Websoft

воскресенье, мая 10, 2009

Элементы Web 2.0 в е-курсах

В высказывании о e-Learning в Южой Корее привлекло внимание, что там возможности Web 2.0 пытаются реализовывать прямо в "теле" электронных курсов.
В моей практике за последние 5 лет на просторах СНГ приходилось сталкиваться:
1. однажды напрямую участовавать в разработке курса, использующего возможности 2-го Web'а, а именно для генерирования инновационных идей обучающимися для их анализа и/или оценки экспертами компании и менеджментом с целью сбора и реализации разумных предложений
2. выступать в качестве эксперта в системе курсов компании N, где возможности Web 2.0 должны были бы использоваться с целью получения обратной связи от обучаемых о качестве и пользе этих курсов и их совершенствования
3. предложить заказчику включить в курсы возможность контактов с экспертами или учебным центром по поводу содержания курсов (отвергнуто заказчиком без комментариев)
4. по просбье компании F выступить постановщиком задачи для инструмента по совместному распределенному решению учебных бизнес-кейсов в игровой соревновательной форме. Итоги при этом должны были бы подводиться в полуавтоматичесой форме экспертами компании (заказчик отказался от идеи в ходе подготовки ТЗ из-за дефицита времени у специалистов УЦ и, следовательно :) экспертов).

А что вы думаете о включениее элементов Web 2.0 непосредственно в обучающие курсы для сотрудников? Или уже имеете опыт такого включения?

19 комментариев:

Symbat ~ Kyrgyzstan комментирует...

A mon avi, однозначно Web 2.0 следует использовать в е-курсах. К примеру, один из советов друга использовать возможности wiki страниц как элемент справочно-информационного ресурса по аналогии с той же википедией.

Протасов Михаил комментирует...

Добавьте такой функционал в CourseLab, будет удобно. Пока что он, к сожалению, может передавать в СДО довольно ограниченное количество информации. Соответственно, реализовать элементы Web2.0 представляется затруднительным.

Алексей Корольков комментирует...

Михаил,
в версии Courselab 2.6 мы планируем сделать сохранение в СДО всех переменных, которые вы создаете на слайдах. Это даст большую свободу для сбора обратной связи. Ну и отчет в WebTutor добавим для просмотра и анализа этих переменных

lern21 комментирует...

Надо более широко понимать 2.0 в образовании, ни как какой-то инструмент. Но в таком понимании 2.0 вступает в прямой конфликт с ЛМС.
Как бы лошадь с авто не удастся скрестить, лучше не стараться.

Каллиников Павел комментирует...

>>в таком понимании 2.0 вступает в прямой конфликт с ЛМС

Точно-точно. СДО и спецификации SCORMа ставят совершенно идиотские ограничения на структуру курса. В частности из-за проблем с отслеживанием действий учащегося.
Попробуйте сделать курс с активным гипертекстом в стиле хелпа - отлуп по всем пунктам. Чего уж там про web 2.0 говорить.
Жесткие траектории обучения не признают за учащимся право быть свободным исследователем в процессе обучения.
Поэтому LMS - маздай :)

Что же касается Web 2.0 в теле курса. Есть такие задумки и у нас. Но тут такое дело... Действительно плодотворный 2.0 типа Википедии зиждется не столько на технологии, сколько на выверенной и изощренной системе модерации (в википедии существует несколько десятков ролей и большинство из них - с административными и модераторскими функциями). Без хорошей социальной организации социальная сеть вырождается. А способны ли мы организовать все это "прямо в теле курса"? Или надеемся только на стихийную самоорганизацию типа "невидимой руки рынка"? Сомневаюсь, что такая схема может быть полезной.

Я больше верю во встраивание уже готовых и авторитетных web 2.0 сервисов с открытым интерфейсом в тело курса. Хорошо было бы организовать, к примеру, синергию той же Википедии и электронного курса. Скромную и пока одностороннюю попытку этого мы уже сделали в своих курсах.

Протасов Михаил комментирует...

Павел, СДО и стандарты SCORM действительно ставят определенные ограничения, но они не такие жесткие, какими Вы их описываете.

По поводу активного гипертекста в стиле хелпа - может быть я не очень понял, что Вы имеете в виду, но мне кажется, такое сделать не особо сложно.

И траектории совсем не обязательно должны быть жесткими в условиях SCORM и LMS.

