Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Цикл статей “Управление знаниями”. 5. Советы по взаимодействию с экспертами

Автор: Марина Литвинова

Взаимодействие с экспертами - один из вопросов в управлении знаниями, который, на мой взгляд, нуждается в конкретных советах. В e-learning мы часто сталкиваемся с экспертами: читаем книги, посещаем учебные мероприятия, взаимодействуем при разработке электронного контента. И можно заметить, что по степени готовности делиться накопленным опытом экспертов можно отнести к одной из двух категорий:
1) те, которые открыто делятся своими знаниями, "фишками" и практическими наработками,
2) те, которые не хотят делиться.

Первые пишут книги, проводят практические полезные вебинары, раскрывают свои секреты в учебном контенте. Вторые завлекают промо-вебинарами, рекламными выступлениями и анонсами учебных материалов, за которыми следует продажа этого самого накопленного опыта.

Интересно то, что первые ведь тоже зарабатывают, но у них это получается как-то логично и параллельно с открытостью. То есть какие-то знания даются свободно, а другие вы можете получить за деньги (более структурированные в виде вебинара, более глубокие в виде курса или тренинга, более удобные в виде книги как альтернативы постов в блоге). А благодаря тому, что эти эксперты постоянно практикуют, у них появляются все новые и новые идеи, "фишки", знаниями, которыми не страшно поделиться. Потому, что вслед за ними появятся еще.

Похожие ситуации возникают при разработке электронных курсов и попытках собрать лучшие практики от сотрудников. Люди не готовы делиться накопленным опытом из-за боязни потерять свою статусность или уменьшить доход.

Те, кто готов делиться информацией, уже по каким-то причинам перешли на следующий этап обмена опытом. Скорей всего, тому способствовала окружающая их среда (например, эксперт помимо основной работы имеет дополнительный доход за счет консультаций или достаточно прочную экспертизу, которая постоянно расширяется благодаря практике). В компании эту среду рождает благоприятная корпоративная культура, которая способствует взаимодействию сотрудников и генерации новых знаний из уже имеющихся. Это мы обсудили ранее. Также мы уже говорили о ценности накопленной информации, которая выражается не в самом наличии знаний, а в их циркуляции, трансформации и применении. Имея похожие технологии, компаний одной сферы рынка могут достичь различного уровня успеха потому, что эти самые технологии по-разному используются.

Переход к новому мышлению экспертов и их желание делиться опытом говорит о готовности компании к внедрению базы знаний. Поэтому предлагаю сейчас остановиться на конкретных советах по взаимодействию с экспертами в среде, благоприятной к обмену опытом и знаниями.

Как получить поддержку экспертов при внедрении базы знаний
  1. Постарайтесь понять эксперта. Ощутите себя на его месте в ежедневной рабочей обстановке. Прочувствуйте его загрузку, потому что это ритм, в котором он будет искать свободное время, чтобы поделиться опытом.
  2. Поясните, что такое электронный курс, вебинар или лучшая практика. Расскажите, как готовится контент для такого формата обучения, потому что это может стать открытием. Подчеркните его экспертизу в теме и вашу готовность перенести этот опыт в электронный формат наиболее эффективным способом. Покажите удачные примеры и поясните, почему такой контент хорошо сделан.
  3. Задавайте вопросы и записывайте ответы. Уточняйте. Не додумывайте за эксперта. Попробуйте коучинг-подход с наводящими вопросами, пока не проясните нужный момент.
  4. Договоритесь о правилах взаимодействия, сроках и способах коммуникаций. Вам должно быть понятно и удобно работать над общим проектом. Развейте сомнения и страхи эксперта в отношении затрат времени. Сообщайте о промежуточных этапах разработки и сдвиге тайминга, если он произошел.
  5. Будьте конструктивны и дипломатичны, давая обратную связь. Не критикуйте предоставленный материал. Постарайтесь выделить ценное.
  6. Сконцентрируйте эксперта на практике -  какие конкретные действия в работе будет выполнять сотрудник после обучения. Беспощадно сокращайте "то, что может понадобиться". Взглянем правда в глаза: на последнее у сотрудников нет ни времени, ни мотивации.
  7. Выделите контент, который будет доступен для дополнительного изучения. Если вопрос отказа от накопленной теории болезненный, то рассмотрите вариант дополнительных материалов, которые смогут загрузить себе любознательные ученики.
  8. Учтите, что объем знаний эксперта достаточно большой, чтобы  легко его упростить и вернуться к точке отсчета - состоянию новичка. Помогите ему в этом.
  9. После завершения проекта не ограничивайтесь фразой "Спасибо за сотрудничество". Вовлеките эксперта в общение с сотрудникам, которые проходят его курс. Соберите обратную связь и покажите ее эксперту. Если есть возможность, организуйте очную встречу, вебинар или постоянно действующий форум по теме, где эксперт сможет отвечать на вопросы. Этим вы мотивируете к дальнейшему взаимодействию
  10. Работайте в одной команде, если взаимодействуете сразу с несколькими экспертами над проектом. Обязательно прорабатывайте все этапы вместе и приходите к общему мнению.

КЕЙС: Проект EXPERT в Райффайзен Банке
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?