Websoft

вторник, июля 01, 2008

Многозадачность однозадачности мозга, или Еще один из подходов к педагогическому дизайну

По мотивам поста Многозадачность мозга

Даже когда мы делаем одно дело, наш мозг, как нам кажется в силу его вполне приемлемого быстродействия, выполняет «одновременно» много задач.

Взгляните на вполне незамысловатый обучающий слайд:


Для обучаемого этот слайд представляет собой первоначально один объект, который нужно 1. ощутить на физическом уровне.
Чтобы двигаться дальше по заданной курсом учебной траектории, этот объект нужно 2. воспринять.
Затем обучаемому приходится представленное на слайде 3. соотнести со своими представлениями о свойствах названных и изображенных элементов. Ради этого ему приходится включать процессы 4 и 5 ― воображения и припоминания. Для дальнейшей работы с ним обучаемому нужно «включить» 6. внимание, чтобы от предмета изучения не отвлекали «птички за окном» или привлекательный(ая) коллега. Таким образом в работу вступает 7. воля. Затем нашему обучаемому предстоит задействовать 8. память, вновь 9. воображение, уже творческое, затем 9. интеллект (мышление). Наконец, чтобы образовательный акт случился и полноценно завершился, хорошо бы обучаемому 10. отрефлексировать, что случилось с ним во время и в результате работы со слайдом: что приобрел, уточнил, с чем согласен/не согласен, какие выводы сделал, куда развился, какие ассоциации возникли, новые мысли появились и т.п. и 11. сохранить в памяти результаты рефлексии.

Какое значение это имеет в контексте eLearning? Смысл перечня кажущихся одновременными процессов в том, что при создании и эксплуатации курсов мы может а) различать эти процессы, б) закладывать в курс механизмы управления каждым из них, в) целенаправленно влиять на них сообразно цели обучения, г) делать это точечно, акцентируя внимание на одном или нескольких процессах. По сути, речь идет об одном из возможных подходов к педагогическому дизайну курсов.

P.S. Опробовать меру действенности предлагаемого подхода, коллеги, можно прямо здесь.
Вернитесь к слайду. Последовательно, педантично и полно примените к работе с ним все 11 перечисленных операций. Будет здорово, если полученными впечатлениями вы поделитесь в комментах.

Комментариев нет: