Websoft

понедельник, сентября 14, 2015

«Система обновления электронных курсов. Часть 1»


Если во время научной дискуссии дело доходит до употребления стульев, 
то это говорит только о заинтересованности предметом.
Георгий Петрович Щедровицкий


Управление знаниями
Вы очень хорошо потрудились, создали большое количество электронных курсов. Вся компания учится по вашим продуктам. Теперь, казалось бы, можно расслабиться, почивать на лаврах, читать восторженные отзывы и заниматься творчеством, придумывая нечто, доселе невиданное, супер-сложное и супер-креативное. Да только вот отзывы со временем становятся уже не такими восторженными, активных курсов всё меньше и вы понимаете, что сделанное ранее устаревает гораздо быстрее, чем вы успеваете создавать что-то новое. Более того, ваше некогда новое очень быстро становится далеко не новым, и чем больше вы создаёте, тем больше ресурсов вам нужно, чтобы поддерживать всё это в актуальном состоянии. И вот в один прекрасный день ресурсов создавать у вас уже не остаётся, все ваши ресурсы обслуживают ранее созданные продукты.

Такова уж особенность бизнеса – он постоянно должен двигаться вперёд, обновляясь и изменяясь. И тут уж или вы двигаетесь, обновляетесь и изменяетесь вместе с ним, или зачем вы ему такие нужны. Если вы не успеваете, вы – балласт, а ваша база курсов – это «Франкенштейн» от обучения: вроде бы что-то шевелится, назначается, оценивается, показывается, но живого там нет ни грамма.

Чтобы такого ни случилось вашей целью должно быть не создание базы электронных курсов, а построение системы управления знаниями.

В чём разница?

Разница очень существенная. Если вы изначально не задались вопросом построения системы управления знаниями, то каждый ваш курс – это самостоятельная единица, никак не связанная с другими такими же единицами. И не обманывайте себя разного рода категоризацией и составлением списков из серии «Курсы для продавцов» или «Курсы по работе с клиентом». Если в этих курсах нет сквозной логики, объединяющей их в систему, то объединение их под одной крышей вам не поможет. Но логику эту нужно закладывать уже на этапе разработки, а не пытаться постфактум «скрестить ежа с ужом».

Подобная логика возможна лишь в том случае, когда вашей целью будет не создание электронного курса, а решение проблемы бизнеса. Мысля в таком ключе, вы по отношению к бизнесу выходите из позиции исполнителя и становитесь в позицию консультанта, а это уже совсем другая роль. В рамках этой роли, даже создавая продукт для конкретного подразделения, вы мыслите категориями всего бизнеса, следовательно, и ваш продукт будет иметь сквозное применение. А создание продуктов с такими характеристиками – это уже и есть управление знаниями.

Устаревают не курсы и даже не знания. Просто в какой-то момент конкретно эти знания перестают быть актуальными для решения тех или иных бизнес задач. Следовательно, устаревают связи, соотношения «знания-задача». А это значит, что и работать надо не в формате «проблема-продукт» («болезнь-таблетка»), а в формате «процесс-элементы процесса - проблема элемента - проблема процесса – продукт для всего процесса». Пользуясь всё той же медицинской метафорой, в рамках такого подходы мы из аптеки превращаемся в заботливого лечащего врача.

«Ну, хорошо, – скажете вы, – подход красивый, слова правильные, но что делать, если до этого мы работали по-другому? Теперь всё сжечь, всех разогнать и начинать жить по новому?»

Это конечно тоже вариант:). Но можно и по другому. Об этом во второй части. 

2 комментария:

Ella Svetlaya комментирует...

У нас наоборот. Сначала есть система LMS (Moodle), а потом она уже обрастает курсами...

Наталья Токалова комментирует...

Если говорить об управлении знаниями, то наши любимые WebTutor и Moodle не подходят - необходимы семантические системы. Видимо, СУЗ и LMS должны будут использоваться параллельно в переходный период. Пойдет ли бизнес на такие затраты?