Websoft

воскресенье, января 31, 2016

Есть только миг между прошлым и будущим... или еще раз о целеполагании!

Уже стало давно привычным любое дело начинать с запроса или постановки цели. Это, наверное, как некоторые говорят, профессиональная деформация - переносить методологию разработки электронных курсов на все остальные аспекты жизни.

И так как, все начинается с выяснения целей, то рано или поздно переходишь на новый уровень уже не в разработке курсов, а постановке любой цели - по SMART или же Образной, или еще какой.

В последнее время интенсивность рабочей активности у меня повысилась на столько, что уже больше похожа на вечную линию от одной цели к другой.

В итоге, как обычно у меня бывает, начинаешь видеть закономерности и схожести в различных, казалось бы не связанных друг с другом, процессах, а именно... конечно, в алгоритме целеполагания!

Оказывается, мало увидеть конечный результат, сформировать его, формализовать и установить достижимые показатели! Важно понять, с чем, собственно сравнивать итоговую точку, к которой стремится поставленная цель.

Другими словами, важно определить начальную точку отсчета. А ее можно установить только, опираясь на существующие процессы. То есть, прежде чем начинать движение вперед - в будущее, необходимо определиться с прошлым. Как не крути, но начинать нужно с наведения порядка в текущих процессах - их формализации, а потом уже заниматься их оптимизацией.

Таким образом, постановка цели опирается на формализацию имеющихся процессов и понимания, что конкретно нужно менять.

Для того, чтобы достичь будущего, вернитесь в прошлое!

С уважением,
Денисова Елена

Читать дальше......

вторник, января 26, 2016

Результаты опроса 2015



Каждый год мы подводим итоги и планируем будущий, хотя бы какие-то основные направления задаем для развития компании, процессов. Мы решили узнать, как прошел год и ждут ли какие-то изменения в новом?

Смотреть результаты

Читать дальше......

воскресенье, января 24, 2016

О формальных знаниях и неформальных в разработке электронных курсов.

Ведение блога для меня некоторая добровольная обязанность, которая требует от меня хотя бы выделения времени раз в неделю - остановиться и обдумать новое сообщение миру и себе...
Сегодня мне было несколько сложно сосредоточиться, но срок пришел, и тянуть с мыслями дальше не имеет смысла - нужно было что-то сформулировать. Прошедшая неделя была на столько насыщена на задачи, размышления и находки, что в голове если не каша, то очень плотный поток идей, которые, на первый взгляд абсолютно разные и не связаны между собой. Тем не менее, сейчас, сидя за компьютером в тишине позднего вечера, складывается четкая картина - удивительное свойство моего мозга!

Итак, снова возвращаюсь к любимой теме e-learning.

Уже в какой раз хочу сделать акцент на первичной точке входа процесса разработки абсолютно любого курса, но немного в другой интерпретации.

Так как в последнее время у меня появилась возможность, время и сложившиеся обстоятельства, вплотную заняться вопросами управления знаниями, знаниями и "катализаторами" движения знаний, то и на процесс разработки электронных курсов (периодически отвлекаясь на это слегка "забытое" незаслуженно мною, направление) я смотрю под призмой трансформации знаний.

До сих пор, началом разработки электронного курса является предоставление учебных материалов в любом виде (лучше, конечно, в текстовом, электронном), который далее требуется структурировать, визуализировать и реализовать одним из имеющихся инструментов. Большим "прорывом" явилось, что материалы следует структурировать согласно определенной цели - это уже неплохо.

Посмотрим на процесс разработки электронного курса под углом методологии "управления знаниями". Фактически, если использовать только документированный контент, в качестве исходного, то берется только формализованная часть знания. Это означает, что большая часть (неформализованная) остается за скобками и не используется. Кроме того, формализованное знание имеет свойство быстро устаревать и терять актуальность. Цель же выводится опять же исходя из имеющегося материала. Получается некая "петля в петле" - учим тому, что есть, а не тому, что надо в данный момент.

Начальной точкой любого курса должна быть постановка цели обучения, которая находится не в контенте исходного материала и определения "чему учить и кого", а в области решения конкретных бизнес-задач. 

Тогда алгоритм разработки курса выглядит следующим образом:

  1. Цель - решение конкретной бизнес-задачи.
  2. Проверка цели на реализуемость с помощью имеющегося инструмента обучения (в данном случае, e-learning) или частичной реализуемости.
  3. Уточнение цели.
  4. Постановка задач, как достичь данную цель.
  5. Сбор информации для решения поставленных задач (общение с экспертом, изучение области знаний "в полях" и т.п.).
  6. Выбор инструментария обучения.
  7. Структурирование материала и т.д.

В самом начале разработки электронного курса необходимо первым делом... отложить (убрать с глаз долой) весь имеющийся материал по данной теме и разобраться вначале с целеполаганием, а работа с материалом будет только на 5-7 этапе.

Тогда вначале происходит работа с неформализованным знанием, а формализованное может быть включено (если укладывается в поставленную цель), а может быть и нет. Если же начать сразу же с имеющейся части знаний, есть риск вовсе не решить нужную задачу бизнеса и "уйти не в ту степь", и следовательно получить недовольство заказчика... Курс в этом случае "не вылечить" - его нужно разрабатывать с нуля (я вообще не верю, что можно исправить курс, если цели и задачи поставлены неверно).

