Websoft

понедельник, апреля 14, 2008

Тьютор и преподаватель: какая разница?

В большинстве объемных публикаций по теории ДО авторы (особенно специалисты в сфере высшего и школьного образования) настоятельно выпячивают идею о принципиальном отличии удаленного тьюторинга и классического преподавания. Так ли это? Что думают об этом практики?
В поисках отгадки я вновь обратился к действующими тьюторам, Елене Локтевой и Светлане Яскевич, с вопросом:
1. Какими специфическими профессиональными компетенциями должен обладать тьютор, работающий в дистанционном режиме (в отличие от преподавателя, работающего в учебной аудитории)?

Елена Локтева: Что-то мне подсказывает, что как только я начну их перечислять, станет очевидно, что ничего особо специфического от тьютора-онлайнера не требуется :) Поэтому я просто постараюсь назвать то, что мне кажется обязательным, а уж насколько оно специфическое, не возьмусь судить.
1. Тьютор должен хорошо владеть приемами, мотивирующими к обучению.
2. В дистанционном режиме, с моей точки зрения, больше позволительно и даже уместно неформальное общение, нежели общение в строгом академическом стиле.
3. Тьютор должен быть доброжелательным. Даже если чувствуется, что от студентов идет негатив, должен быстро находить способы его сглаживать и переводить на позитивные рельсы.
4. Тьютор должен быть более внимателен к тому, что он говорит и особенно – к тому, что он пишет. Поскольку довольно много приходится общаться с помощью мессенджеров, форумов и т. п., письменная речь должна быть на хорошем уровне. Как, кстати, и скорость набора. Тьютор, который в режиме реального времени набирает ответ слушателю одним пальцем, в то время, как его уже о чем-то спрашивает еще один слушатель, будет испытывать определенные затруднения.
5. Тьютор должен хорошо владеть информационными технологиями, которые использует для работы в дистанционном режиме. Это не значит, что он должен быть профи во Flash-программировании или 3d-моделировании. Но если он использует в работе LMS, блоги, электронную почту и т.п., должен уметь этим пользоваться, а не звать на помощь каждый раз кого-нибудь, кто приаттачит файлик к ответу для слушателя или добавит новый пост в блоге.
6. Тьютор должен уметь работать в команде.
Во-первых, это позволит ему в полной мере использовать такое преимущество ДО, как возможность привлекать к работе над материалами курсов других специалистов, которые, возможно, довольно удалены от него.
Во-вторых, если тьютор выступает в качестве автора электронного курса, над которым работает еще и группа разработчиков, навыки работы в команде ему очень пригодятся.
В-третьих, для работы со слушателями можно привлечь очень много ресурсов, и эти ресурсы должны постоянно поддерживаться и обновляться. Рано или поздно тьютор может перестать справляться с таким объемом работ, и тогда будет целесообразно пригласить других тьюторов, и разделить с ними задачи по сопровождению курса (например, один тьютор выступает в качестве консультанта на форуме, второй пишет статьи для wiki или блогов и т.п.).
Возможно, я упустила еще какие-то особенности. Буду рада, если кто-то выскажется и добавит свою точку зрения. :)

Светлана Яскевич: Нельзя сказать, что тьютор должен кардинально «отличаться» от преподавателя, работающего в аудитории. Но некоторыми компетенциями он должен владеть в большей степени из-за существующей специфики обучения в дистанционном формате, например:
- виртуозным владением традиционными методиками обучения и их «интерпретациями» в применении к обучению на расстоянии;
- владеть личностно-ориентированными педагогическими технологиями;
- креативностью;
- коммуникабельностью;
- должен быть «открытым» для появляющихся новых технологий.

Комментариев нет: