Цикл статей "Тренды современного HR". 2. Изменение подходов к обучению и развитию

Перейдем к следующему тренду из исследования 2017 Deloitte Global Human Capital Trends - изменение подходов к обучению и развитию. Но давайте сначала заглянем в книгу “The 2020 Workplace” и ее прогнозы, сделанные в 2010 году.


ПРОГНОЗЫ ОБУЧЕНИЯ 2010 ГОДА


  1. Социальное обучение. В то время как обучение на платформе 1.0 опиралось, в основном, на работу в классе, а обучение на платформе 2.0 осуществлялось с использованием компьютерных средств и веб-технологий, социальное обучение включает в себя социальные средства коммуникации, игровой элемент, обратную связь в режиме реального времени и комплексные образовательные методики для использования на рабочем месте.  
  2. Изменение статуса эксперта. Согласно исследованиям, проведенным Калифорнийским университетом Беркли, современные знания удваиваются каждые три года, и данный интервал становится все короче. Даже после получения статуса эксперта, его крайне сложно удержать, так как появляется все новая и новая информация. В организации необходимо, как минимум, создать платформу для того, чтобы эксперты могли учиться друг у друга, разделяя свои знания и с другими структурными единицами.
  3. Формула 70/20/10: 70% знаний получается в процессе выполнения работы и приобретения практического опыта. Сюда входит чтение, использование поисковых серверов, размещение вопросов на веб-форумах, а также метод проб и ошибок. Еще 20 процентов знаний приобретается в процессе обратной связи с коллегами и наставниками, а оставшиеся 10 – через формализованные программы обучения. Об упомянутых 70 процентах часто говорят как о неформальном обучении, а об оставшихся 30 – как о формальном.
  4. Вовлечение сотрудников в процесс обмена знаниями. В организации может быть разработан комплексный инструмент обучения на основании знаний и навыков, а также система сбора входных данных, но реальная ценность такого инструмента заключается в информации, добавляемой пользователями в дальнейшем.
  5. Мобильный учебный портал. Хорошо, когда обучающий портал позволяет совмещать работу и учебу на основании трех основных принципов: обучение во время работы, обучение, связанное с работой, и обучение за пределами рабочего места. Еще одним ключевым элементом обучения по требованию является тот факт, что не все учебные материалы хранятся в системе управления обучением (СУО). Портал совмещает в себе ресурсы из самых разнообразных систем, в то время как СУО хранит записи, относящиеся к более формальному обучению за пределами рабочего места.
  6. Повышение требований к учебному контенту. Обучение должно быть немедленным, захватывающим и социализированным. Для обращения к аудитории, которая выросла на видеоиграх, современные организации используют высококачественные, многопользовательские, интерактивные обучающие игры, пестрящие ссылками на ресурсы нового тысячелетия. Чтобы сделать процесс приобретения новых умений и навыков более интересным и увлекательным, организации используют творческие методы, основанные на принципе обучения с элементами развлечения.
  7. Анонимное наставничество по требованию. По мере знакомства с новыми технологиями, разрабатываются новые формы наставничества и инструктажа. Одним из примеров такого подхода является анонимное наставничество по требованию, когда наставник и подопечный взаимодействуют за пределами организации.
  8. Непрерывная обратная связь. Обратная связь в формате «микро» в режиме онлайн позволяет сотрудникам оперативно обмениваться актуальной информацией с широким кругом лиц. Они могут самостоятельно управлять своей обратной связью и карьерным ростом.
  9. Корпоративная сеть для обучения и взаимодействия. Одна из американских компаний выяснила, что 78% процентов ее сотрудников предпочитает учиться у своих коллег. В итоге была разработана корпоративная социальная сеть, чтобы предоставить возможность сотрудникам обучать друг друга. В книге также отмечается, что если организация не предоставит сотруднику нового тысячелетия формализованных каналов для связи с коллегами и наставником, а также для доступа к необходимым знаниям, он найдет способ обойти это ограничение.
  10. Планирование преемственности. Например, к компании American Express разрабатывается (по данным 2010 года) пилотная программа, направленная на обеспечение взаимодействия между работниками, выходящими на пенсию, и новым поколением сотрудников, чтобы обеспечить эффективное планирование преемственности и сохранения ключевых знаний.


Таким видели авторы книги обучение в 2020 году. И это уже совсем близко к нашей реальности, правда? Конечно, есть инструменты, которые используются в большей или меньшей степени, успешно или с обязательной прогулкой по “граблям”. И, в тоже время, все эти прогнозы стали текущей атмосферой корпоративного e-learning: смешанное, мобильное, формальное, неформальное, социальное и мобильное обучение, обмен знаниями внутри компании и новый взгляд на экспертов и контент.

ТРЕНДЫ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ КАРЬЕРЫ 2017


Теперь вернемся к исследованию 2017 Deloitte Global Human Capital Trends и посмотрим, какими еще трендами можно дополнить картину корпоративного обучения в современной компании (перевод отчета смысловой, оригинал вы можете посмотреть по ссылке выше).


Карьера, требующая постоянного обновления навыков


Карьера и обучение становятся настолько близки, что сложно поверить в периодичность получения новых знаний только при изменении в должности, карьерном росте или смене работы. Современный специалист, стремящийся к профессиональной реализации, учится постоянно, осваивая все новые и новые навыки, необходимые бизнесу.


Карьера современного человека может длиться 60-70 лет. При этом период нахождения в одной должности около 4,5 лет, а период жизненного цикла навыков - 5 лет. Грубо говоря, каждые пять лет нам нужно отказаться от устаревшего навыка и приобрести новый. Таким образом, от непрерывного обучения не спрятаться и не скрыться, если ваша компания движется на пути к организации будущего.


Сотрудник, карьерный путь которого продлится более 60 лет, будет ожидать от работодателя помощи в поиске призвания и возможности проявить себя в разных ролях. По результатам исследования Deloitte 83% респондентов заявляют о переходе их компаний от статической карьерной лестницы к более гибким моделям, которые помогают обогатить опыт сотрудников.


trends_2_2.jpg


Доступность контента с ее плюсами и минусами


С одной стороны, у нас появился постоянный доступ и большой выбор различного контента. Khan Academy, Udacity, Udemy, Coursera, NovoEd, edX предоставляют доступ к знаниям буквально по щелчку мыши.


С другой стороны, мы еще не умеем уверенно ориентироваться в этих потоках информации (в связи с необходимостью овладения этим навыком появляется курирование контента).


Новые инструменты для организации обучения


Новые инструменты обучения выходят за рамки традиционных LMS. Появляются мобильные решения, способы интеграции с внешними учебными ресурсами и MOOC (массовыми открытыми онлайн-курсами), возрастает популярность видео-контента и микро-форматов. Новая обучающая среда нуждается в адаптации к мобильности современного человека.


Сегодня недостаточно организовать онлайн-обучение на учебном портале с каталогом электронных курсов. Процессы обучения нуждаются в тесном взаимодействии с бизнесом и другими HR-задачами с ориентацией на инновации, развитие талантов и лидерства.


Повышение значимости навыков взаимодействия


По мере того, как люди становятся более динамичны в своей карьере, возникает потребность в грамотном выстраивании взаимоотношений. Особое внимание в отчете Deloitte уделяется конвергенции — объединению таких направлений, как продажи, маркетинг, дизайн, финансы и ИТ-технологии, в межфункциональные группы для совместной разработки продуктов и решений.


Еще один нюанс касается того, что в компаниях бок о бок будут взаимодействовать представители нескольких поколений. Большинство рабочих мест займут представители поколения Y, родившиеся между 1977 и 1997 годами. И все эти люди будут по-разному работать, обучаться и общаться, проявляя особенности той или иной группы. В этом можно увидеть как преимущества, так и недостатки, требующие особых подходов для налаживания взаимодействия.


Влияние цифровых технологий и постоянная потребность в новых навыках


Очень многие компании сталкиваются с сильным воздействием цифровых технологий и отсутствием навыков для быстрой адаптации к этим постоянно меняющимся условиям. Поэтому возникает необходимость к поощрению сотрудников в освоении новых навыков, ролей, поиску наставников, изучению новых технологий в формате непрерывного адаптивного обучения. Отделы обучения должны принимать активное участие в формировании опыта сотрудника, предоставляя ему удобные инструменты для самосовершенствования и вдохновляя на профессиональный и личностный рост.


Карьера и обучение в организации будущего будут функционировать по новым правилам:
  • от назначенного обучения к самостоятельному выбору учебных целей и программ,
  • от карьеры, которой управляет менеджер сотрудника к карьере, которой сотрудник управляет с помощью выбранных им экспертов,
  • от обучения в назначенное время к постоянному обучению,
  • от тренинговых центров к учебному сообществу лидеров и команд,
  • от учебного контента, предоставляемого экспертом и корпоративным университетом, к контенту, которым может поделиться каждый сотрудник.


Подробнее смотрите в таблице из отчета Deloitte.


trends_2_1.jpg

С чего начать изменение подходов к обучению?


Deloitte в своем отчете дает несколько рекомендаций для тех компаний, которые стремятся к инновациям в области обучения и построения карьеры:
  1. Оцените уровень мобильности внутри компании.
  2. Пересмотрите организационную архитектуру компании и убедитесь, что она способна поддерживать более гибкие карьерные модели.
  3. Выстройте культуру внутреннего подбора персонала.
  4. Следуйте метрикам обучения и используйте эти данные для анализа.
  5. Переходите от учебных программ к формированию культуры обучения и объединению людей.
  6. Модернизируйте LMS, используя новые технологии обучения.
  7. Пересмотрите корпоративный университет, инвестируя в людей с междисциплинарными навыками и программы, находящиеся на стыке функций.
  8. Управляйте брендом работодателя и отслеживайте, насколько ваша компания демонстрирует кандидатам возможности карьерного роста на основе общедоступных рейтингов.


А теперь совсем “свежие” тезисы с выступления некоторых спикеров Международной конференции "Больше чем обучение: непрерывное обучение для нового мира работы, которая состоялась 27 октября 2017. В основном, про тренды, навыки, карьеру, гибкость в обучении и умение быстро меняться, учиться   адаптироваться к условиям развивающегося цифрового мира:
  • Как бы мы не спешили, ни гнались - все равно нерелевантны.
  • Нужно думать не над тем, как бежать быстрее, надо остановиться и подумать. Думать можно только тогда, когда человек находится в рефликсированном состоянии.
  • Непрерывное обучение - сегодняшняя необходимость. Мы вынуждены отвечать на вызовы, которые стоят перед нами.
  • 186 новых профессии к 2030 году.
  • Ответ на вызовы нового мира: творческое мышление, мультиязычность, мультикультурность, программирование, робототехника, искусственный интеллект, управление проектами.
  • 6С - это набор ключевых навыков, помогающих школьникам и студентам адаптироваться в современном мире: общение - коммуникации, сотрудничество, творчество, критическое мышление, уверенность
  • Еще тренды в образовании: персонализация, диджитализация, измерение состояний
  • Чистые программисты не нужны - если он не постановщик задач одновременно и не тестировщик одновременно.
  • Скажи мне - я забуду, научи меня - и я запомню, увлеки меня - и я научусь (как сказал Франклин). Вот третьего пункта не хватает в современном образовании
  • Лозунг рынка рабочей силы 21 века - адаптивность или гибкость в обучении.
  • Те, кто не может познавать, не имеет стратегии образования, обречены на низкооплачиваемые должности, и, в конечном итоге, их заменят роботы.
  • Нужны знания и навыки, и софт скилл. Рабочих мест будет более чем достаточно. Проблема будет в том, чтобы вовремя людей, который будут терять работу, конвертировать в творцов, которые будут создавать рабочие места.
  • 78 лет - это то что ранее было 65 лет. Каждые 10 лет продолжительность жизни повышается на 2-3 года.
  • Тенденции в обучении в плане развития карьеры: получение технических знаний, переключение с одной карьеры на другую.
  • Еще тренды: непрерывное обучение, революция в диджитал, необходимость диджитальных навыков для эффективной работы.
  • Многие профессии будут заменены на новые, важно быть гибким и подстраиваться под новые вызовы. Ручная работа будут заменена на роботов.
  • Люди должны брать на себя больше ответственность и быть менее зависимыми от работодателя.
  • На Coursera самый популярный курс “Как правильно учиться” (более 2 млн просмотров)


Интересные мысли, правда?
Без комментариев, оставим для ваших собственных размышлений.


И немного рекомендаций для тех, кто использует или планирует использовать WebTutor.


Что вы можете реализовать в системе WebTutor для пересмотра подходов к обучению и развитию карьеры сотрудников:
  • организация непрерывного обучения в любое время в любом месте, в том числе на различных устройствах, мобильный контент (подробнее про мобильный HR-портал и про решения для мобильного обучения)
  • автоматизация планов обучения (кейс),
  • LMS как точка доступа, а не хранилище контента, как место для организации потоков рекомендуемого контента и единый источник знаний,
  • интеграция LMS с поставщиками контента,
  • привлечение пользователей учебного портала к разработке электронного контента с помощью простых инструментов внутри LMS (Courselab online),
  • разработка контента и разграничения доступов к различным видам контента с помощью панели контента,
  • возможность создания видео прямо из браузера,
  • организация адаптивного обучения и тестирования на основе компетенций или профилей знаний,
  • механизмы для реализации базы знаний на платформе LMS (кейс),
  • механизмы курируемого контента с помощью инструментов соц.сетей (переход от самостоятельного создания контента к использованию имеющегося внутри и вне компании и построению учебных траекторий для своих сотрудников),
  • организация микрообучения (микро-модули курсов, справочники) с помощью инструментов LMS.
  • Уже в этот четверг, 2 ноября 2017 года, состоится бесплатный вебинар, на котором команда WebSoft расскажет об автоматизации очного обучения при помощи WebTutor. Записаться на вебинар вы можете здесь.


trends11.png


trends13.png


trends10.png

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кейсы и проекты клиентов WebSoft, представленные в 2017 году

Цикл статей "Тренды современного HR". 7. Переход HR-сферы в формат Digital. Итоги цикла

ТОП 10 публикаций 2017 года в блоге WebSoft