Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Адаптивное обучение: какие аргументы “за”?

Существует так много способов убивать время,
что некоторыми приходится жертвовать.
(Айзек Азимов)

Первая идея, которую мы рассмотрели в прошлом посте: адаптивное обучение перестроит корпоративную LMS на новый формат. Когда статичные конструкции знаний будут разобраны на небольшие фрагменты, их можно будет использовать словно элементы конструктора для различных учебных траекторий. Это глобальный взгляд на то, что может дать адаптивность.

Какие надежды возлагают на адаптивное обучение?

1. Сократить затраты времени сотрудников на обучение

Ускоряются потоки информации, потребность в знаниях и циклы освоения новых навыков. Работа, которую выполняет сотрудник, тоже меняется: сложные задачи, быстрые решения. В итоге, на обучение остается все меньше времени, сил и мотивации.

В процессе обучения учащемуся нужна поддержка на трех этапах: начать обучение, сохранить динамику в процессе, завершить. Стартовый этап - один из самых сложных, потому что впереди еще 2 часа вебинара, 30 вопросов теста, 100 слайдов курса, 200 страниц pdf-инструкции, 500 страниц книги. Велика вероятность того, что назначенное обучение  тут же завершится кнопкой “закрыть”.

На микрообучение проще найти время в плотном графике. Чтобы посмотреть двухминутный видео-ролик, почитать памятку размером со страницу А4 или ответить на небольшой тест из 3-5 вопросов, мотивации нужно гораздо меньше.

С одной стороны, это упрощение контента, которое глобально может привести к тому, что со временем учащийся не сможет длительно удерживать внимание и концентрацию. Но, с другой стороны, мы ведь говорим об обучении без отрыва от работы. А, если сказать честно, то в нерабочее время, в перерывах, по дороге на работу и домой. Поэтому стоит разделять форматы контента для непрерывного обучения под четкие профессиональные задачи и для вдумчивого погружения в новую тему.

Формат микрообучения сокращает размер "порции" информации, повышает мотивацию на старте обучения, формирует оптимальный набор элементов в соответствии с пробелами в знаниях и уровнем подготовки учащегося. Все это позволяет развивать профессионалов, лидеров, инноваторов.

2. Создать персонализированный учебный контент

Выбор формата представления контента - вариант адаптации обучения под запросы и восприятие конкретного учащегося: один и тот же материала может быть "упакован" в текст, аудио, видео, инфографику, скрайбинг, тест, кейс, истории.

Персонализированный контент должен отвечать не только целям обучения и способу восприятия человека, но и в первую очередь быть прикладным. То есть в адаптивную траекторию обучения должны попасть только те элементы "lego", которые заполнят пробелы в знаниях этого конкретного учащегося. При этом будет учтен темп обучения, частота повторения усвоенного материала, потребность в получении обратной связи, способ поддержания мотивации.

Возможно, на адаптивное обучение возлагают надежды решить задачи, которые не смогли решить педагогическим дизайном. Например, четко сегментировать целевую аудиторию по уровню начальных знаний и потребностей в обучении, разделять траектории обучения в зависимости от успехов учащегося в процессе прохождения курса. Но это если смотреть только на начальные этапы адаптивности.

3. Сделать учебные процессы быстрыми и гибкими

Адаптивное обучение можно рассматривать как инструмент взаимодействия с корпоративной базой знаний. А через нее - как способ непрерывной обратной связи между компанией и сотрудником в процессе его работы и освоения новых навыков.

Учитывая потребность в быстрой смене навыков, нам важно в каждый момент обучения сотрудника понимать, насколько получаемые знания отвечают его профессиональным задачам (= стратегическим целям компании, которые формируют эти потребности). Так, чтобы вовремя внести изменения, откорректировать траектории обучения, перенаправить по нужной траектории.

В крупных компаниях распространена практика создания программ профессионального обучения по профилям должностей. Это списки курсов, тестов, вебинаров, инструкций, книг, которые дают каждому сотруднику понимание того, что надо изучить. Несколько лет назад составление подобных программ один раз в год было целесообразным. Если в течение года и вносились дополнения, то они были незначительными.

Сейчас планирование должно стать кратковременным и гибким, чтобы подстраиваться под потребности обучения здесь и сейчас. В этом поможет связка между учебными задачами и бизнес-процессами. Например, когда результаты обучения будут сопоставляться с показателями работы, а критерии качества и эффективности работы будут влиять на формирование учебных траекторий. Только так обучение станет своевременным и отвечающим потребностям конкретного сотрудника и компании.

4. Повысить эффективность обучения сотрудников за счет выбора оптимального формата и фокуса на реальных пробелах в знаниях

Неосознанная некомпетентность сотрудников является фактором, который склоняет крупные компании к разработке адаптивных курсов вместо обычных онлайн-курсов. То, что человек может использовать ошибочную информацию, даже не подозревая об этом, вредит бизнесу. Адаптивный подход выявляет пробелы в знаниях и заполняет их с помощью индивидуально подобранной программы обучения.

Следует отметить, что это не единственный способ борьбы с неосознанной некомпетентностью. Существует наставничество, коучинг, менторство, репетиторство. Но все эти варианты возможны только с участием живого преподавателя. По сути, задача адаптивного обучения -  создать запрограммированного репетитора для каждого своего сотрудника и таким образом повысить эффективность усвоения новых знаний. При этом индивидуальные цели обучения этого сотрудника находятся в рамках его профессиональных функций, ведь мы говорим о корпоративном секторе.

Подведем итоги
  1. На адаптивное обучение возлагают надежды повысить эффективность и скорость обучения, убрать риски неосознанной некомпетентности сотрудников, сделать учебные процессы гибкими за счет персонализированного контента. 
  2. Большая роль в переходе к адаптивности принадлежит микрообучению. 
  3. Чтобы быстро отвечать запросам бизнеса, планирование программ профессионального обучения должно стать краткосрочным и гибким.
  4. Адаптивный подход для корпоративного обучения учитывает потребности в развитии сотрудника в рамках его функций и стратегических задач компании.

Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Как и зачем организовывать доработки информационных систем HR-автоматизации под свои потребности

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?