Websoft

вторник, декабря 27, 2016

Основные идеи и материалы вебинара "eLearning ON AIR"

22 декабря 2016 для всех специалистов сферы онлайн-обучения состоялся бесплатный предновогодний вебинар "eLearning ON AIR" от компаний WebSoft и eLearning Center. На мероприятии можно было узнать про итоги уходящего года и тренды будущего, поговорить про методику и технологию e-learning, обсудить книги и накопленный опыт, подумать о планах и идеях на будущее и просто пожелать друг другу волшебного праздничного настроения.


Источник: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=19723

22 декабря 2016 для всех специалистов сферы онлайн-обучения состоялся бесплатный предновогодний вебинар "eLearning ON AIR" от компаний WebSoft и eLearning Center. На мероприятии можно было узнать про итоги уходящего года и тренды будущего, поговорить про методику и технологию e-learning, обсудить книги и накопленный опыт, подумать о планах и идеях на будущее, и просто пожелать друг другу волшебного праздничного настроения.


Вебинар проводили: Алексей Корольков, генеральный директор компании WebSoft, и Елена Тихомирова, генеральный директор компании eLearning center. Для тех, кто не смог найти два часа для того, чтобы окунуться в предновогоднюю e-learning-атмосферу, мы расскажем о том, что же было во время вебинара.


Самое главное, о чем говорили - это тренды в развитии e-learning в 2017 году и далее. И не просто как идеи, а как вектор, в направлении которого можно двигаться. Участники вебинара (а их было более 200) также внесли вклад в анализ трендов и поделились своими достижениями в этом году, а также идеями в отношении развития e-learning в следующем.


Мнения участников мероприятия.


Какие ваши e-learning-достижения больше всего запомнились в 2016 году?
  • Запуск своего курса,
  • Создание геймификации,
  • Внедрение смешанного обучения,
  • Внедрение мобильного обучения,
  • Внедрение новой системы обучения,
  • Победа в конкурсе разработчиков курсов,
  • Автоматизация процессов обучения в компании,
  • Переход от провайдеров к внутренним разработчикам,
  • Продвижение MOOC (массовых открытых онлайн-курсов),
  • Прочтение интересных книг (например, Живое обучение),
  • Получение навыков разработки курсов в специальных инструментах,
  • Разработка инд.планов развития для сотрудников (стажировка, адаптация).


Какое направление развития e-learning, на ваш взгляд, будет наиболее перспективным в 2017 году?
  • Мобильное обучение,
  • Адаптивное обучение,
  • Управление знаниями.


Как видно из ответов участников, большинство из них в следующем году планируют развивать мобильное обучение. С этого тренда и начнем.


Тренды для развития e-learning в 2017 году и далее.


1. Мобильное обучение


Мобильное обучение в 2017 году будет даже более актуальным, чем в этом году. У многих компаний появилось понимание того, как это делать, как запускать мобильное обучения. Уже есть некий опыт использования. Куда двигаться дальше?


Что нужно сделать для того, чтобы мобильное обучения стало эффективным?
  1. определиться с задачей: обучаем или информирмируем,
  2. определиться с ролью мобильного устройства в системе обучения,
  3. определиться с инструментами мобильного обучения: курсы, справочники,
  4. определиться с моментом использования мобильного обучения: возникновение потребности,
  5. определиться с периодом использования мобильного устройства: очень короткий промежуток времени.


Важен не только хороший контент, но и удобство и скорость использования мобильного обучения. Также нужно понимать, для каких задач подходит такой формат, а для каких не подходит. Многое будет определяться в процессе накопления собственного опыта, - делится мнением Елена Тихомирова.


Как грамотно подойти к внедрению мобильного обучения с точки зрения настройки процессов?
  1. сделать LMS доступной для обучения через Интернет (даже могут быть различные варианты отображения контента внутри и вне корпоративной сети, например облачные решения),
  2. рассмотреть варианты мобильных приложений, чтобы обучать во вне LMS,
  3. сделать дизайн учебного портала адаптивным,
  4. рассмотреть альтернативные варианты интерфейса LMS (например, чат-боты, которые позволяют через мессенджеры типа WhatsApp или Telegram, собирать информацию о прохождении обучения получения обратной связи и т.д.),


Важно понимать, действительно ли в компании есть потребность в мобильном обучении. Например, если сотрудники проходят 1-2 курса в год, используют при этом учебный портал, то нет необходимости двигаться в сторону мобильного обучения. Для мобильных приложений существует своя ниша использования, которую нужно определить, - советует Алексей Корольков.


2. Организация обучения


С точки зрения организации обучения в следующем году можно ожидать такие тенденции развития:
  1. микрообучение (подача темы микро-дозами через удобные промежутки времени и адаптивные траектории, которые становятся возможными благодаря микро-форматам обучения),
  2. постоянное погружение в тему обучения (благодаря использованию траекторий обучения и выстраивания процесса из микро-порций по выбранной тематике),
  3. чтение как тренд в противовес микро-обучению, когда длительное погружение в материал дает более вдумчивый процесс познания (например, лонгриды),
  4. курируемый контент и использование внешних ресурсов (внутреннего контента и внутренних экспертов недостаточно, поэтому важно уметь обращаться к внешним ресурсам (библиотеки, курсы) и уметь в них ориентироваться (с помощью экспертов-кураторов).
  5. непосредственно адаптивное обучение.


Как внедрить эти тенденции в организации обучения?
  1. для того, чтобы разбить курс на микро-модули, не нужны какие-то особые инструменты, такие способы есть в любой LMS, как только вы дробите контент на более мелкие кусочки, вы получаете различные возможности для использования, например LMS как справочный центр (важно: доступ должен быть очень быстрый и удобный, помогут хеш-теги, ярлыки и отдельный справочный интерфейс),
  2. для того чтобы реализовать адаптивные траектории обучения, в том числе с использованием внешних ресурсов, LMS должна быть “невидимой”, то есть ее границы для пользователя не видны. Это значит, что где бы ты не учился (внутренние или внешние ресурсы), вся информация о твоей активности и результатах обучения, попадет в единый кабинет пользователя внутри учебного портала,
  3. управлять мини-обучением и адаптивными траекториями можно только с помощью автоматизации, особенно когда у вас в компании достаточно большое количество учебного контента и учеников (сотрудников). Учесть нужно не только построение траекторий обучения, но и поддержание их актуальности и своевременное обновление,
  4. адаптивное обучение это путь к построению модели профессиональных компетенций в формате: компетенция/знание-адаптивный тест-обучение, даже в режиме автоматизации.


3. Разработка электронных курсов


Недавно состоялся конкурс разработчиков электронных курсов, в котором приняли участие более 60-ти претендентов. Елена Тихомирова поделилась мнением, что в этом году курсы стали лучше (более интересные, более аккуратные и более эффективно построенные) и рассказала о трендах в разработке курсов:
  1. разнообразие форматов и как следствие необходимость больше внимания уделять методологии и оценивать целесообразность применения того или иного формата (также связано с переходом к модульному обучению),
  2. осмысленная вовлеченность в обучение, в том числе и после окончания прохождения электронных курсов,
  3. построение связей между курсом и дополнительными материалами (книги, статьи, видео, как внутренние так и внешние источники).


Алексей Корольков дополнил, что в плане разработки курсов четко прослеживаются два градации инструментов для создания онлайн-контента: сложные и простые. Что касается простых, то они более универсальны и нацелены на непрофессиональных разработчиков курсов, и особых изменений в этих инструментах на данный момент не наблюдается . А вот что касается сложных инструментов, то тут появляются возможности создания интерактивного адаптивного контента и использования облачных технологий. Например, создать лонгрид можно и с помощью простого, и с помощью сложного инструмента. Но это будет совершенно разный онлайн-контент. Для непрофессиональных внутренних разработчиков (тренеры, эксперты) подойдут простые инструменты, а вот более сложным технологиям можно будет учить более мотивированных e-learning-специалистов.


