Websoft

пятница, ноября 16, 2007

Связывание заданий

Продолжаем развивать начатую ранее тему увеличения вероятности выполнения обучаемым ваших заданий.

Техника: Формулирование двойной задачи, обычно более эффективно, чем два отдельных задания.

Метафора: Родитель может сказать: «Дима, как только уберёшь свой велосипед, сходи и закрой дверь гаража». Это звучит как единое задание, одна часть которого способствует выполнению другой, и, таким образом, создается впечатление, что задача становится легче. Просьба убрать велосипед, затем просьба пойти и закрыть дверь гаража звучат как два отдельных необъединенных задания. В ответ на два отдельных задания можно легко дать отказ выполнить первую или вторую задачу, или обе вместе. Но что означает отказ, когда обе задачи объединены в одно задание? Что он не отложит велосипед? Или что он не пойдет к гаражу? Или не закроет дверь гаража?
Размер усилия, необходимого для идентификации того, от чего человек отказывается, сам по себе является средством, удерживающим от отказа. Человек вряд ли может отказаться делать все. Следовательно, Дима может неохотно выполнить задание, но не будет заниматься анализом ситуации. Если ему давать эти задания по отдельности, то в ответ на каждое задание он сможет сказать: «Попозже». Но в ответ на объединенное задание он вряд ли сможет сказать «позже», так как, если он отложит велосипед «потом», то он «немедленно» должен идти к гаражу и «немедленно» закрыть дверь. Для этого нужны специальные рассуждения, но это «эмоциональные» рассуждения, которые обычно сложны в повседневной жизни, а повседневная жизнь — не упражнение в логике.

Литература: Бэндлер Р, Гриндер Д. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона/ Издательство «Флинта», Сыктывкар, 2000. — 184 с.

На фото: Милтон Эриксон — автор техники предписания двойной задачи — всемирно известный американский психотерапевт.

4 комментария:

Владимир Наумов комментирует...

Андрей, не могли бы Вы поянить, в каких учебных ситуациях техника формулирования двойной задачи и техника влияния, описанная в посте про эксперимент Эллен Лангер (несколько ранее она была описана в "Психологии влияния" Робертом Чалдинни), уместны в эл. обучении. Те же Бендлер с Гриндером в другой книге про эриксоновский подход "Формирование транса" говорили примерно следующее: "Главное - дифференцировать. Умнее тот, кто умеет тоньше различать"

Андрей Балыков комментирует...

---
Эти приёмы, уместны всюду, где автор обращается с какой-либо просьбой к обучающемуся. И если курс состоит не из одних только из лекций, то такие просьбы встречаются повсеместно.

Пожалуйста, сходу пишу пример к технике «потому что» на основе инструкции к тестовому заданию: «Отвечайте, первое, что придёт в голову, не задерживаясь сильно на размышлениях, поскольку этот тест не имеет верных или не верных ответов. Просим вас отвечать искренне, потому что так вы сможете извлечь для себя максимальную пользу, анализируя результаты теста. В любом случае вы ни чем не рискуете, отвечая искренне, поскольку ваши варианты ответов нигде не сохраняются». Только что применил этот приём три раза подряд в одном абзаце.

А, вот, например, как можно было бы осуществить переход от этого теста к следующему за ним практическому заданию, используя предписание двойной задачи: «Отвечая на вопросы следующего практического задания, продолжайте анализ своего управленческого стиля, начатый вами только что при оценке результатов диагностического теста».

Или вот, пример комбинированного варианта формулировки практического задания: «Отсортировывая признаки позитивного психологического климата в коллективе от негативных, отмечайте, какие из признаков наиболее характерны для вашего окружения, тогда вам будет проще выполнять следующее за этим практическое задание». Только что в одном предложении применил и предписание двойной задачи, и технику «потому что».

Как видите, ничего особенного. Обычные формулировки, часто встречающиеся во многих учебных курсах.

Моё мнение таково, что хорошо, когда автор использует эти приёмы и вдвойне хорошо, если он отдаёт себе отчёт, что именно он делает, и как это работает.
---

Андрей Балыков комментирует...

---
Да, ещё эксперимент Эллен Лангер упоминается в книге: Шатин Ю.В. Построение рекламного текста, 2-ое изд. – М.: Бератор-Пресс, 2003.

Интересно, а она действительно проводила этот эксперимент ;)

Одна надежда — на авторитет Гарварда…
---

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо, Андрей, за комментарии. Действительно, очень важно, чтобы авторы и преподаватели осознанно и операционально использовали эти приемы.