Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Форум – орудие тьютора

Продолжаем знакомство с опытом работы тьюторов Светланы Яскевич и Елены Локтевой. В прошлый раз речь шла об использовании мессенждеров в ходе смешанного обучения веб-дизайнеров. Сегодня Елена и Светлана делятся опытом использования форума. Их позиции далеко не всегда совпадают, однако очевидно, что оба тьютора озабочены результативностью учебы своих подопечных и созданием комфортного психологического и учебного климата для них.

1. Какой смысл имеет web-форум в деле смешанной и дистанционной подготовки веб-дизайнеров?
С.Я.:
На мой взгляд, использование форумов в обучении целесообразно с нескольких позиций:
а) для информирования и педагогической поддержки обучающихся;
б) с целью организация технической помощи и поддержки;
в) в качестве инструмента решения текущих учебных задач (обсуждение творческих работ, спорных вопросов, актуальных проблем и т.п., консультация, например, по курсовым работам и т.д.);
г) как средство мотивирования обучающихся.
Е.Л.: Форум – неплохое «место» для общения между участниками учебного процесса. Удобен он, в первую очередь, тем, что позволяет в рамках одного курса создать несколько различных тематических обсуждений. Слушатель, попав на такой форум, легко сориентируется, в рамках какой темы стоит выносить на общий суд возникший у него вопрос. Опять же, если волнующий его вопрос уже поднимался на форуме, ответ на него несложно найти.
В.Н.: Светлана, уточните, пожалуйста, каким образом Вы влияете на мотивацию обучаемых с помощью форума.
С.Я.:
Прежде всего, позитивность реакции на любое действие обучаемых. Сначала отмечается все положительное, на негатив реакция подается в форме размышлений или уточняющих вопросов. Затем, скорость реагирования: чем оперативнее ты поможешь обучаемому, тем больше шансов, что его мотивация не ослабнет, а, наоборот, усилится. И, наконец, прямые побуждения к действию: предложение что-то почитать, попробовать решить проблему иначе, выполнить то или иное задание.

2. Какие разделы имеются на форуме вашей образовательной программы?
Е.Л.: Самые разные. В первую очередь создаются форумы по преподаваемым курсам. Доступ к таким форумам имеют преподаватели, слушатели и менеджеры, работающие с этим курсом.
Например, создается форум, который состоит из следующих тем: «Вопросы по теоретическим материалам», «Вопросы по практическим заданиям», «Вопросы по тестам» и т. п.
Зачастую у слушателей возникают вопросы, не по какому-либо курсу, а, например, по поводу сессии, или по поводу работы с СДО. Для их освещения создаются отдельные форумы, открытые для всех зарегистрированных участников.
С.Я.: Некоторым разделам или темам, которые касаются обсуждения конкретных курсов, учитывая возраст обучаемых и преподающих, я даю неформальные названия, например: «Помоги себе и ближнему своему!», «Внимание, ВОПРОС по ТЕСТУ!», «Творческому заданию - ДА!», «С проблемами, вопросами и достижениями при выполнении лабораторных работ СЮДА!», «Мне нравится!». Была у нас еще рубрика «Мне не нравится», но она себя не оправдала (в течении трех или четырех месяцев в нее не было ни одного сообщения) и была удалена.

3. Как часто, с Вашей точки зрения, обучаемым следует заходить на форум?
Е.Л.: Я вообще не стала бы ставить вопрос так, тем более, когда речь идет о подготовке IT-специалистов.
Дистанционное обучение, в первую очередь, - обучение гибкое. Форум – это инструмент. Каждый волен решить для себя, как часто ему необходим этот инструмент, для чего он его будет использовать
С.Я.: На мой взгляд, очень часто. Я стараюсь внушить своим обучаемым следующие правила:
1. Посещение форума несколько раз в день, чтобы не «отстать от жизни».
2. Проявить себя на форуме.
3. Со всем наболевшим – срочно на форум!
Невооруженным взглядом видно, что эти правила касаются не только обучаемых, но и (в еще большей степени) преподавателей.

4. Как часто обучаемые заходят на форум в действительности? Какие учащиеся наиболее активны, а какие наиболее пассивны или не участвует в форуме вовсе?
Е.Л.: Наши слушатели весьма по-разному применяют форум.
Есть слушатели, которые достаточно активны для того, чтоб не только задавать свои вопросы, но и даже отвечать на вопросы других слушателей, вступать в дискуссии и т. п. Я только приветствую подобную активность, конечно, если она в теме форума и не провоцирует конфликтов.
Есть такие, кто недостаточно активен даже для того, чтобы просто зайти и почитать, что там пишут. Я их не упрекаю в этом, не заставляю посещать.
Я не настаиваю на активном использовании форума слушателями, но сама делаю все для того, чтобы форум не «простаивал», чтоб он жил и развивался. Ведь форум – это средство общения, а общение – это серьезный мотивационный инструмент, при условии, что это общение приносит пользу, что оно интересно, и дает положительные эмоции участникам учебного процесса. Значит, моя задача как модератора – сделать форум интересным, актуальным, побуждающим к общению.
С.Я.: Не так активно, как бы мне хотелось... Как правило, наиболее активны на форуме те, кто активен и в учебном процессе (имеется в виду активность «прохождения» курса и выполнение заданий). Еще один фактор, влияющий на активность – технический (наличие Интернета дома или на работе). Здесь еще имеются трудности.

5. Что потерял бы и что приобрел ваш учебный процесс, если бы web-форума не существовало?
Е.Л.: Потерял бы одно из средств общения и обмена мнениями, опытом.
А если говорить о приобретениях, то отсутствие какого-то инструмента побудило бы искать другие сервисы и формы общения. Не исключено, что в результате можно было бы найти нечто более эффективное, чем форум. Но экспериментировать «на эту тему» я пока не готова :).
С.Я.: Потерял бы:
- важный канал обратной связи;
- хорошее средство организации учебного процесса;
- хорошее средство мотивирования учащихся.
Приобрел?! Разве, потеряв что-то, можно приобрести?! Считаю, что потенциал форумов целиком мной еще не раскрыт. Пока я не в полной мере открыла для себя все возможности, которые предоставляет сервис форума для выстраивания и регулирования учебного процесса. Следует искать и реализовывать иные способы и возможности повышения активности обеих сторон - и тьюторов и обучающихся - на форуме. Самым действенным (как мне видится на сегодняшний день) способом эту самую активность повысить – наполнить форум актуальной, полезной и интересной информацией. Такой, которая гарантировала бы активную работу на форуме.
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Как и зачем организовывать доработки информационных систем HR-автоматизации под свои потребности

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?