Websoft

понедельник, апреля 30, 2007

Тезисы о ненасильственной интерактивности

0. На недавнем тренинге, посвященном работе со средством разработки электронных курсов CourseLab, между его участниками возник разговор об использовании корпоративных форумов в интересах дистанционного обучения. Факты приводились разные: форумы не используются, как следует, интерес к ним быстро угасает, на них быстро возникают «клубы по интересам»: байкерские, кошководов; молодых мам и пр. А почему бы и нет? Всякое свободное волеизъявление персонала, если оно находится в рамках приличия и закона, по-моему, заслуживает уважения и поощрения.
Наличие в виртуальном пространстве компании клубов по интересам, при умелом модерировании, скорее пойдет на пользу, а не во вред корпоративной культуре. Однако специалистам учебных центров, естественно, желалось, чтобы площадки для выражения мнений сотрудников напрямую служили образовательным целям. Они недвусмысленно формулировали запрос к разработчикам СДО:
необходимо создать на учебных порталах «место», где осуществлялись бы интеракции между сотрудниками и учебными центрами, с одной стороны, и между обучаемыми друг с другом — с другой. При этом, заметим, обучаемые могут быть действительными обучаемыми, ранее обучавшимися или теми, кому это еще предстоит.
0.1. В этом блоге неоднократно публиковались материалы и ссылки на источники об использовании wiki и блогов в обучении
(Ссылка
Ссылка
и др. )

Пожалуй, пора от констатации факта образовательных возможностей разного рода виртуальных тусовок переходить к исследованию возможностей их использования и, кто знает, создания соответствующего ПО.
1. Блоги, формумы и wiki предоставляют пользователям возможность осуществления свободных интеракций. Однако свобода должна быть управляемой. Эрик Фромм различал два вида свободы: «свободу От» (обязанностей, норм, самоограничений и т.п.) и «свободу Для» (достижения конструктивных целей, реализации созидательных начал). Первый тип свободы носит неуправляемый характер, сродни разнузданному анархизму, другой — является управляемым, поскольку сам ее приверженец добровольно и сознательно берет на себя ответственность за свои действия и их последствия.
2. Следовательно, «места» свободных интеракций в СДО должны быть управляемы.
3. Свободная интерактивность может быть реализована в рамках корпоративного обучения в следующих формах:
- пользователи отвечают на открытые вопросы либо приглашаются к дискуссии
При этом вопросы должны быть сформулированы так, чтобы быть актуальными как для сотрудников, так и для компании и, разумеется, отвечать целям бизнеса
- пользователи размещают свои посты в соответствии с заданными правилами
К примеру, им предлагается внести некое предложение, касающееся решения актуального для организационной деятельности противоречия. Свои мысли он оформляет и излагает в соответствии шаблоном:
Опишите противоречие, которое может быть разрешено с помощью Вашего предложения:
Что … …. (место ввода) противоречит чему? … …(место ввода)
Когда противоречие обостриться до предела, произойдет следующее: … …
Противоречие возникло потому, что …
Это противоречие можно разрешить так: … …
или так … ….
или так … …
Если противоречие будет развиваться и разрешаться само собой, это приведет к … …
Процесс разрешения противоречия будет управляем, если … …

- пользователи принимают участие в распределенных играх (индивидуально или в командах)
Приведу в качестве примера несколько бизнес-игр (безотносительно их качества), имеющих хождение в Рунете:
"Брендагочи" (www.brandagochi.com), "Рашка" (www.rashka.ru), Virtonomica (www.virta.ru)
- пользователи решают бизнес-кейсы (индивидуально или в командах)
- пользователи участвуют в корпоративных конкурсах
(индивидуально или в составе подразделений)
- пользователи генерируют информацию, отвечая на специально разработанные системы вопросов — риторические эвристиками /см.: Ссылка /
- пользователи отвечают закрытые вопросы, на которые они не могут не дать индивидуального ответа

В таких вопросах предлагаемые альтернативы исчерпывающим образом описываю предмет, и обучаемому нежно лишь выбрать альтернативу, выражающему его собственную позицию касательно задания

Например:
Укажите свой пол: М Ж
Или сложнее:
Клиент — тинейджер с гребешком на голове, в грязной и рваной одежде, нагрубил вам. Как вы отреагируете на его поведение?
Пассивно
Нейтрально
Агрессивно
(примеры, конечно, не самые показательные, зато наглядно иллюстрируют мысль)

В этих тезисах представлена лишь первая попытка размышлений о целенаправленном использовании форумов, wiki и блогов в интересах корпоративного обучения. Буду благодарен коллегам за предложения и комментарии. Так совместными усилиями мы отыщем новые способы и формы использования "мест для самовыражения обучаемых" в e-learning.

2 комментария:

Алексей Корольков комментирует...

Владимир, на мой взгляд основной вопрос при ипользовании описанных Вами средств коммуникации - мотивация. Я понимаю почему байкеры или садоводы обмениваются мнениями (не совсем понимаю почему на учебном портале, а не на тематическом сайте, хотя возможно с коллегами интереснее). Еще могу понять, что ипользование wiki
облегчает жизнь при совместной работе над материалами (вместо бмена бесконечными e-mailами), хотя этому еще нужно людей научить.

Для перечисленных учебных целей людей придется заставлять или придумавать какие-то фишки и бонусы, чтобы они общались и играли. Так что где-то получится "насильственная" интерактивность...

Владимир Наумов комментирует...

Алексей,
cпасибо за тонкое замечание!
Ненасильственность имеет место там, где человек ответственно (= добровольно, с моей точки зрения) действует в соответствии со своими потребностями и побуждениями. На то педдизайн и нужен, чтобы угадывать мотивацию обучаемых и строить учебный процесс в соответствии с ней. Этому и будут служить те самые фишки/бонусы за право действовать свободно.
На граждан и на бизнес, однако, по-прежнему давит столб воздуха - сами жизненные обстоятельства ограничивают возможности удовлетворения желаний и достижения целей.
В силу этого мотивация сотрудников к учению — лишь полдела. Нужна еще и соответствующая кадровая политика и корпоративная культура, готовые и способные удовлетворять "мотивационному профилю" персонала. Топ-менеджмент определяет, сколько свободы От и свободы Для кому позволено, какие бонусы раздавать, а это, в свою очередь, нивелирует мотивацию сотрудников. Главное здесь с точки зрения обучения – соблюсти баланс интересов компании и обучаемых. Заниматься этим, в том числе формировать политику раздачи бонусов, – прерогатива HR-служб и центров обучения. А вот задача разработчиков систем ДО — создать инструменты, обеспечивающие не только свободное, личностно мотивированное, волеизъявление обучаемых по поводу обучения, но и влияющее на формирование корпоративной культуры и внутриорганизационных коммуникаций.
Ненасильственная интерактивность требует комплексного решения.