Реально есть две проблемы:
1. LMS не может передать никакую информацию в курс
2. Курс передает очень мало информации в LMS.

Решение обеих проблем, я надеюсь, не за горами.

При этом никаких ограничений на структуру и интерактивность внутри одного раздела курса нет.

Каллиников Павел комментирует...

Михаилу:

>>При этом никаких ограничений на структуру и интерактивность внутри одного раздела курса нет.

Вот-вот, внутри раздела. Т.е. никакого аппарата электронного издания для ВСЕГО курса. Соорудить невозможно. К примеру - предметного указателя с возвратом из него в РАЗНЫЕ разделы.
И вообще, любое свободное хождение по разделам и их частям (без обращения к оглавлению, т.е. напрямую) невозможно.
На мой взгляд, это просто маразм. Хотя я понимаю, какие идеи к такому маразму подтолкнули.

Протасов Михаил комментирует...

Павел, ограничение на взаимодействие разделов действительно является неприятным. Но во-первых, я думаю, скоро оно будет преодолено. Во-вторых пока что я, например, поступаю таким образом. Когда мне нужно взаимодействие между разными разделами, я просто создаю курс в виде одного раздела SCORM. При этом ничто не мешает сделать мне внутри сколь угодно сложную навигацию, а также оформить так, как будто на самом деле там много разделов.

При этом нетрудно сделать так, чтобы конечный курс все равно выглядел как состоящий из большого количества разделов. Если уж очень хочется, можно сделать специальный слайд, на котором нет кнопок "назад" и "далее", есть только список разделов и возможность обратиться к любому из них. Соответственно, в конце каждого раздела идет возврат к этому слайду.

В общем-то любое свободное хождение по курсу возможно. Просто иногда следует отказаться от стандартной панели навигации типа "назад-далее-обновить-содержание". Слайдовая модель курсов позволяет, на самом деле, делать гораздо более интересную и нелинейную навигацию.

И это вполне возможно в рамках SCORM. Мне несколько раз приходилось изменять стандартную навигацию (назад-далее-обновить-содержание) на другую. Правда что-то уж очень нелинейное мне делать не приходилось, так как я не сталкивался с такой необходимостью. Но если бы столкнулся, я бы это сделал без особых проблем.

Например, я делал возврат назад к нужному месту в курсе, если проверочная задача решена с критичным количеством ошибок.

Каллиников Павел комментирует...

Михаил - да, это тоже решение. Но решение не очень хорошее, т.к. в этом случае мы теряем функции отслеживания тьютором активности студента. Т.е. возникает вопрос - а зачем тогда вообще LMS? Это что лучший способ доставки контента? Да нет - обычный ВЕБ доставляет контент на порядок лучше...

Протасов Михаил комментирует...

Павел, на данный момент с помощью курсов SCORM, созданных в CourseLab, можно передавать в LMS любое количество числовых целых переменных (в виде оценок за цели). В свою очередь формировать эти переменные можно внутри курса абсолютно любыми способами, отслеживая любые действия обучаемых. Это дает некоторую свободу в контроле. Проблема в том, что текстовые переменные пока не передаются. Но, как я понимаю, Алексей Корольков выше пообещал в следующей версии CourseLab исправить это.

А какие еще простые способы собирать обратную связь из дистанционных курсов Вы знаете? Каждый раз разрабатывать приложения, собирающие обратную связь, очень дорого. Если же есть какие-то стандарты, более эффективные, чем SCORM, то был бы очень признателен, если бы Вы поделились информацией о них.

Каллиников Павел комментирует...

Михаил, никаких реальных стандартов кроме Скорма на сегодняшний день я не знаю, и не думаю, что они есть.
Но я думаю, что в будущем процедура доставка контента будет отделена от процедуры отслеживания, сбора информации о студентах и администрирования учебного процесса. Возможно, обмен данными контента с LMS будет происходить через открытый и стандартизованный входной язык. А курсы будут активными (например, сделаны на основе Аякса). Для того, чтобы сделать курс активным вовсе не надо программировать для каждого курса код обмена. Достаточно заложить такую возможность в авторскую систему, а уж она создаст нужный код для курса.

al-dr комментирует...

