов и бюджета, принимать как краткосрочные решения, так и долгосрочные, используя весь имеющийся арсенал: "Здесь мы сделаем электронный курс, а тут проведем тренинг Это мы не умеем разработать, но для срочного решения подойдет вебинар, а потом мы разработаем программу обучения, где теория пойдет в электронном виде, а практике - на тренинге. Работе с программным обеспечением будем обучать через электронные тренажеры, а вопросы в ходе работы будем обсуждать на форумах с привлечением экспертов данной области...".

В этом случае нет четких границ между формами обучения, которые в природе своей являются общим арсеналом инструментов процесса "Обучения"! И выбор происходит не по принципу "я отвечаю за очное обучение, поэтому предлагаю вам только его, а если вы желаете дистанционный формат - обратитесь к коллегам, но я вам не советую, у них ооочень много работы и делать электронные курсы ооочень долго" или наоборот со стороны специалистов elearning.

Нужно наконец-то признать, что процесс обучения нельзя делить по формам и устраивать конкуренцию - от этого проигрывают все! Задачу бизнес-заказчика необходимо решать совместными усилиями, используя весь арсенал, а не только часть его.

Результатом такого сотрудничества и стирания границ "влияния" является работающая система не только обучения сотрудников, но и решения текущих и долгосрочных задач бизнеса с помощью инструментов обучения, где это возможно. И в кризисные времена в принципе не будет стоять вопрос выбора той или иной формы обучения.

Всегда Ваша,
Денисова Елена,

Комментарии

Виктор Мордвинов написал(а)…
Елена, все правильно Вы пишете. Только вот поворачивать общую парадигму корпоративного обучения от "передача информации, умений, навыков и пр." к "решению задач бизнеса с помощью инструментов обучения" не нужно. Решение задач бизнеса как раз и достигается средствами обучения через передачу знаний, умений и навыков. Инструменты могут быть разные, здесь я полностью согласен, но цель-то обучения одна.
И пункты 1-3 верно изложены. Но, увы, жизненные реалии другие. Прошедшая конференция по корпоративному обучению, в которой мы с Вами участвовали (жаль, правда, что не удалось пообщаться), показала, что не все-то и стремятся к реализации прекрасно изложенного Вами третьего пункта. Не буду сейчас подробно детализировать данный тезис, напишу об этом в отдельном сообщении.
Елена Денисова написал(а)…
Да, Виктор, рада была знакомству - жаль только времени было мало))). Думаю, еще будет возможность поговорить.
Виктор Мордвинов написал(а)…
Елена, предлагаю пообщаться на клиентской конференции Вэбсофт, чтобы не откладывать это хорошее дело в долгий ящик ))
Эдуард Бабушкин написал(а)…
а что за конференция, коллеги?
дайте ссылку пожалуйста
Виктор Мордвинов написал(а)…
Эдуард, это конференция "Корпоративное обучение - 2015", которая проходила 22-24 апреля. Ссылка http://www.quorum.guru/events/drugie-konferentsii/korporativnoe-obuchenie-2015/
Эдуард Бабушкин написал(а)…
а, понял
я семинар в Питере вел

Популярные сообщения из этого блога

Кейсы и проекты клиентов WebSoft, представленные в 2017 году

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Цикл статей "Тренды современного HR". 7. Переход HR-сферы в формат Digital. Итоги цикла