Websoft

понедельник, мая 28, 2007

Наивные заметки о Web 2.0 и электронном обучении

Увлечение бизнеса (точнее, специалистов в корпоративному обучению и управлению знаниями) Web 2.0 Ссылка во многом напоминает модное поветрие. Не выплескивается ли «старый ребенок» — e-learning — в угоду новой забаве — Web 2.0?

Попытки разобраться в этом вопросе заставили задуматься о судьбе корпоративного электронного обучения и коварстве Web 2.0 по отношению к нему.
В голове невольно составился перечень наивных вопросов, ответы на которые хотелось бы получить от коллег в блоге (одном, кстати, из детищ 2-го Web’a).
Грешен, люблю по-детски непосредственные вопросы: они позволяют «прогуляться по методологическим основаниям» интересующих явлений.

Итак:
1. Как относится Web 2.0 к e-learning: является его следствием? частью? продолжением? потомком? могильщиком? конкурентом? не имеет к последнему прямого отношения? ... ?
2. Являются ли технологии Web 2.0 хоть чуть-чуть обучающими или это нечто принципиально иное?
3. Очевидно, что подходы Web 2.0 стихийно (как бабочки над лугом и или первый опыт секса) обеспечивают процессы самообразования и образования пользователей, едва ли являясь при этом собственно обучающими (и педагогическими). Не становимся ли мы свидетелями появления еще одного глобального инструмента, обеспечивающего стихийные образование и воспитания ?
4. Концепция и приложения Web 2.0 обеспечивают в компаниях ненасильственную интерактивность — (обмен действиями /действия бывают и речевыми/). Не приведет ли это к нашенским стандартным крайностям на корпоративных ресурсах
а) обсуждению нереалистических прожектов
или
б) маргинализации Web-пространства, к провозглашению этакой «виртуальной Запорожской Сечи»?
5. Принцип коллективного разума (collective intelligence) и растущее влияние виртуального мира Web 2.0 на реальную жизнь организаций Ссылка ставят менеджмент перед выбором той инстанции, которая будет управлять Web 2.0 в бизнесе. Способны ли на это корпоративные учебные центры и университеты?
6. Способны ли СДО (=LMS) взять на себя еще и функцию использования потенциала Web 2.0 в мирных целях образования персонала?
7. Как будут переименованы СДО (=LMS) после того, как продемонстрируют способность интегрировать себя с (?) или в себя (?) Web 2.0?

9 комментариев:

Алексей Корольков комментирует...

Есть одна проблема с web 2.0 - в самом конце ELearn Expo выступал Джон Вон Эйкен который в очень эмоциональной манере рассказал, что все нынешние корпоративные и вузовские порталы sucks (отстой) т.к. им далеко до MySpace, YouTube и всех остальных развлечений мира. Вывод который он сделал - делайте свои системы более cool (крутими) и люди к вам потянутся :) Только одного я не понял - почему когда есть youtube, myspace и livejournal и доступ в интернет люди будут обмениваться знаниями по технологии web 2.0 на своем корпоративном портале :))

Valery L Leontyev комментирует...

Алексей, мне кажется он немного не про то говорил :-) Скорей речь шла о другом уровне и приема общения. Тот же товарищ показывал увлекательные виртуальные миры (которые кстати мне очень сильно напомнили старый старый проект Active Worlds) и призывал строить общение с помощью виртуального визуального пространства. Это мне кажется крайности (в смысле заявлений о том, что ВСЕ встречи надо проводить в таком режиме), но как один из приемов очень неплох.
И еще одна мысль - я думаю как и все остальные технологии эта также войдет в наш виртуальный быт и каждый найдет в ней что то свое для себя. Так что излишняя тревога и озабоченность мне кажется тут ни к чему.

Алексей Корольков комментирует...

Валерий, мне помнится, что про виртуальные миры, в частности про Second Life говорили другие товарищи (из Serious Games, IBM ит.п.). А Вон Эйкен именно про то, что надо общаться с молодежью на их языке, использовать технологии и визуальные средства из текущего времени, а не из позавчера, т.е.wiki и социальные сети, а не static html и форумы и т.п.

В целом я согласен с его словами, хотя мой предыдущий вопрос остается в силе - насколько актуально корпоративным системам соревноваться с интернет-приложениями за интерес пользователей. Это как совет Microsoft - сделайте MS Word таким же прикольным как WOW ;)

Алексей Корольков комментирует...

В продолжении предыдущего поста - технологии web 2.0 принципиально стирают границы - я могу писать статью про Ван Гога в Википедии вместе с человеком из Малайзии, которого никогда не видел. Корпорация же это границы в любом случае - все что вне ее - это "за границей"...

Alexander N Zubakov комментирует...

Да даже термин есть eLearning 2.0 - использование технологий Web 2.0 в eLearning. В английской wikipedia, по-моему, статья есть.

Алексей Корольков комментирует...

Хорошее видео про web 2.0 на сайте газеты Guardian

Владимир Наумов комментирует...

Я согласен c Джоном Вон Эйкеном, что вузовские порталы если не полный отстой, то полуотстой (сравни: "дурак" и "полудурок").
Однако:
Обучение не совсем развлечение. Обучение-с-развлечением (корпоративное)возможно, по-моему, при помощи специальных методических (=обучающих) приемов. Пока вижу таких приемов лишь три: 1. юмор (учебный курс иронизирует над самим собой /своим содержанием/: мол, чему я вас, взрослых людей научу, сами учитесь);
2. ирония (учебный курс иронизирует над собой, что поставил обучаемого в неловкое положение, когда тот неверно что-то сделал);
3. игровая симуляция.
Есть еще некоторые соображения, да их еще рановато обнародовать.

О мотивации персонала ходить на корпоративные Web-2.0.-ресурсы:
Туда нужно допускать не всех поголовно, а тех, кто в рамках компании:
1. заинтересован в карьерном и/или профессиональном росте;
2. заинтересованно участвует оптимизации оргпроцессов (от корпортивной культуры и стиля управления до общения среди уборщиков);
3. движет производственные технологии;
4. не-знаю-кто-еще, но Те-кто- способен-ответственно- (=добровольно)-модернизировать то, что целесообразно подвергнуть конструктивной модернизации.

Уж больно много моды и пены в разговорах вокруг и около Web 2.0. Прямо поветрие какое-то!
А проблема в контексте ДО и e-learning, по-моеиу, выеденного яйца не стоит:
1. досточно включать в традиционные технологии обучения элементы Web 2.0. там, где есть резон прибегать к услугам технологии коллективного разума (в частности, для тьюториала и проведения учебных дискуссий и голосований);
2. предоставить приложения Web 2.0. той части корпоративной элиты, которая способна и реализовала способность быть нейроном в сети корпоративного разума.

анализ веб разработки комментирует...

разработка товара разработка сайтов http://web-miheeff.ru разработка товара

Анонимный комментирует...

технологии web 2.0 это прорыв
Мои сайты:
Продажа катков дорожных
Продажа бульдозеров и грейдеров