Websoft

воскресенье, ноября 29, 2015

Стиль изложения электронного курса - инструмент тонкой настройки.

Я так давно не разрабатывала сама курсы, но зато так долго пишу блоги, что когда появилась возможность повернуть время вспять через обучение наших методологов, снова задумалась о таких "обычных" для меня вещах, как написание и обработка содержимого курса...

Знаете, что самое сложное для меня в обучении других? Думаю, что буду банальной в этом вопросе: обратить внимание, сделать акцент и не просто доступно объяснить, но и вовлечь, в простые для меня истины...

Такой вот очевидностью для меня стал стиль текста, заложенного в учебный курс. Сегодня попробую поразмышлять о важном и хоть как-то формализовать отточенный опыт в написании учебных текстов.

Сейчас самому тексту, к сожалению (и моему личному стыду) уделяют крайне мало внимания. Да, представление текста, его форму, отображение и визуализацию обсуждают и продвигают повсеместно и также часто, как, скажем геймификацию. Говорят о том, что нужно включать в обучающий курс, как привлечь внимание и прочее.. Вот, только, какой он должен быть текст - крайне мало информации.

Наверное, это связано с тем, что большинство из нас, специалистов по дистанционному обучению, этот этап становления прошли так давно, что уже и не помнят, как зародился свой личный стиль, который стал нашей второй кожей, а может быть и заменил первую, которая уже давным-давно истлела и исчезла...

Тем не менее, я хочу поговорить сегодня о тексте! Спасибо моей благодарной команде методологов, которые настолько благодарная публика, настолько вовлеченная и замотивированная, что заставляют меня саму вернуться в далекое (правда, не слишком) прошлое, когда делались первые пробные неловкие шаги и ошибки...

Выбранный стиль изложения обучающего текста - очень тонкий инструмент. Фактически, это тон, с который Курс общается с обучаемым. Это ваш голос, переконвертированный в обучение. И только от вас зависит, как он звучит для десятков, сотен, а то и тысяч обучаемых. Результат обучения также зависит от этого голоса - вовлечение, мотивация или желание сбежать, скрыться, или простое равнодушие. 

Когда электронный курс не сопровождается тьютором, то и звучит голос курса самолично, без примесей, скорректировать его нельзя - единственный шанс достучаться до слушателя - это правильно выбранный стиль и хорошо написанный текст. Конечно, чистый текст без визуализации проигрывает (хотя, читаем же мы через маленький экран телефона тексты любимых книг?), но если текст ужасен, никакой инструмент привлечения внимания не поможет. Даже если цели выставлены верно, но текст вызывает нервную реакцию, курс все равно сыграет злую шутку.

На что стоит обратить внимание?

Конечно, стили бывают разные: разговорный, научно-публицистический, научный, информационный, художественный и пр. - можно классифицировать по разному.

Я бы остановилась на типологии, исходя из целей обучения, что в итоге мы, разработчики хотим достичь. Примерные цели ставит перед собой хороший оратор - информирование, побуждение, снятие возражения или убеждение.

В зависимости от выбранной цели и нужно "вести разговор" определенным образом с обучаемым: если это информирование (когда не нужно заострять специально внимание на каких-то неприятных вещах, но о которых следует знать обучающемуся, но не воспринимать к себе лично), то обращение и сам текст максимально нейтрально; если необходимо конкретное действие и выполнение некого алгоритма в заданном порядке, то выбирается стиль "побуждение" и обращение на "Ты" или "Вы", в зависимости от культуры обучаемого; если же курс нацелен на мотивацию и только на мотивацию (например, в начале внедрения каких-то кардинальных или неоднозначных для обучаемых изменений в их непосредственной деятельности или жизни), то используется стиль снятия возражений - в курсе внедряется сильная линия аргументации, нацеленная узко на конкретную целевую аудиторию - обращение здесь либо, как в "побуждении" 

Если стиль изначально выбран неверно, то результат непредсказуем - в лучшем случае это пустышка и люди просто пролистают, не среагировав, в худшем - поступят кардинально обратным образом.

Кроме выбора стиля, необходимо обращать внимание на связность текста и логические связи. Текст должен быть логичным и целостным, не кидаться из стороны в сторону, не смешиваться по стилям и обращениям (где-то на "Вы", где-то на "Ты", где-то "Мы", а где-то вовсе безлично или в третьем лице).

С уважением,
Денисова Елена


Читать дальше......

четверг, ноября 12, 2015

Cнятие потребности в начале разработки или где "лежит" цель заказчика?

Я как-то спрашивала, с чего начинается разработка электронного курса. Сейчас, почти ни для кого не является новостью или спорным вопросом, что работать начинают с беседы с заказчиком и экспертом, а не получением пакета документации. 
Тем не менее, в самой беседе кроется крайне важный нюанс.

Когда к нам приходят с запросом: "Разработайте нам курс!" чаще всего хочется сразу же включиться в работу, а потому тут же запрашиваем, кого обучать, чему обучать, как обучать и в какой срок нужно обучение или готовый курс. Фактически, мы сразу решаем задачу в нашей привычной среде.

Это не всегда верно, так как наш род деятельности тоже имеет "границы" предметной области, поэтому и решаем мы поставленную задачу сразу же методами и инструментами привычной среды e-learning. А когда полученный запрос не вписывается в наши ограничения (временные ресурсы, технологические ограничения, ресурсы разработчиков и т.д.), впадаем "вступор" и говорим - "нет! мы не можем разработать так быстро качественный курс! это невозможно!" и в итоге начинаем отстаивать наши привычные понятия.

В действительности же альтернативное решение, практически всегда, существует, но лежит оно за пределами предметной области наших знаний и компетенций. Я имею в виду, что прежде чем решать задачу "в лоб", стоит немного абстрагироваться от ее формулировки и попытаться взглянуть по другому.

Для чего собственно задумывается обучение? И какой эффект должен быть в итоге? Как срочно? Возможно ли разделить задачу на краткосрочную перспективу и долгосрочную? Возможно, критично сначала решить краткосрочную, используя другие, менее эффективные, но зато уже реальные, имеющиеся в наличии инструменты, чтобы получить моментальный результат, а для компенсации использовать поддерживающие методы (например, сопровождение тьютора, или ведение форума), а разработку электронных курсов вести параллельно, постепенно закрывая потребность. Конечно, важно уточнить не разовая ли это акция и тогда вообще смысла нет разрабатывать курсы.

Я хочу сделать акцент на том, что нужно не выполнять запрос так, как он был сформулирован изначально и отказываться полностью от проекта, если оказывается, что ресурсов нет или их нельзя высвободить, а искать другие пути решения вопроса заказчика. И тогда будет решена проблема заказчика в краткосрочной перспективе и заложен алгоритм решения - в долгосрочной, и заказчик не будет потерян.

К сожалению, снимать бизнес-потребность умеют далеко не все "обученцы", но этому можно найчиться - одергивать себя от моментального принятия запроса и ухода в детали профессиональной предметной области. Стоит взглянуть на запрос с другой стороны и оценить другие способы решения.

Мысли вслух,
Денисова Елена
https://www.facebook.com/profile.php?id=100004487832154&fref=nf
http://blogofdenisova.blogspot.ru

Читать дальше......