Михаил,
а как тутор сможет ставить оценки за отдельные задания внутри моноблочного курса?
У нас тоже были всякие модели курсов - сейчас собственная слайдовая реализация. И все неприятные ограничения даже не столько от SCORM сколько от примитивных и урезанных реализаций LMS. К примеру, тот же Гиперметод, вроде, тоже никак не поддерживает комментирование кадров курса, не говоря о внутрикадровом диалоге с тутором - у меня не получилось. И так далее со всеми остановками...

Протасов Михаил комментирует...

Павел, не уверен, что хорошо представляю, как это будет реализовано на практике и что конкретно даст. Но, по всей видимости, когда такие "активные" курсы можно будет легко создавать и эксплуатировать, это будет очень удобно. Пока что приходится пользоваться тем, что есть (максимально используя при этом имеющиеся возможности).

al-dr,
у меня есть курс, в котором есть раздел с тестом из 24 вопросов, при этом есть 8 целей, в каждую из которых идут баллы за 3 вопроса. Плюс есть девятая цель, куда идет сумма баллов (total) и две цели-флажка. Когда человек проходит курс, я захожу в WebTutor в карточку "Законченный электронный курс", там результаты, там выбираю нужный раздел. В правой части экрана появляется отчет по целям. По каждой цели можно посмотреть минимальное количество баллов, максимальное, реально набранное и отношение реального к максимальному. А также статус выполнения и статус завершения.

Протасов Михаил комментирует...

al-dr,
еще кстати есть такая штука, как отчет по целям курса, которая позволяет выгрузить эти результаты в excel, а дальше уже проводить любую аналитику.

al-dr комментирует...

Михаил,
кстати да - как раз вчера писал начальнику про learning objectives... только там снова надо логику программировать...
Еще такой попутный вопросик:
возможно ли в scorm чтение/запись информации на уровне курса, а не отдельного sco - например, где можно хранить общую для курса информацию. Можно брать из манифеста - но нельзя писать.
Куки местозависимы...

Михаил,
мы немного отклонились!
Не могли бы привести конкретные примеры web 2.0 в курсах?
типа: цель, механизм, что дало...
И как прокомментируете проблемы с новыми политиками безопасности windows vista и ie7/8 - я потратил пару месяцев на обратную централизацию взаимодействия курса с lms! Студенты замучили...

Каллиников Павел комментирует...

Михал, Ваши решения интересны, но несколько искусственны (что не умаляет их полезности). Вы пытаетесь создать геометрию графа там, где по определению существует только вершина - точка :)
В принципе, нам тоже приходится выкручиваться как-то. И это как-то происходит за счет некоторого снижения функциональности lms-верси курса по сравнению с открытой версией.

Да, действительно, "пока приходится использовать то что есть". Но, я думаю, мы имеем право помечтать :)
Ну и, кроме того, мы имеем свое очень нетрадиционное авторское средство, в котором иногда удается воплотить те или иные нетрадиционные мечты (идеи).

al-dr комментирует...

Павел,
если б еще знать что хотим!:)))
А то налепим разных частностей: а как осознаем, что снова все переделывать - так и ворчим на белый свет

Протасов Михаил комментирует...

al-dr,
по поводу первого вопроса - честно говоря, наверняка не знаю. Но предполагаю, что нельзя. Сам не сталкивался с такой необходимостью. Это лучше у кого-нибудь из ВебСофт уточнить, например, у Вячеслава Щинова.

Насчет конкретных примеров web 2.0 в курсах - кое-что предложил Владимир Наумов в исходном посте. Мне приходили в голову идеи, похожие на те, которые озвучил он, но до практической реализации не доходило. Во-первых, пока что технические возможности не позволяют. Во-вторых, на мой взгляд, пока что это все-таки скорее экспериментирование, чем реальное повышение эффективности обучения. Есть вещи более простые, и важные, которые нужно сделать, прежде чем переходить к web 2.0 в курсах.

Насчет политик безопасности совершенно не в курсе. Я не очень хорошо разбираюсь в IT. Я занимаюсь созданием курсов и общим администрированием, а всеми настройками безопасности у нас в компании занимаются сотрудники департамента ИТ. Но у нас ситуация облегчается тем, что vista внутри компании не используется, так же как IE 8.

Павел,
если у Вас будут (или есть) интересные результаты, то будет очень интересно узнать о них!

Каллиников Павел комментирует...

Михаил, кое о чем постараюсь рассказать на eLearnExpo. Вы там, кажется, тоже будете.