Websoft

понедельник, сентября 07, 2015

«Управление знаниями как следующий этап эволюции отдела дистанционного обучения»


Три пути ведут к знанию: 
путь размышления – это путь самый благородный, 
путь подражания – это путь самый легкий, 
и путь опыта – это путь самый горький.
Конфуций


Система управления знаниями
Автор понятия «спираль знаний» Икуджио Нонака выделял в качестве ключевого фактора создания данной спирали модель организации, в которой управление проходит путь «из центра—вверх—вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. В рамках такой модели менеджеры среднего звена выступают в качестве проводников и трансформаторов знаний, обеспечивая их беспрерывную циркуляцию внутри компании. И поскольку создание любого качественного электронного курса – это и есть процесс трансформации знаний и обеспечение их дальнейшей циркуляции с помощью различных технических средств, то получается, что отдел дистанционного обучения обеспечивает раскручивание спирали знаний в организации. 


Но достаточно ли просто сопровождать этот процесс, или им нужно управлять!?


Управление знаниями – это, безусловно, следующий этап эволюции специалистов по дистанционному обучению. Во-первых, и для создания электронных курсов и для управления знаниями нужны по сути одни и те же компетенции, вопрос лишь в масштабах. А во-вторых, создание «обучающейся организации» как результата построения системы управления знаниями в данной организации – это заветная мечта любого E-learning-ца . Ведь создавая наш продукт, курс или систему курсов, мы всегда пытаемся запустить на их основе у обучаемых процесс рефлексии, затем обратной связи и, как следствие, процесс трансформации знаний. То есть мы по сути моделируем всё туже «обучающуюся организации», просто в других масштабах.



«Система управления знаниями — это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании», — писал в своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Борис Захарович Мильнер. Из самого определения и всего выше сказанного очевидно, что отдел дистанционного обучения в компании уже занимается управлением знаниями. Разумеется, если это профессиональный отдел, а не мануфактура по выпуску анимированных презентаций. Но занимается он этим на своём уровне, в рамках решения своих задач, а процесс управления знаниями должен быть сквозным. Именно поэтому результатом естественного развития такого отдела будет трансформация в структуру, организующую управление знаниями в компании. И созданные ранее, и создаваемые в будущем курсы, тесты, программы будут лишь элементами единой системы управления знаниями.

Эдуард Пономарёв
http://edponomar.blogspot.ru/
https://www.facebook.com/eduard.ponomarjov

1 комментарий:

Саркисов Карен комментирует...

Интересная статья, которая вновь натолкнула на размышления. Данная тема неоднократно обсуждалась на конференциях, семинарах, в личных разговорах, написано множество статей. Одни говорят, что УЗ - следующий этап развития дистанционного обучения. Другие говорят все с точностью да наоборот.
И тут напрашивается вывод: каждая компания определяет свой собственный путь.

Лично я придерживаюсь второй точки зрения. И вот почему:
1. Управление знаниями - это систематический процесс создания, сохранения и распространения знаний. Другими словами, управление знаниями - это открытая культура, в которой сотрудники компании готовы делиться знаниями с коллегами, и, конечно, готовы учиться и развиваться.

2. Дистанционное обучение (e-learning) - современный способ распространения знаний (для владельцев знаний) и способ получения знания (для конечных пользователей). Для доставки знаний используются различные инструменты, такие как электронные курсы, блоги, базы знаний, библиотеки документов и прочие.
Важно отметить, что e-learning - это тоже культура. Это не просто электронное обучение.
e-learning - это интересное, вовлекающее, эффективное и всегда актуальное и релевантное обучение, это среда обучения.

Таким образом, на первом этапе мы формализуем имеющиеся знания, а на втором этапе предлагаем инструменты их доставки.