4. Аналитика в e-learning


Только реальные цифры помогут продемонстрировать, насколько хорошо работает проект. И единственный способ оценить эффективность обучения не только в человеко-курсах (потому что это говорит только о продуктивности LMS). Нюанс в том, какие именно цифры/данные “умеет” собирать ваша система обучения. А также в том, каким образом происходит анализ, какие выводы делаются. Ведь это способ и демонстрации работы LMS, и эффективности организации учебного процесса, и взаимосвязи обучения и результатов работы (связь LMS с CRM), и дальнейшего развития/переосмысления процесса обучения.


Для того, чтобы грамотно использовать аналитику в e-learning, важно отталкиваться от таких понятий, как KPI (ключевые показатели эффективности) и Performance management (управление результативностью). Алексей Корольков рекомендует проводить анализ данных на уровне системы управления талантами (очное обучение + дистанционное обучение + результаты оценки) и сравнивать с реальными KPI (показатели, цели, задачи) и другими HR-процессами (подбор, оценка). Можно уже смотреть в сторону автоматизированных алгоритмов, которые будут давать предсказания по успешности сотрудника на основании его резюме/результатов обучения/достижений. Machine learning - это немного в будущее, но вполне перспективно.


5. Управление знаниями


Тренд на управление знаниями в течение последних нескольких лет сошел на нет, но сейчас эта тема вновь стала набирать популярность. И это естественная эволюция e-learning и m-learning. Во многом это связано с появлением большого количества инструментов, позволяющих быстро распространять знания и собирать обратную связь и результаты обучения.


На каких моментах в переходе к управлению знаниями необходимо акцентироваться в первую очередь?
  1. пересмотр имеющихся бизнес-процессов в компании (организация, обмен знаниями, мотивация),
  2. появление новых ролей и новых ответственных для организации грамотной системы управления знаниями,
  3. социальные компоненты, которые позволят дать обратную связь о том, что нравится в системе, а что нет, что полезно, а что не полезно,
  4. работа над мотивацией к удобному использованию компонентов базы знаний.


Многие компании сталкиваются с необходимостью организации базы знаний на этапе, когда накоплено достаточно большое количество контента и уже есть опыт по его организации. В какой-то момент компания переходит от “ура, у нас уже 10 курсов и мы постоянно создаем новый контент” к “у нас уже 1000 курсов и нам сложно этим управлять”. Для того, чтобы усовершенствовать существующую систему обучения, учебный портал, необходимо:
  1. перейти от накопления контента к его классификации (теги, профили знаний, ярлыки) и управлению,
  2. понимать назначение каждого из инструментов, благодаря которым генерируются разнообразный контент: курсы, тесты, видео, инструкции, вебинары,
  3. понимать способы доставки и использования различного контента (кто размещает, где, есть ли стандарты/шаблоны, кто обновляет и т.д.),
  4. организовать коммуникации на портале между его участниками,
  5. организовать систему распространения контента пользователям,подключив социальные компоненты на учебном портале (лайки, комментарии),
  6. упорядочить процедуры создания контента, обучить внутренних разработчиков.


6. Интеграция процессов обучения


Эффективность LMS можно оценить лишь в том случае, когда обучение эффективно интегрировану в ту среду, в которой находятся сотрудники (ученики портала обучения). На уровне интеграции есть возможность собрать воедино все данные, полученные из различных источников, как внутренних, так и внешних, о чем мы говорили выше. И управлять этим в едином месте - в LMS. Новый стандарт Tin Can, например, может передавать данные из внешнего обучающего тренажера в корпоративную LMS. Это как один из примеров, когда интеграция дает ощутимый эффект и когда можно говорить о создании так называемой экосистемы обучения.


7. Виртуальная реальность


На нескольких мероприятиях активно прозвучал тренд виртуальной реальности. Но что имеем по факту? Много потенциальных возможностей, при этом нет проверки эффективности, пробовать можно, но с осторожностью. Да, в эту сторону можно смотреть, но лучше в сторону дополненной реальности, - рекомендует Елена Тихомирова.


Действительно, есть огромное количество технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, чат-боты, big data, и в этой ситуации есть важный момент: не забывать о том, что технологии существуют не для технологий, а для людей.

На этой позитивной ноте ведущие вебинара пожелали всем участникам благоприятного нового года, насыщенного интересными событиями и яркими впечатлениями!






Комментариев нет: