Что должна уметь современная LMS


«Слух о моей смерти был сильно преувеличен”

Из телеграммы американского писателя Марка Твена агентству «Ассошиэйтед Пресс», которую он направил в связи с появившимися в газетах сообщениями о его кончине.



В последние годы в дискуссиях в сети и на конференциях, посвященных обучению, часто слышу прогнозы близкой и неминуемой «смерти» LMS -  систем управлением обучением, систем дистанционного обучения. Заменить их должны мобильные приложения, инновационные облачные сервисы и еще не придуманные наукой инструменты.

Я, как правило, отвечаю на эти утверждения приведенной выше цитатой из телеграммы Марка Твена.

Этому есть ряд подтверждений:
·         оценка рынка LMS от компании Zion Market Research – 5.2 млрд в 2016 году, рост до 19 млрд в 2022 году (источник),
·         оценка рынка от CNBC – 5.2 млрд в 2016 году и рост до 16 млрд в течение ближайших 4 лет (источник)
·         темпы роста лидеров рынка, западных компаний, по которым есть открытые данные, также демонстрируют рост (у компании Canvas средние годовые темпы роста выручки в 2016 и 2017 году составили порядка 50%, у компании SABA рост выручки в 2016 году – более 70%).

Да, не смотря на объективные цифры, надо признать, что подход к автоматизации обучения действительно меняется. Теперь LMS вынуждены либо адаптироваться к новым требованиям либо «умереть». Разберемся, что должна уметь  LMS для того, чтобы быть современной, востребованной и «живой».


Что должна уметь современная LMS?

Поддержка мобильных устройств. Современная LMS должна обеспечивать работу обучаемых с системой с любого устройства. Подобрать подходящий способ реализации конкретной задачи проще, когда у вас большой выбор вариантов:
·         мобильная версия учебного портала,
·         мобильное приложение для работы с LMS в режиме online,
·         мобильное приложение для работы с учебным контентом в offline,
·         мобильное приложение для участия в вебинарах,
·         возможность использования чат-ботов для взаимодействия с LMS.

Поддержка различных стандартов. Новые стандарты обмена данными об учебных активностях - TinCan/xAPI - позволяют управлять процессом обучения и консолидировать данные о полученных результатах внутри LMS и вне ее границ. Этот подход становится все более значимым, поэтому в LMS должен поддерживаться не только стандарт SCORM.

Облачные решения. При традиционном подходе LMS размещается на серверах заказчика. Возможность работы из «облака» - существенная альтернатива уже знакомому подходу. Важно, чтобы облачный вариант был дополнительной, а не единственной опцией: многим компаниям хочется иметь возможность держать систему у себя. В ряде случаев заказчики рассматривают и используют оба варианта: для одних задач - «закрытая» система на своих серверах (например, обязательное обучение), для других -  «открытая» облачная версия, доступная из любой точки мира.

Геймификация. Бейджи и уровни, благодарности и рейтинги, достижения и виртуальная валюта – это то, что вовлекает с процесс обучения. Вспомните, с каким интересом мы пролистываем ленту новостей любимой социальной сети или профессионального сообщества. Как приятно узнать, что ваш отзыв о книге пользуется большой популярностью среди участников некого рецензионного книжного ресурса. Современную LMS невозможно представить без подобных игровых механик, которые мы уже привыкли использовать в своей ежедневной жизни.

Встроенные социальные инструменты. Это возможность реализовывать в LMS различные сценарии социальных взаимодействий между обучаемыми, экспертами, преподавателями. А также - сочетать социальные механизмы с другими инструментами обучения: геймификацией, традиционными e-learning-курсами, вебинарами. Например, пообщался с коллегами после вебинара – заработал бейдж. Примеры социальных инструментов: встроенные аналоги социальной сети, возможность обсуждения и комментирования учебного контента и мероприятий, лайки, и разнообразные рейтинги (курсов, учебных ресурсов, преподавателей).

Агрегация и интеграция различных форм контента. Ни один учебный центр, какими бы ресурсами он не обладал, не сможет создать или купить весь контент, необходимый для обучения сотрудников. При этом на рынке появляется все больше провайдеров контента, доступных в формате онлайн-сервисов: библиотеки электронных книг, дайджестов, обучающего и развивающего видео, агрегаторы контента. LMS может решить задачу совмещения внутреннего контента, разработанного в компании, и внешнего, представленного провайдерами. Для этого необходимы специальные инструменты. В идеале, готовые интеграционные решения для взаимодействия с ведущими провайдерами.

Как это реализуется: администратор LMS или программное обеспечение LMS строят траектории курсов и маршруты обучения, используя внутренний и внешний контент. При этом для обучаемого работа с различными источниками максимально простая и прозрачная, а статистика всех результатов обучения агрегируется в едином месте - LMS.

Адаптивность. Количество изученных человеко-курсов больше не является главным KPI при внедрении LMS. Сейчас мы понимаем, что изучение ненужных сотруднику курсов -  это потеря времени и мотивации сотрудников, а также времени и денег компании. Для того чтобы строить индивидуальные траектории обучения, точнее понимать уровень знаний, экономить время на обучение без потери качества, нужны адаптивные технологии обучения и тестирования. Поэтому современная LMS система – это обязательное наличие встроенных инструментов адаптивности.

Работа в скрытом режиме, «невидимая» или invisible LMS. Все чаще компании сталкиваются с потребностью интегрировать сервисы обучения с основными бизнес-процессами компании. Поэтому современная LMS должна обладать программным интерфейсом (API) для взаимодействия с внешними системами и возможностью запускать основные инструменты системы: курсы, тесты, вебинары, электронные книги. Причем делать это в скрытом режиме без дополнительной авторизации, минуя основной интерфейс учебного портала.

Реальный кейс: сотруднику Call-центра при входе в интерфейс основной системы предлагается пройти тест, а в случае неудачного результата - курс. Тест и курс запускаются прямо из интерфейса информационной системы Call-центра. Сотрудник даже не догадывается о том, что за назначение теста и запуск курса отвечает LMS система, действиями которой управляет другой программный продукт.

Открытость к интеграции с новыми инструментами. В мире электронного обучения каждый месяц рождаются новые инструменты, которые нужно встроить в учебный процесс и автоматизировать с помощью LMS: виртуальная реальность, дополненная реальность, прокторинг. Составить исчерпывающий список невозможно, так как он потеряет свою актуальность еще до момента завершения. Оптимальный выход на сегодня - удостовериться в том, что LMS обладает встроенными инструментами для максимально гибкой интеграции с новыми инструментами. В идеале, является открытой для сообщества своих пользователей с точки зрения расширения функционала.

Новые подходы в разработке и управлении учебным контентом в LMS:

·         Многообразие способов организации и доставки. Компоновать элементы контента в курсы с жесткой структурой – традиционная модель. Помимо нее, в LMS необходимы другие способы организации и доставки учебного: механизмы микрообучения и каналы контента, доставляемые мобильные приложения, чат-боты, традиционные интерфейсы порталов.
·         Курируемый и пользовательский контент. Дать возможность пользователям учебного портала самим создавать и загружать контент – необходимый функционал современной LMS. Это позволит выстраивать обучение по технологии курируемого контента. Представьте, что закрепленный за определенной темой эксперт сможет вести в LMS свой канал, блог или курс. Там он будет агрегировать контент различных форматов, используя внутренние и внешние источники.
·         Простые средства для разработки. Пользователям и экспертам, которые не являются профессионалами в области e-learning, нужны максимально простые инструменты для разработки. Такие, которые не требуют обучения и работают прямо из веб-интерфейса LMS. При этом важно, чтобы созданный контент одинаково хорошо проигрывался на всех устройствах, с помощью которых его изучают.
·         Многообразие форматов. Современная LMS должна поддерживать все форматы контента, которые могут использоваться в процессе обучения: от текста и электронной книги до видео (в идеале, в режиме стриминга), интерактивного модуля или симулятора.

Это весь перечень умений LMS?

Рассмотренные критерии не исчерпывающие, но критично важные при выборе LMS платформы, которой ваша компания планирует пользоваться длительное время. Поэтому просите вашего поставщика LMS продемонстрировать описанные возможности или показать вам «дорожную карту» развития продукта. На этапе выборе важно убедится в том, что модель обучения, представленная в LMS, не устареет вместе с выбранной системой через несколько лет.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Кейсы и проекты клиентов WebSoft, представленные в 2017 году

Цикл статей "Тренды современного HR". 7. Переход HR-сферы в формат Digital. Итоги цикла

ТОП 10 публикаций 2017 года в блоге WebSoft