Если "вплетать" в разработку курсов методологию управления знаниями, то каждый курс будет направлен на решение конкретных практических задач, и представлять собой мини-систему цикла трансформации организационного знания из неформального в формальный и обратно.

С уважением,
Денисова Елена

Читать дальше......

четверг, января 14, 2016

Бенчмаркинг: смотрим, что происходит на рынке обучения и сравниваем показатели


Уже давно на портале News.websoft коллеги делятся данными в опросах, которые мы периодически проводим. Хорошо то, что этой информации накопилось много, а мы ей все никак не делились с вами. Зато теперь у нас получилась целая электронная книжка данных, которую вы можете использовать для улучшения вашей работы и деятельности компании.

Скачать электронную книжку

Читать дальше......

среда, января 13, 2016

5 фишек, которые сделают ваши курсы лучше

1. Распределите практику равномерно по курсу.

Я неоднократно видел курсы, в которых сначала идет много-много теории и в самом конце итоговый тест. Даже если обучающийся не заснет в процессе курса, все равно к тесту забудет, что было в начале. Если практика в курсе распределена равномерно, усвоить материал становится значительно легче.

2. Добавьте возможность самооценки в начале курса.

Иногда обучающиеся считают, что и так хорошо разбираются в теме курса. И им не нужно изучать его подробно. Особенно эта проблема актуальна для курсов, которые являются обязательными к прохождению. Можно предложить в начале курса или в начале очередной темы оценить свои знания. Тех, кто считает свой уровень знаний высоким, сразу отправить на практику или на итоговое тестирование. Кто не справится с тестированием – тех направить на изучение материала целиком. Помимо экономии времени и нервов обучающихся, это повышает их ответственность за обучение.

3. Уберите из курса все лишнее.

Часто курсы содержат избыточную информацию. Это может быть неприменимый и ненужный на практике материал. Или что-то и без курса очевидное. Или какая-то сложная и редко применимая информация, без которой на практике вполне можно обойтись без особого ущерба результатам. Стоит отказаться в курсе от такого контента. От избытка информации в голове обучающегося будет каша. Или даже уложится что-то более сложное и редкое, но не останется места для ключевых моментов. Лучше пусть информации будет меньше, зато обучающийся запомнит самые главные и важные вещи.

Альтернативный вариант – вынести такой контент в раздел для дополнительного обучения. В случае если курс является обязательным, этот раздел следует сделать необязательным и предлагать обучающемуся открывать его по своему усмотрению.

4. Добавьте в курс красивую графику.

Графика позволяет:
•    Сделать материал более наглядным и простым для усвоения.
•    Лучше погрузить обучающегося в практический контекст. И таким образом упростить для него понимание, как перенести изученное в реальность.
•    Произвести впечатление на обучающегося и других заинтересованных в курсе лиц. Когда люди видят визуально красиво оформленный продукт, у них создается впечатление, что он качественный. Они лучше относятся к процессу обучения. Такое отношение повышает и результативность обучения.

Эти эффекты достигаются, если графика специально разработана под обучение. Если просто найти в интернете картинки на похожую тему и добавить в курс – это не даст хорошего результата.

Но разработать несложную графику не так уж и дорого. Можно найти дизайнера фрилансера и попросить нарисовать шаблоны персонажей, сцен и ключевых предметов, с которыми персонажам нужно взаимодействовать. А потом добавить все это сразу в ряд курсов. Это менее эффектно, чем делать графику индивидуально под каждый курс. Но гораздо более эффективно, чем оставить только текст и картинки из интернета. И довольно недорого.

5. Добавьте в курс историю и сюжет.

Часто в курсах теория дается в виде перечисления фактов о предмете изучения. Такой подход дает приемлемый эффект для обучающихся с изначально высоким уровнем подготовки и мотивации. Но для менее подготовленных и мотивированных людей такой стиль является скучным.

Более эффективным подходом является представление материала в виде истории. Можно показать, как персонажи сталкиваются с различными проблемами по тематике курса. И для решения этих проблем узнают необходимую теорию. Обучающийся им помогает принимать решения и получает обратную связь.

Это хорошо работает, если истории правдоподобны. Иначе обучающийся чувствует фальшь и испытывает скепсис. Что негативно сказывается на эффективности обучения.

Также стоит особо сказать о корпоративных курсах, посвященных продуктам компании. В таких курсах обычно имеет смысл сделать историю о клиенте, а не о сотруднике компании. И изучать на этой истории в первую очередь процесс использования, а не продажи продукта.

*6* Бонусная шестая «фишка». Используйте системный подход.

Применение перечисленных пяти фишек позволит существенно улучшить курсы. Но плохая новость в том, что их недостаточно. Нельзя просто изучить какое-то количество фишек и с помощью них добиться наилучшего результата. Необходим системный подход. Изучение большого количества аспектов проектирования обучения: целеполагание, интерактив, обратная связь, механизмы контроля, и многое другое. Для максимизации эффекта обучения необходимо изучить основные теории обучения, читать лучших специалистов в этой области, искать и анализировать лучшие примеры чужих курсов, участвовать в профессиональных дискуссиях, набирать опыт.

Хорошая новость в том, что это очень интересный и увлекательный процесс. Саморазвитие помогает получать удовольствие, достичь внутренней гармонии, добиться профессионального и карьерного роста.

Желаю вам достичь наилучших результатов на этом пути! И надеюсь, что вы поделитесь своими достижениями, написав об этом в блогах, социальных сетях и профессиональных сообществах!

Читать дальше......