Личностный рост: Обновление курсов – резать нельзя оставить?

О том, что функция обновления базы курсов/учебных материалов/тестов нужна, понятна с точки зрения здравого смысла. О том, как организовать процесс – тоже. Но, когда сталкиваешься с реальностью «лоб в лоб», оказывается все далеко не так однозначно, как думалось ранее.
 
Например, в идеале рассчитываешь на сознательность экспертов и авторов электронных курсов, у которых это не просто курс, но и инструмент улучшения качества работы своих подчиненных, а значит и своей работы в целом. В худшем случае, нужно самостоятельно мониторить базу и инициировать периодически обновления. В результате, рассчитываешь на себя, но при этом прислушиваешься к обратной связи, доходящей до тебя – от авторов и экспертов, от обучаемых, от их руководителей и т.д.
 
Но даже если процесс инициирования обновления уже разработанных и успешно внедренных когда-то курсов отработан и формализован, это никак не гарантирует успешной актуализации вторых-третьих и т.д. версий.
 
Как определить успешность актуализации курса?
 
Чтобы понять, на сколько результативным остается курс, необходимо определить, насколько он отвечает текущим требованиям. Если окружающая среда постоянно меняется и находится в зоне высокой неопределенности, то и обновления требуются постоянно и непредсказуемо. По логике, сами авторы и заказчики заинтересованы в постоянной актуализации собственных учебных ресурсов. Но если посмотреть это с точки зрения самих авторов, то оказывается, что при попытке изменить такое «дорогое и выстраданное детище», как интерактивный электронный курс, все не так однозначно. Самые распространенные ментальные ловушки – это:
 
1. Страх что-либо менять в глобальном смысле (пересмотр целей обучения из-за изменений в реальной жизни; отказ от модели курса; полностью переработка и т.д.)
2. Страх удалить то, «что нажито непосильным трудом»
3. Безусловный авторитет предыдущего создателя (Если Гуру создал этот курс, то не мне его менять)
 
Получается, что даже если разработчик инициирует процесс обновления через запрос автору, далеко не всегда в результате получается эффективная актуализация – авторы (если вообще выходят на контакт) предпочитают косметически менять содержание курса, ограничиваясь перестановкой объектов, обновлению информации по цифрам и т.п.
 
Этот процесс больше напоминает стирание пыли для придания вещи «нового вида», при этом не изменяя характеристики самой вещи, которая со временем ветшает и перестает быть полезной (ну, если конечно, она не стремится попасть в музей раритетов n-го десятилетия развития человечества). В электронном мире в сфере бизнеса ветшание происходит почти мгновенно! Часть их даже не успеет сойти с конвейерной ленты, уже изрядно состарившись.
Конечно, столько быстро устаревающие продукты в базе знаний не рассматриваются (по ним просто не создают электронные курсы, используя другие инструменты обработки и распространения).
 
Как же быть?
 
Думаю, в скором времени этот вопрос затронет многих, когда база электронных курсов достаточно наполнится, будет использоваться и начнет стремительно стареть и стремится прямиком на свалку… При чем, разработчики об этом узнают, когда станет слишком поздно! Большая часть контента будет требовать не просто обновления, а конкретной переработки и перенаправления, что по затратам даже выше создания нового курса с нуля.
У меня есть только одно решение данной проблемы.
 
Помимо заложенного регулярного мониторинга всей базы электронных курсов разработчиками (хозяевами базы знаний) и опроса авторов о актуальности закрепленных за ними электронных курсов и получения поправок либо подтверждение, что ничего менять не нужно, необходимо всегда включать алгоритм уточнения, схожий с началом разработки курса:
 
1. Выяснение текущей ситуации в рабочих процессах, где проходит обучение
2. Актуализация потребности в обучении
3. Актуализация цели обучения (цели заказчика, цели обучаемого)
4. Если первые три пункта кардинально отличаются от исходных, инициация глобальной переработки курса
5. Далее разрабатывать «с нуля» курс с новой Целью и задачами (иногда даже целевая аудитория меняется), при этом старый курс может в лучшем случае рассматриваться как один из потенциальных источников информации, но никак не его основой!
 
Руководителю же направления электронного обучения необходимо организовать такой процесс, где бы в функцию Обновления было включено:
 
1.​ Администрирование базы курсов (ранжирование, мониторинг времени создания и устаревания, планирование или прогноз актуализации)
2.​ Процесс инициирования обновления (мотивация автора на конкретные изменения в курсе, информационная поддержка в процессе внесения изменений, выявление/формирование потребности в обучении и т.п.)
3.​ Готовность отказаться от разработанного продукта и начать все сначала (удалять, менять без сожаления).

Всегда Ваша,
Денисова Елена,

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?