Websoft

воскресенье, августа 23, 2009

Еще раз о виртуальных (педагогических) агентах


Не так давно мы дискутировали о простейших агентах, которых можно использовать в курсах е-learning. Есть, полагаю, еще одна манера их представления. Не знаю, как вам, коллеги, а мне изображения подобного типа, особенно анимированные, представляются одними их самых перспективных. Мало того, что они ни на кого не похожи (= похожи на всех). Подобные «черные» человечки весьма продуктивны в плане вызова в воображении пользователей ассоциаций и фантазирования.

5 комментариев:

Alexander Ryabinin комментирует...

Владимир, соглашусь с вами.
Странно, что мы до этого не так обращали внимание на такого вида персонажи. Таким образом решается сложная задача, как той или иной интерпретации (весьма субъективной несмотря на знания и опыт) образа не попасть в просак и не обрубить часть аудитории.
Спасибо за мысль, она мне пригодится.

Духнич Юрий комментирует...

Есть несколько нюансов.
С одной стороны абстрактные образы стимулируют фантазию. Но с другой, у людей с повышенной тревожностью могут блокировать когнитивную функцию. Высокий уровень тревожности может быть ситуативным, например, в период адаптации в компании. Следовательно, можно предположить где подобная практика будет малоэффективной.
Исследовать процесс не рекомендую :), но если у кого есть опыт применения абстрактных образов - поделитесь.

Каллиников Павел комментирует...

Мне нравятся такие агенты. Но они тоже должны быть нарисованы искусно. Простота здесь - кажущаяся.
Если кто-нибудь знает, где можно найти библиотеку таких агентов - готов их использовать здесь и сейчас.
А вот своими силами рисовать не стал бы.

Владимир Наумов комментирует...

То Юрий Духнич
К идее подобных «абстрактных» агентов подтолкнули именно проективный тесты (второй рисунок взят прямо из знаменитого теста РАТ). С их использованием, действительно, не все однозначно, если использовать их в «мирных» целях, например, для диагностики повышенной тревожности спецов по работе с клиентами, где эту тревожность полезно довести до здорового уровня.
Опыт дизайна курсов с такими персонажами (назовем их сразу проективными) есть. Дважды удалось убедить заказчиков и реализовать такие курсы. Одни из них — игровой, построен вовсе только на проективных агентах (там их в сумме под 2 десятка). Именно такие персонажи, по отзывам обучаемых — привлекательны и вовсе их не напрягали. Все дело в том, в какой контекст (контент) их помещать. Можно и ангела отфлешить под дьявольские козни :). Идет работа еще над проективными агентами, о которых пока рано говорить.

Использование же подобных агентов на очных тренингах и вебинарах с целью обучения использованию таких агентов вызывало, как правило, а) бурное эмоциональное реагирование, б) позитивное отношение к таким фигурам и, особенно, к их образовательному потенциалу.
Правда же в том, что любой, даже самый реалистичный образ или фото (видео) могут использоваться по-разному. Хотите, фото ген.директора в адаптационном курсе аж зашкалит тревожность даже у самого самоуверенного перца, а может и понизить ее у робких рекрутов. Как преподнесете, то и получите.
Кстати, уровень тревожности у HR'ов и разработчиков курсов по статистике всегда выше, чем в среднем по больнице. И исследовать это очень рекомендую :)

То Павел Каллиников
Действительно, к художникам подобных человечков требования должны быть очень высокими. Они должны знать анатомию и невербалику от и до...

Духнич Юрий комментирует...

Когда я говорил "исследовать не рекомендую", я хотел избавить свой комментарий от излишней нарочитости :). Ведь советчиков всегда хватает :). Исследовать безусловно стоит, а всевозможные "НО" будут всегда.

Помнится мне у одного из операторов сотовой связи был курс построенный на 3D персонажах (по моему даже курс по адаптации) - великолепный курс. Успех курса действительно в основном зависел от образа персонажа - симпатичный такой человечек в корпоративных цветах.