Педагогический дизайн: три стратегии в организации курсов

Продолжая разговор о педагогическом дизайне (Ссылка и Ссылка) , об общем и отличном в деятельности дизайнера e-learning и тренера, хотелось бы обсудить три стратегии организации учебной коммуникации то ли в ходе «живого» тренинга или семинара, то ли в ходе ДО:

1. Инструментальная стратегия
Учебный курс используется как источник информации, включенной в контекст практической деятельности.
Здесь:
  • Содержание курса выступает средством достижения той или иной практической цели
  • Тренер или преподаватель задает эту цель, доводит ее до обучаемого
  • Управляемость процесса обучения и контроль его результатов вполне достижимы
  • Тренер/преподаватель/автор единолично господствует над процессом обучения, подчиняя его своим убеждениям, стереотипам и вкусу

Данная стратегия наиболее уместна для вооружения персонала необходимыми знаниями, умениями и навыками. Соответствие учебного содержания практической задаче прозрачно и в принципе контролируемо

Инструментальная стратегия является наиболее традиционной и популярной. Она требует скорее преподавателя, нежели тренера. Относительно легко реализуема в «живом» и электронном видах, начиная от лекций и стандартных э-книг с тестами и заканчивая высокодинамичными «живыми» тренингами и электронными симуляциями

2. Презентационная стратегия

Данная стратегия направлена на внушение обучаемому неких ценностей и идеалов. Она не требует рациональных процедур, а подразумевает принятие учебной информации как некого сокровенного знания, критическое отношение к которому в принципе нежелательно. Например, банку N заблагорассудилось внушить новым сотрудникам, что его бизнес-сила— в них самих, а сотовому оператору L — что к коллегам нужно относится так же профессионально, как и к клиентам

Здесь:

  • Содержание курсов носит некий близкий к сакральному характер, требует принятия знаний на веру зачастую вопреки разуму и жизненному опыту
  • Тренер/преподаватель/автор является проводником знания (медиумом), его задача ― обеспечить открытость обучаемого к бузусловному восприятию неких корпоративных ценностей, норм и идеалов
  • От обучаемого требуется безусловное принятие транслируемого знания, он должен таким знанием проникнуться
  • Контроль промежуточных и конечного результат затруднен (вынужденно принимается на веру), по меньшей мере, во временных границах самого учебного процесса

Компании заинтересованы в реализации такой стратегии обычно в курсах, призванных обеспечить адаптацию новых сотрудников, восприятие требований корпоративной культуры, норм профессиональной этики и этикета. На мой взгляд, именно подобного рода курсы удаются хуже всего главным образом из-за того, что «сакральная» цель подобной стратегии на практике достигается не соответствующими ей средствами, а обычно характерными для инструментальной. В результате у обучаемых возникает отнюдь не лучшее впечатление не только о курсе, но и ироничное отношении к компании в целом.
Именно в презентационной стратегии, куда больше, чем в других, востребована харизматичность транслятора знания. Будь то тренер или э-курс


3. Интерактивная стратегия

Интерактивная стратегия рассчитана не столько на трансляцию знаний, умений и навыков, сколько на ответную реакцию обучаемого на них. В данной стратегии ведущим образовательным процессом становится не преподавание, а учение

Здесь обучаемый демонстрирует особую активность:

  • Задает вопросы
  • Интерпретирует полученную информацию
  • Самостоятельно относит ее к тому или иному классу
  • Соотносит ее с собственными знаниями, опытом и/или деятельностью, изменяя их, расширяя (сужая) их границы

Чтобы обучаться, обучаемый принимает участие в неких коммуникативных действиях (обычно условных, учебных), являющихся для него актом экспериментирования над собой. Результаты подобного экспериментирования, как правило, неожиданны для самого обучаемого. Они то и могут явиться результатами обучения, если на их основе станут

  • приниматься решения
  • предприниматься практические действия

Контролируемыми параметрами при такой стратегии обучения становятся уникальность, новизна, оргинальности и креативность.

Нужна ли такая стратегия массовому отечественному бизнес-образованию или она так и останется «личным делом» отдельных тренеров и педагогических дизайнеров, вот в чем вопрос

Комментарии

Константин написал(а)…
В принципе, "Презентационную стратегию" тоже можно успешно реализовать, при условии, что контент будет эмоционально насыщен, неожиданным для обучаемого. Это поможет целиком захватить внимание обучаемого и передать ему основную мысль. Но вот только эта мысль все-таки действительно должна выдерживать критическую проверку обучаемым, иначе все усилия будут напрасными. Поэтому связка "эмоции - логически выстроенная основная мысль" представляется хорошим способом для передачи таких "скаральных знаний" :)
Владимир Наумов написал(а)…
Константин,
спасибо за толковый отклик. Проблема еще и в том, что "неожиданность" для обучаемого эмоционального начала и его логическая поддержка в электронном обучении может существенно повысить цену продукта

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?