Websoft

понедельник, ноября 23, 2009

Виды управления в е-learning (Тезисы)

Следующее поколение систем дистанционного обучения будет опираться на сервисные архитектуры
Диклейн Даггер, Александр О’Коннор, Сиамус Лавлесс, Эдди Уолш, Винсент Уэйд Сервисные платформы электронного обучения: от монолитных систем к гибким сервисам


Недавняя дискуссия заинтересованных в решении вопроса, что лучше, контентное (на основе е-курсов) или социальное обучение, сторон побудила запостить эти тезисы, которые излагают суть готовящейся довольно большой статьи.

1. Социальные процессы нуждаются в управлении.
2. Обучение – социальный процесс.
3. LMS – это не процесс :).
4. Управление обучением – это не столько процесс, сколько система процессов управления, весьма разновекторных и имеющих разных субъектов, объектов, цели, средства и пр.
5. Важнейшими подсистемами управления электронным обучением являются:
• Организационное управление обучением (у нас IT-инструментом такого управления выступает обычно LMS + прикрученные к ней блоки типа «Управление знаниями», KPI, «Аттестация»)
• Управление преподаванием (сколько-нибудь специализированные IT-инструменты подобного управления, кроме, с натяжкой, средств авторинга, мне неизвестны)
• Управления учением (этим у нас сам, ИМХО, никто и ничто по существу, не занимается, кроме календаря. Наши курсы, по преимуществу преподают, а не управляют учением)
• Управление учебным общением (не коммуникацией, поскольку она суть часть – подпроцесс - общения). Эту почетную миссию способны выполнять форумы, мессенджеры и сетевые социальные сервисы (SNS).
6. В силу принципиальных отличий перечисленных в п.5 подпроцессов, полноценное управление обучением только на платформе LMS, только с помощью приказов и интсрукций, только на базе социальных сетевых сервисов SNS, только на основе е-курсов или только в ходе коллаборативного обучения невозможно.
7. Отсутствие в ходе обучения подпроцессов управления его организацией, преподаванием, учением, общением приведет к отсутствию обучения как такового. То есть без перечисленных здесь подпроцессов обучения попросту не будет. По определению, в принципе
8. Противопоставлять LMS-курсы и SNS, контентное и социальное обучение бессмысленно, поскольку
• В любом обучении есть базовые, рутинные, официальные (академические) знания и действия, являющиеся нормативными и измеримыми, целесообразными. Если в социальном обучении контента якобы нет, то он появляется в итоге обучения и, как правило, заведомо есть в голове преподающего

Отступление. Только что читал, как немецкие конструктивисты с помощью е-курса(!, ЛМСного) теорему Пифагора преподают. Вполне адекватно принципам конструктивизма. Лет 20 назад экспериментировал с пятиклассниками, когда они коллективно и адекватно решили задачу, почему жи/ши пишется с и, а не ы за полтора часа. Хоть в школе этому «почему» не учат.

• Контентное и социальное обучение имеют свои преимущества и свои изъяны, которые могут взаимодополнять и компенсировать друг друга. Отказ от одного из этих типов обучения в пользу другого только усугубит его ограниченность

9. Следовательно, целесообразно использовать как контентное так и социальное обучение, поскольку первое решает преимущественно задачи преподавания, а второе – педагогического общения.
10. Следующее поколение решений в е-learning будет опираться как на контентное, так и на социальное обучение, чтобы обеспечить баланс процессов управления организацией обучения, преподаванием, учением, педагогическим общением и применением изученного.

2 комментария:

Михаил Протасов комментирует...

Владимир, могли бы Вы подробнее рассказать об управлении преподаванием и управлении учением? В чем их суть, чем они отличаются, и как, на Ваш взгляд, нужно управлять преподаванием и учением?

Владимир Наумов комментирует...

Михаил, лучше это делать не в комментах. Тем более что при разных подходах к обучению управление преподаванием и учением осуществляется существенно, порой радикально по-разному. Буду делать по этой теме посты.