Websoft

воскресенье, июля 27, 2008

Примеры работы с негативными эмоциями (№ 1)

В продолжение дискуссии, возникшей по мотивам поста "Тезисы об эмоциях в электронных курсах", как и обещал, приведу примеры из конкретного курса, посвященного управлению конфликтами:


В предлагаемом фрагменте действие происходит в офисном помещении. Начало рабочего дня. За столами сидят сотрудники (рис.1), считающие себя (об этом обучаемым известно из предыдущих разделов курса) достаточно опытными, квалифицированными и постоянными.

Рис. 1

Тут в кабинет входит Фёдор, всего год назад закончивший вуз и всего вторую неделю работающий в этой компании.
Федор: Доброе утро, коллеги!
В ответ он слышит весьма эмоциональные высказывания, подкрепляемые соответствующими мимическими выражениями и жестами персонажей:

- Никакое не доброе! После вашего появления у нас в помещении стало тесно и совсем нечем дышать.
- Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей.
- Почему так получается: стоит Федору появиться, как я сразу чувствую себя кругом виноватой?
- Что вы к Феде пристали. Он такой интеллигентный, невинный. Прямо душка!

Уязвленный Федор внутренне восклицает:
- Какие низкие люди! Сколько в них ненависти и высокомерия!
Однако тут же берет себя в руки:
- Стоп! Вдохни поглубже. Досчитай про себя до 10. Из любой ситуации теоретически возможен достойный выход.

Задача обучаемого состоит в том, чтобы достойно отреагировать на выпады коллег Федора.
Теперь их реплики появляются по одной, и обучаемому предлагается отреагировать на них, выполняя серию упражнений. Выглядит это так:

Дается условие задания (рис.2):

Рис. 2

Затем обучаемый выбирает варианты ответа на негативные реплики каждого из оппонентов Федора, например (рис. 3):

Рис. 3

Любой из выборов обучаемого сопровождается комментарием.
К примеру, на реплику «Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей» варианты ответа комментируются так (рис. 4):

Рис. 4

Так стоит ли огулом избегать использованная негативных эмоций в курсах? Что скажете?

9 комментариев:

Виталий комментирует...

Пример конечно забавный, но ни одна уважающая себя компания никогда подобное не будет использоать у себя. В школе - и то с ограничениями - еще да, но не в бизнесе. Иначе сотрудники будут держать менеджмент за дураков.

А может, есть коллеги, которые это считают вполне применимым?

Владимир Наумов комментирует...

Виталий, мне известны случаи (правда, редкие) использования чего-то подобного в весьма уважаемых российских компаниях. И они все-таки процветают :), да и авторитет менеджмента не рухнул, а укрепился, поскольку менеджмент таким образом демонстрирует понимание проблем людей и готовность уважительно работать с ними (с проблемами).

К сожалению, в Вашей реплике имеются лишь выводы и остались за кадром предшествующие ему аргументы. Не могли бы Вы поделиться и ими?

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

Владимир, у меня негативных эмоций не возникло. Я почувствовал интерес, азарт, но негатива точно не было.

Чтобы говорить об использовании чего-то, нужно быть уверенным, что властен над этим чем-то, а имеет ли автор учебного курса власть над негативными эмоциями обучающихся?

«— Ури, где у него кнопка?»

Владимир Наумов комментирует...

Андрей, вот это и хорошо, думается, что у Вас не возникло негатива. Здесь целью является не работа "в лоб" с негативными эмоциями обучаемого, а обучаемого - с негативными эмоциями (точнее, их возможными проявлениями) как таковыми. Рад, что у Вас возникли эмоции интереса и азарта, а не подбные тем, что у коллег Федора.

Не могли бы Вы высказаться, Андрей, считает ли Вы курсы, сплошь состоящие из подобных приведенному примеров, приемлемыми в корпоративном обучении? Будут ли, по-вашему, их использовать?

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

Владимир, спасибо за пояснение, согласен.

Вы как будто мысли мои читаете: мы рассматриваем разработку обучающих продуктов, сплошь состоящих из заданий как наиболее перспективное направление. Сейчас отрабатываем различные модели. Хочется делать эффективные обучающие продукты, в которых не была бы явным образом представлена лекционная часть. Это, правда, не отменяет возможность дополнительно использовать традиционные (лекции + практикумы + тесты) курсы по изучаемой теме.

Уверен, это будет востребовано, только важно соблюсти баланс интересности и полезности.

Владимир Наумов комментирует...

Анрей, рад, что мы мыслим в одну сторону.
Правда, не всегда курсы-состоящие-из-одних-упражнений целесообразны, при этом такие курсы, напрямую опирающиеся на опыт и знания наших взрослых обучаемых, думается, соответствуют требованиям андрагогики.

Виталий комментирует...

Владимир, в вашем примере есть предпосылка, что сотрудник, приходя в организацию, встречает негативное отношение к себе. А у него должно быть прямо противоположное ощущение. ПОэтому я и считаю, что использование подобных приемов в компаниях не оправданно, но например в курсах для саморазвития - вполне.

Владимир Наумов комментирует...

Виталий, понимаю, трудно судить о курсе по 1-2 кускам. В нем пристутствует несколько светлых образов менеджеров, включая сАмого главного, которые и помогают Федору (= персонажу, которым управляет обучаемый) и поддерживают его в конфликтных ситуациях. Напоминаю, что курс посвящен конфликтам и учит правильному поведению в острых ситуациях, а не знакомству с компанией и пропаганде ее достоинств :)

Ну, а вопросы самоиронии менеджмента, воплощенной в курсах; истиных чувств наемных работников по отношению к компании и ее менеджменту; боязнь менеджмента и проводников его идеологии ударить в грязь лицом, гипертрофированный страх поступиться авторитетом (часто = авторитаризмом) - особая тема. Ясно одно, согласен с Вами, боязь выставить менеджмент в несимпатичном виде в курсе ("держать за дураков", по-вашему) - проблема не надуманная. Обучаемые его по определению все равно за кого-то держат, да за того ли, за кого надо? Очевидно, и с этим надо работать при создании-эксплуатации курсов.